Вводимая в России обязательная маркировка товаров уже распространяется на сигареты, обувь, изделия из натурального меха и лекарственные препараты из перечня программы «7 нозологий». В течение 2020 года этот перечень пополнят молочная продукция, бутилированная вода, остальные лекарства, одежда и белье, духи и туалетная вода, шины, велосипеды и фотооборудование. А к 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию. Что дает маркировка, во сколько обходится бизнесу и как пандемия коронавируса влияет на процесс ее внедрения — в материале РБК+.
Стремительный запуск
Эксперимент по внедрению обязательной маркировки товаров в России начался в 2016 году. Первой товарной категорией, перешедшей на новые принципы работы, стала меховая индустрия — с 12 августа 2017 года оборот немаркированных изделий из натурального меха был запрещен. Пилотный проект был признан удачным: Минпромторг заявил об «обелении» рынка на 500% и о кратном росте объема продаж меховых изделий — с 8,5 млрд рублей в 2015 году до 68,5 млрд рублей в 2017 году. После этого правительство РФ решило к 2024 году распространить идею на все потребительские товары.
Как объясняет генеральный директор инвестиционно- технологического холдинга Original Group (занимается производством, разработкой и поставкой оборудования и ПО для маркировки и прослеживания движения товаров) Равиль Гимадиев, при правильном внедрении маркировка — это элемент цифровизации промышленности и часть экосистемы «Индустрия 4.0». Внедрение маркировки позволяет решить целый комплекс задач: очищение рынков от контрафактной продукции, обеспечение прозрачности всех цепочек поставок готовых товаров, рост бизнеса добросовестных участников рынка за счет прекращения оборота контрафактной продукции, рост собираемости налогов за счет роста торгового оборота, производство продукции в соответствии с реальным спросом и управление качеством благодаря тому, что становится возможным отслеживание всех операций с каждой единицей товара.
Кроме того, маркировка позволяет сокращать издержки бизнеса на управление логистическими потоками и товарными запасами, на таргетирование и оптимизацию маркетинговых и рекламных бюджетов участников оборота на продажу товаров. Она позволяет осуществлять оперативный мониторинг наличия в регионах РФ достаточных запасов товаров, средств обеспечения жизнедеятельности, оборудования и т.д. на случай чрезвычайных событий, добавляет Равиль Гимадиев.
Процесс маркировки предполагает нанесение производителями и импортерами продукции цифрового маркировочного кода Data Matrix на упаковку товара или товарный ярлык. Маркировочный код содержит данные о наименовании продукта, его производителе, а также о дате, времени и месте его выпуска, и персональный идентификатор конкретной единицы продукты, поясняет Равиль Гимадиев.
Проверка продукции на подлинность осуществляется на каждом этапе товаропроводящей сети. В случае прямых поставок от производителя в торговую сеть, онлайн-касса уведомит продавца о нелегальном товаре в случае наличия на упаковке товара «левого» кода. Покупатель может проверить подлинность и надлежащее качество товара самостоятельно c помощью мобильного приложения «Честный знак».
По данным Центра развития перспективных технологий, оператора национальной системы маркировки товаров, в середине ноября 2019 года в системе «Честный знак» прослеживалось 5,8 млрд кодов DataMatrix. Наибольшее количество кодов приходится на табачную продукцию, обувь, лекарства программы «7 нозологий» и меховые изделия: 5,5 млрд, 194 млн, 78 млн и 20,3 млн соответственно.
Распространение маркировки
С 2019 года обязательной маркировке подлежат сигареты и папиросы, духи и туалетная вода, автомобильные шины, фотокамеры и фотовспышки, ряд лекарственных препаратов, некоторые виды одежды и обувь. В 2020 году оборот немаркированных товаров из этого перечня будет запрещен. Кроме того, в этом году перечень подлежащей обязательной маркировке продукции расширится за счет всех лекарств и отдельных видов молочной продукции.
Ряд производителей продукции, которая уже подлежит обязательной маркировке, позитивно смотрят на нововведение. Так, АО «БТК групп» столкнулось с проблемой контрафакта в сегменте школьной формы, где доля сомнительной продукции, по разным оценкам, достигает 35-40%. Рынок переполнен некачественными, опасными для детей товарами, говорит руководитель отдела маркетинга и PR компании Виктория Петрова. «Мы видим в маркировке, прежде всего, возможность подтвердить качество и оригинальность нашего продукта», — отмечает Петрова.
Только в 2019 году федеральный бюджет недополучил более 100 мдрд рублей из-за нелегального оборота на рынке сигарет, приводит экспертные оценки директор по работе с органами государственной власти JTI Россия Василий Груздев. По его словам, цифровая маркировка и система прослеживания сигарет являются примером корректного во всех смыслах учета интересов всех участников табачного рынка: государственных органов, потребителей и бизнеса. «Государство получило новый инструмент контроля производства и цепочки сбыта сигарет, уплаты акцизов и налогов, а это большое подспорье в борьбе с растущей торговлей нелегальными сигаретами в нашей стране», — уверен Груздев.
Однако переход фармацевтической отрасли к обязательной маркировке товаров, по мнению директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, является избыточной мерой контроля. «В России нет проблем с оборотом контрафактных лекарственных препаратов — его доля мизерная», — отмечает Беспалов.
Ценные марки
Организация внедрения маркировки требует больших инвестиций, отмечают участники рынка. Проект требует модификации бизнес-процессов, приобретения специализированного оборудования и программного обеспечения, модификации систем управления производством и логистическими цепочками, интеграции информационных систем, формирования процесса обязательного обмена данными о маркировке и движении маркированных товаров с ГИС МТ (государственной информационной системой «Маркировка товаров») «Честный знак», говорит представитель Nokian Tyres Россия Карина Соколова.
«Внедрение обязательной маркировки затрагивает процессы и системы взаимодействия с головным офисом компании, который находится в Финляндии. Помимо этого, маркировка окажет влияние и на процессы взаимодействия с клиентами и собственной региональной логистической сетью», — прогнозирует Карина Соколова.
Проект цифровой маркировки, реализуемый в «БТК групп», уже потребовал инвестиций в размере 10 млн рублей, отметила Виктория Петрова. В будущем же компании предстоят дополнительные расходы: стоимость каждого кода составит 50 копеек.
Директор отраслевого информационно-аналитического агентства «Русский табак» Максим Королев оценивает затраты табачных компаний на внедрение маркировки в 2 млн рублей на одну линию мощностью 8-10 тыс. сигарет в минуту. Он называет их существенными для крупных производителей, и очень большими, сопоставимыми с месячной выручкой, для небольших фабрик. «Однако эти затраты не смертельные, никто из производителей с рынка из-за них не уйдет», — подчеркивает Максим Королев.
По оценкам Николая Беспалова, инвестиции российских производителей в техническое перевооружение для внедрения маркировки составят 3-4% от общего объема фармрынка. Равиль Гимадиев уточняет, что стоимость внедрения решения для маркировки для небольшого фармпроизводителя составляет от 1 млн рублей, а для средних и крупных компаний — от 5 до 15 млн рублей на одну производственную линию.
«На данный момент мы можем фиксировать только повышение информированности потребителя, на объем продаж и наличие на нашем отраслевом рынке контрафакта введение маркировки покане повлияло», — говорит Виктория Петрова и надеется на существенный эффект в долгосрочной перспективе: «пока прошло слишком мало времени». Например, о заметном позитивном влиянии обязательной маркировке на рынке меховых изделий власти заговорили лишь спустя 1,5 года после тотального запрета оборота немаркированной продукции. Так, в начале 2018 года Евразийская экономическая комиссия отметила включение в оборот около 5,1 млн изделий из натурального меха, что существенно превысило официальные данные.
Фактор COVID-19
Пандемия коронавируса осложнит процесс перехода к обязательной маркировке продукции в 2020 году, полагают участники рынка. Из-за закрытия границ остановлены поставки необходимого оборудования, а сроки поставок доступного оборудования увеличены, так как страны-производители компонентов закрыты на карантин, указывает Карина Соколова. Есть и сложности с организацией работы по проекту, так как заморожено получение виз, и часть требуемых специалистов не могут приехать на завод для наладки оборудования. Кроме того, сотрудники головного офиса находятся в вынужденных отпусках, удаленный режим работы ключевых сотрудников российского офиса также замедляет прогресс проекта, отмечает Карина Соколова.
Есть опасения и у табачников, которые должны завершить внедрение маркировки к 1 июля 2020 года. Чтобы система заработала в полном объеме и без перебоев, к ней должны подключиться десятки тысяч предприятий розничной торговли. Все это крайне сложно организовать без непосредственных контактов между людьми, отмечает Василий Груздев. Он не исключает переносов срока перехода на электронный документооборот из-за «непростой эпидемиологической обстановки».
Аналогичная ситуация и на фармацевтическом рынке. К настоящему моменту, по данным отраслевых ассоциаций, только около 50% участников товаропроводящей цепочки установили нужное оборудование, говорит Николай Беспалов. «Отрасль сейчас решает другие проблемы, маркировка проводится по остаточному принципу и к 1 июля может не успеть все завершить», — отмечает Беспалов. По оценкам Равиля Гимадиева, 50% участников фармрынка будут готовы 1 июля начать работать по новым правилам, около 30% будут готовы частично, осуществляя ряд операций по взаимодействию с «Честным знаком» в ручном режиме, и 20% участников рынка не успеют к дедлайну.
Легкая промышленность пока не так зависит от влияния ситуации с вирусом: там полный запрет на производство и импорт немаркированных товаров вводится с 1 января 2021 года. Поэтому предприятия легпрома внедряют маркировку в штатном режиме, не опасаясь срыва сроков. «Сроки реализация проекта мы не сдвигаем», — говорит Виктория Петрова. «БТК групп» завершает внедрение маркировки для обуви, а полный технический переход для всей продукции произойдет в январе 2021 года.
Особенности внедрения маркировки и оборота маркированных товаров эксперты и участники рынка обсудят в рамках онлайн-дискуссии РБК Петербург «Вся правда о маркировке», которая пройдет 28 апреля 2020 года.