Объем рынка благотворительности в России эксперты оценивают в 300 млрд руб. в год. При этом по данным Charities Aid Foundation (CAF), именно компании, а не физические лица, -крупнейшие жертвователи и участники благотворительных проектов в России. Особенностью бизнес-филантропии является региональная привязка — компании участвуют и реализуют проекты в родных регионах. Строительный бизнес не стал исключением. Вовлеченность петербургских девелоперов в социальные проекты возрастает, а вот затраты не всегда можно оценить только с точки зрения вложенных средств.
От души, а не по необходимости
Представители девелоперских компаний уверены, что социальными проектами бизнес занимается исключительно из внутренних потребностей, так как у руководства и сотрудников есть желание оказывать помощь и поддержку. «Помогать в той или иной форме могут компании с совершенно разным масштабом бизнеса, для этого не нужно быть крупным и известным», — говорит директор управления рекламы, PR и брендинга Группы ЦДС Ольга Маталыцкая.
Она добавляет, что инициатива для запуска социальных проектов может исходить как от руководства, так и от рядовых сотрудников, и в ЦДС есть примеры обоих подходов. «Всероссийский творческий конкурс для студентов и выпускников архитектурных ВУЗов «АРХпроект» был инициирован руководством компании и департаментом маркетинга. Участники конкурса могут предложить свой проект в одной из номинаций, например, создать фасад жилого дома, интерьер квартиры или целый город на воде. Победители получают ценные призы и проходят оплачиваемую стажировку в Группе ЦДС», — рассказывает она.
Другой пример — проект, который стартует в 2019 году, был инициирован как раз сотрудниками в рамках проходящего внутри компании «Конкурса инноваций». «В 2019 году победителем стала идея «внутреннее волонтерство». Она подразумевает, что сотрудники Группы ЦДС будут участвовать в различных социальных проектах. Сейчас мы формируем их перечень. Каждый сможет выбрать, как он готов помочь: деньгами, продуктами, личным участием или каким-то другим удобным для него способом. Эта инициатива не принесет плодов ни с коммерческой, ни с маркетинговой точек зрения, но это нужно сотрудникам, у них есть потребность помогать другим, и поэтому компания с удовольствием поддержала это начинание», — добавляет Ольга Маталыцкая.
Маленький вклад каждого
О важности включенности всей компании в работу над социальными проектами говорит и заместитель генерального директора ГК «Ленстройтрест» Наталья Лучина. «Сейчас мы делаем акцент на событиях, в которых могут принять активное участие сотрудники. Компания рассматривает разные по масштабу и направленности социальные проекты, обеспечивает сотрудников необходимой информацией и организует совместную работу. При этом девелопер продолжает помогать благотворительным фондам и частным лицам, но делает это без лишней рекламы и шума», — отмечает Наталья Лучина.
Среди примеров подобных проектов она называет, в частности, акцию «Чистые окна», которая дважды проходила в прошлом году. «Наши сотрудники мыли окна в социальном доме на улице Чайковского, где проживают ветераны труда, труженики тыла и инвалиды, которые попали в трудную жизненную ситуацию — лишились жилья или остались без родственников. В мае мы не только провели уборку в доме, но и организовали праздничный обед и поздравление с 9 мая, а также собрали деньги на покупку необходимой мебели и сантехники. В декабре мы поздравили жителей дома с Новым годом — организовали сбор именных подарков, каждый сотрудник мог «закрепить» за собой бабушку или дедушку из списка, и подготовить свой подарок», — говорит представитель «Ленстройтреста», подчеркивая, что дело здесь не столько в материальной помощи и приятных презентах, сколько во внимании и простом человеческом общении.
Также, по словам Натальи Лучиной, сотрудники компании ежегодно участвуют в Дне донора: кто-то делает это самостоятельно, остальные желающие сдают кровь в рамках корпоративного Дня донора. В 2018 году участниками этой акции стали около 30 человек в офисе компании и более 40 в жилом квартале «Янила Кантри» (общая численность компании — 150 человек). «Кроме того, офисные сотрудники взяли шефство над собаками-охранниками, живущими на наших стройках: собрали деньги на новые будки и корм на месяцы вперед», — рассказывает Наталья Лучина.
«Компания участвовала и в акции «Мандаринка и Тушенка», которую перед каждым новым годом проводит фонд «Ночлежка», помогающий бездомным: собрали новогодние комплекты для подопечных «Ночного автобуса», постояльцев пунктов обогрева, клиентов Консультационной службы и жильцов Реабилитационного приюта», — добавляет представитель ГК «Ленстройтрест». В планах на 2019 год — продолжить поддержку перечисленных проектов и развить тему раздельного сбора мусора, установив в офисе баки для разделения отходов, а также продвигать эту культуру внутри жилых комплексов.
Директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп» Ольга Ульянова в свою очередь рассказывает, что сотрудники компании по собственной инициативе собирали на Новый год подарки и вещи в приюты для пожилых людей и детей, а также для больных отделения лейкозов в Детской городской больнице № 1, выступали донорами крови. Компания также оказывала финансовую поддержку приюту для животных «Верность», федерации хоккея Ленинградской области.
Не измеряется деньгами
Является ли компания социально ответственной и на каком этапе своего развития решает участвовать в социальных проектах, зависит, в первую очередь, от личной позиции по этому вопросу топ-менеджмента и сотрудников, отмечает Ольга Ульянова. «Участие в таких мероприятиях может быть с разной степенью вовлеченности. Здесь необязательно должны быть задействованы большие бюджеты. В частности, компании могут участвовать в небольших проектах и не анонсировать эту часть деятельности на большую аудиторию, — говорит представитель ГК «Полис Групп». - Мы, как правило, не афишируем свое участие в таких проектах, так как придерживаемся позиции, что добрые дела любят тишину. Что касается финансовой стороны вопроса, то компания также не раскрывает эту информацию».
По мнению Ольги Маталыцкой, бизнес занимается социальными проектами отчасти для того, чтобы компания могла более четко позиционировать себя и доносить свои ценности до внешней аудитории. Но о ряде проектов информация может не транслироваться вовне, так как это внутренняя потребность, которая не имеет никакого отношения к коммерческой стороне бизнеса. «Раскрывать финансовую сторону участия в социальных проектах, на мой взгляд, зачастую, даже неэтично. Ваши расходы, как и вложенный труд — это не то, чем нужно кичиться. Ведь в основе всех социальных проектов лежит внутренняя потребность человека или компании помогать, а не желание обратить на себя внимание», — подчеркивает она.
«Просто начинали помогать»
С благотворительной организацией «Ночлежка» на данный момент сотрудничает ряд петербургских строительных компаний. Помощь заключается как в финансовых вложениях, так и в закупке продуктов и других необходимых вещей, рассказывает координатор работы с бизнес-партнерами Наталья Кравченко.
«В нашем случае для компаний важна в первую очередь гуманистическая составляющая — желание быть причастными к важному проекту, улучшать жизнь людей и помогать тем, кто нуждается в помощи, готовность принимать сложные социальные вызовы и возможность в более широком смысле реализовывать миссию компании», — говорит она.
Наталья Кравченко также рассказывает, что отношения начинались по-разному. «Кто-то отвечал на наше письмо с просьбой поддержать проект. Кто-то сам звонил в «Ночлежку» со словами: «Хотим помогать. Что нужно сделать?» Кто-то начинал просто жертвовать деньги даже без предварительных согласований», — добавляет координатор «Ночлежки».
По ее мнению, если раньше участие в социальных проектах было исключительно личной инициативой руководителя компании, которому по какой-то причине казалась близка та или иная проблема, то сейчас ситуация изменилась. Часть компаний принимает решение участвовать в социальных проектах, когда понимает, что корпоративная социальная ответственность (КСО) становится преимуществом в глазах клиентов, партнеров, инвесторов, кому-то «спускают» свыше стандарты КСО зарубежные головные офисы, кто-то видит в поддержке того или иного проекта дополнительные возможности для PR, а кому-то это помогает строить отношения с городской администрацией и органами власти. «Но в любом случае, гуманистическая составляющая очень сильна: желание изменить город в лучшую сторону, повлиять на решение социальных проблем, просто сделать что-то действительно хорошее», — заключает Наталья Кравченко.