Покупатель новой недвижимости в Петербурге стремительно молодеет, отмечают участники рынка. На людей до 25 лет приходится уже 10% покупок в новостройках. Впрочем, в высоких сегментах жилья возраст покупателей почти не изменился. Другой интересный тренд — ставка на женщин: больше половины сделок с недвижимостью регистрируется на представительниц прекрасного пола. Участники рынка рассказали и о других критериях выбора жилья в городских новостройках.
Три кита
При выборе квартиры клиенты обращают внимание на три основные характеристики: локация, стоимость и инфраструктура. Причем для разных покупателей значимость этих факторов будет отличаться. Так, семейные покупатели обычно интересуются наличием детских садов и школ в пешей доступности от жилого комплекса, молодые люди обращают внимание на близость к метро и транспортным развязкам, а отделка квартиры чаще всего интересна инвестиционным и региональным покупателям, говорит директор по продажам «Эталон ЛенСпецСМУ Ирина Соловьева.
Директор по продажам и маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ольга Копейкина добавляет, что покупатели, которые готовы приобрести жилье в удаленных городских территориях или в приграничных районах Ленобласти, в первую очередь, ориентируются на цену покупки, затем на локацию (они ценят экологичность и близость к природе) и инфраструктуру. «Помимо указанных основных критериев, потенциальный покупатель оценивает динамику строительных работ, а также финансовую надежность застройщика, просматривает аналогичные предложения в локации», — отмечает Ольга Копейкина.
Выбор за женщиной
Выбором квартиры и сбором информации о будущей сделке, как правило, занимаются женщины, отмечает руководитель аналитического центра «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрий Ефремов. По данным «Петербургской Недвижимости», договор на покупку квартиры также чаще оформляется на женщин — в 60% случаев.
Если пара принимает решение купить первую совместную квартиру, то, как правило, супруги приходят в офис продаж вместе, отмечает начальник управления реализацией недвижимости ООО «КВС. Агентство недвижимости» Татьяна Аникина. При повторной же покупке может прийти только один из членов семьи, так как процедура приобретения жилья семье уже известна.
«Также довольно часто договоры оформляются на семейные пары, что связано, в том числе, с желанием увеличить размер ипотечного кредита, который рассчитывается по совокупному доходу созаемщиков», — добавляет Дмитрий Ефремов из «Главстрой Санкт-Петербург».
Семейный выбор
Пары отдают предпочтение жилым комплексам с развитой инфраструктурой и просторными планировками. Директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов отмечает, что поскольку большинство проектов компании создаются для семейного проживания, то и основная часть покупателей — семьи с детьми. «В крупных объектах комфорт-класса большая доля молодых семей, которые либо покупают свою первую недвижимость, либо улучшают жилищные условия, приобретая более просторную квартиру», — делится он своими наблюдениями. При этом жилой комплекс «Новое Купчино» в целом популярен у жителей Фрунзенского района, а апартаменты на Петроградской стороне в составе многофункциональных комплексов GRANI и AVATAR пользуются спросом у дизайнеров и работников IT-сферы, добавляет представитель «Строительного треста».
Разделить клиентов по возрасту, полу или роду деятельности сложно, однако есть несколько характеристик, которые свойственны покупателям, говорит представитель ГК «Ленстройтрест» Ольга Копейкина. «Они не консервативны, готовы к переезду за черту города, в основном это семейные люди (поскольку в наших домах очень мало «студий»), ценят комфорт и разделяют нашу философию («важно, где жить, но еще важнее, как жить»), склонны к эмпатии — готовы выстраивать добрососедские отношения», — подчеркивает Ольга Копейкина.
Шире предложение — разнообразнее клиент
Чем шире ассортимент квартир, тем шире круг потенциальных покупателей, говорят участники рынка. «Наша компания «строит объекты комфорт и бизнес-класса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и клиенты к нам обращаются разные: студенты, молодые пары, семьи с детьми, одинокие взрослые, пенсионеры», — говорит Татьяна Аникина из «КВС. Агентство недвижимости».
«Какую-то одну категорию клиентов выделить сложно — это и семейные люди, и молодежь, ведь у компании внушительный объем предложения в объектах комфорт и бизнес-класса в разных районах города, квартирография жилых комплексов разнообразна: от компактных квартир-студий до просторных многокомнатных, что позволяет удовлетворить самые разные запросы», — добавляет Ирина Соловьева из «Эталон ЛенСпецСМУ».
В самом расцвете сил
Средний возраст клиента зависит от проекта, квартирографии и локации, отмечает Дмитрий Ефремов из «Главстрой Санкт-Петербург». Так, по его словам, квартиры бизнес-класса приобретают люди состоявшиеся. Если в доме преобладают многокомнатные, семейные квартиры, то средний возраст покупателя повышается, а в проектах с большим количеством студий и однокомнатных квартир среди покупателей немало молодых людей, которые выбирают себе первое жилье.
Квартиры комфорт-класса по-прежнему чаще выбирают семейные пары 25-45 лет, с высшим образованием и доходом на семью от 100 тыс. руб. Обычно у такого покупателя уже есть опыт приобретения квартиры в новом доме и сформированы свои предпочтения относительно качественного комфортного жилья, за которое он готов заплатить, добавляет Дмитрий Ефремов.
Сергей Степанов из «Строительного треста» соглашается, что возраст покупателя меняется в зависимости от объекта и приводит в пример жилые комплексы бизнес-класса «Сосновка» и OSTROV, где покупатели — состоятельные люди в возрасте 40-45 лет.
Самая весомая доля покупателей среди клиентов «КВС» — семейные пары в возрасте от 30 до 40 лет, у которых спросом пользуются небольшие двухкомнатные квартиры или квартиры с европланировками. «Люди в возрасте до 35 лет, не в браке, чаще покупают однокомнатные квартиры. Кстати, они также предпочитают европланировки», — говорит Татьяна Аникина.
Средний возраст покупателей квартир в реализуемых «Эталон ЛенСпецСМУ» проектах бизнес и комфорт-класса — 41-42 года. «Чаще всего они уже имеют недвижимость или опыт покупки жилья. Основные критерии выбора новых квадратных метров для наших покупателей — качество и комфорт как самой квартиры, так и окружения, жилой среды, которая формируется в комплексе. Одной из отличительных особенностей наших проектов является большое количество двухкомнатных и трехкомнатных квартир, соответственно, наши покупатели рассматривают прежде всего жилье для себя и своих детей с перспективой на будущее», — отмечает Ирина Соловьева.
За всем этим многообразием участники рынка отмечают наметившийся тренд. «Покупатель с каждым годом молодеет. Сегодня 36% клиентов «Петербургской Недвижимости» — люди 25-35 летнего возраста. Десять человек из ста — студенты и молодые специалисты, которым нет и 25 лет, — говорит генеральный директор компании «Петербургская недвижимость» Олег Пашин. — Конечно, это стало возможным благодаря низким ставкам по ипотеке. Минимальный порог суммы первого взноса, достаточной для покупки жилья, снизился до 200-250 тыс. руб. — это вполне доступно даже для самых молодых».
С севера — в Северную столицу
Продолжает расти доля покупателей из регионов. По оценке застройщиков, на них приходится уже каждая третья покупка. «В основном это люди, которые переезжают в Петербург из северных городов. В некоторых из них мы уже открыли свои официальные представительства — это Мурманск, Норильск, Архангельск», — говорит генеральный директор «Петербургской Недвижимости».
В ГК «Ленстройтрест» доля таких покупателей составляет 15% (например квартал «IQ Гатчина» популярен у жителей Мурманской области), в «Эталон ЛенСпецСМУ» — 30% клиентов из регионов (есть покупатели и из Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, Мурманской области и Хабаровского края), в «Главстрой Санкт-Петербург» — 30-35% (в основном это северо-западные и северные регионы страны), иногородними клиентами «Строительного треста» становятся чаще всего покупатели из Москвы и северных регионов.
На все готовое
Именно иногородние покупатели, по оценке застройщиков, чаще всего интересуются квартирами с уже готовой отделкой, чтобы сразу переехать или начать сдавать, если недвижимость приобретается с инвестиционными целями. Чистовая отделка наиболее востребована в новостройках класса «эконом» и «комфорт», отмечает Ольга Копейкина из ГК «Ленстройтрест», поскольку покупатели не готовы дополнительно оплачивать ремонт квартиры и предпочитают въехать в новое жилье после получения ключей.
«Сейчас купить квартиру с отделкой — это уже определенного рода тенденция на рынке. Спрос на такое жилье постоянно растет», — говорит Татьяна Аникина из ООО «КВС. Агентство недвижимости». С ней соглашается Олег Пашин — покупатель стремится купить комфортную квартиру с отделкой и большой кухней-гостиной в жилом комплексе, который полностью отвечает требованиям. «В среднем бюджет такой покупки с момента обращения до сделки увеличивается на 20-30%», — отмечает глава «Петербургской Недвижимости».
«Квартиры без отделки интересны тем покупателям, для которых важна стоимость квартиры на момент ее приобретения, поскольку такие квартиры дешевле. Вторая категория людей, которые выбирают квартиры без отделки – те, кто хочет обустроить свой дом по собственному проекту и не готовы принимать типовой формат», — поясняет Ирина Соловьева из «Эталон ЛенСпецСМУ».
Говоря о предпочтениях по степени готовности объекта комфорт-класса, Дмитрий Ефремов отмечает, что их можно условно распределить следующим образом: 25% покупателей предпочитают совершить сделку на этапе готовой «коробки» дома со всеми этажами, еще 25% — на стадии остекления, 20% — в период проведения благоустройства и ввода в эксплуатацию, по 15% — на стадии котлована и нижних этажей.
«Готовые квартиры часто хотят купить те, кто снимает жилье, и в силу средних доходов не может оплачивать аренду и ипотеку одновременно. Также обращаются клиенты, получившие субсидии, где одно из условий сделки — высокая готовность либо уже готовая квартира. На нулевом этапе квартиры покупают инвесторы и клиенты, которые уже приобретали жилье в нашей компании, и их главная цель — стать владельцем жилой недвижимости с максимальной выгодой, поэтому они готовы подождать», — заключает Татьяна Аникина.