Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Легкие на подъем

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
В 2018 году предприниматели строят бизнес, который может максимально быстро переходить через границы.

В орбиту Премии РБК Петербург — 2018 попали истории успеха 28 компаний — столько кандидатов внес экспертный совет в лонг-лист номинантов этого года. С одной стороны, это нестандартные проекты, результаты которых в лучшую сторону отличаются от привычных, среднерыночных. С другой стороны, они характерны — их групповой портрет вобрал в себя отличительные признаки актуального петербургского бизнеса.

В отличие от проектов образца 1990х и даже нулевых годов, бизнес большинства номинантов текущей премии отвязан от заводов, пароходов, больших земельных участков — словом, от материальных активов. Во-первых, приобрести что-то «вкусное» из таких активов, по-новому развить и выгодно продать сейчас крайне сложно, особенно, если вы представляете частный бизнес. В перераспределении приносящих доходы предприятий в последние годы участвовали в основном госкомпании. Во-вторых, многочисленные страновые риски останавливают предпринимателей от больших вложений в бизнесы, крепко привязанные к какой-либо местности, будь то Петербург или регион в далеком зарубежье. Экстерриториальность, обеспеченная технологическим преимуществом, оригинальными компетенциями или бизнес-моделью, является страховкой: станет плохо здесь — буду работать там, примерно так рассуждали предприниматели-собеседники РБК Петербург в текущем году. Не все бизнесы уподобились состоянию летучего газа, но очень многие работали над собственной подвижностью, максимально ее повышая.

В списке номинантов есть яркие исключения — например, по определению локальный ресторан Birch (привязан к улице Кирочной в Санкт-Петербурге) или ГК «Кировский завод», производящая новый тип продукции на своей исторической площадке, бывшем Путиловском заводе. Однако эти исключения отчасти подтверждают правило: и в том, и в другом случае успех проектов обусловлен компетенциями, а не зданиями, станками или местными льготами, и может быть повторен на других территориях.

Ниже — выдержки из рассказов некоторых участников лонг-листа премии о том, на каких основаниях они строят свой бизнес.

«Рынки англоязычных стран тешат наши амбиции»

Легкие на подъем

Компания eLama — крупнейший сервис для работы с интернет-рекламой — в конце 2017 года приступила к активному развитию на зарубежных рынках – ЕС, Бразилии, Казахстана. Благодаря этому, оборот международной группы компаний eLama в первом полугодии 2018 года (к аналогичному периоду 2017) вырос на 80% и составил 3,2 млрд руб. Ожидаемая по итогам 2018 года выручка международной группы составит около 9 млрд руб. (рост около 80% к предыдущему году). Основатель компании Алексей Довжиков:

«Международная группа eLama занимается тем, что пытается масштабировать российский опыт на другие регионы. Есть две стратегии. На рынках, похожих на российский, в частности, рынок Бразилии, можно пробовать повторять модель eLama — там нет конкурентов, нет таких сервисов. Вторая история, которая тешит наши профессиональные амбиции — это рынок США и англоязычных стран. Там есть сервисы, ориентированные на ту же аудиторию. Но успешен только один и по рекламодателям он всего лишь в пять раз крупнее, чем мы.

Наши амбиции — занять хотя бы половину доли рынка от российского, но за рубежом. То есть если в России каждый 20-й рекламодатель пользуется нашими сервисами, то за рубежом будет очень серьезный профессиональный результат, если мы сможем взять 1-2% на начальном этапе».

«Мы для себя определили три столпа, без которых наша бизнес-модель невозможна. Первое — это, естественно, инструменты автоматизации, повышающие эффективность интернет-рекламы. Второе — это обучающий маркетинг. Наш отдел маркетинга — это едва ли не треть компании, он готовит обучающие материалы для всего рынка. Мы учим рекламодателей, как правильно работать с контекстной рекламой. Благодаря этому обучению они приходят к нам уже лояльные и более подготовленные. В результате повышается конверсия и срок жизни, и первые, самые сложные, месяцы настройки и отладки рекламных кампаний проходят для рекламодателя более легко. Третий столп — Служба Заботы. Для нас основной показатель эффективности — это степень удовлетворенности клиента. Задача отдела заботы — решить проблему клиента, который может позвонить нам с любым вопросом, не только по eLama. За счет этих трех вещей мы живем. Если хоть одну убрать, показатели тут же упадут, и на нашей малой маржинальности бизнес развалится».

«Наш рынок периодически «колбасит».

Легкие на подъем

Петербургский производитель одежды Melon Fashion Group (бренды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC) готовится к очередному штурму рынка fashion-ретейла. В 2019 году компания начнет осваивать города с населением менее 500 тыс. человек. Всего будет открыто (или обновлено) около 100 магазинов по всей России. Генеральный директор Melon Fashion Group Михаил Уржумцев:

«Наш рынок периодически «колбасит». Мы три года живем, а потом два года восстанавливаемся. Все время что-то мешает нарастить массу. К тому же, крупные операторы понимают, что нет смысла инвестировать в не растущий рынок. Наш рынок не дает нужную отдачу, потому что он не развит инфраструктурно в масштабах страны. У нас очень маленький показатель количества торговых центров на душу населения. Плюс 40% одежного ретейла контролируется открытыми рынками. Это продукция, которая слабо поддается описанию, но зато хорошо поддается кошельку людей. Тем не менее, все сложности для нас представляют огромный потенциал — мы можем потихонечку расти и откусывать долю рынка от одного, от другого, от открытых рынков.

«Мы выросли из производства. История компании началась на петербургской фабрике «Первомайская заря». Но с развитием рынка стало неэффективно иметь собственное производство. Десять лет назад мы полностью ушли из России. Прелесть локализации производства в том, что это может быть быстро и это в рублевой зоне. Понимая эти плюсы, мы ищем решение с 2008 года. Мы ищем в России партнеров, которые могли бы производить для нас одежду. Собственное производство нам не нужно, потому что мы розничная компания и главная наша специализация — это продажи. Но пока мы не нашли подходящего партнера в России, который работал бы с нами на том же уровне, что наши китайские партнеры».

Сила русского IT

Легкие на подъем

Петербургский проект по развитию детского футбола «Юниор» осваивает мир. За последний год сеть вдвое увеличила число стран присутствия — сейчас она представлена в 21 стране и в 240 городах. В сети «Юниор» уже 437 футбольных школ, тренирующих более 40 тыс. детей. Основатель школы Александр Семенцов:

«Популярность нашего продукта в других странах объясняется тем, что за границей IT-платформы представлены на примитивном уровне трехлетней давности. Конкуренция в этом направлении там ниже, что напрямую влияет на их процесс развития».

Строители неосоветского бренда

Легкие на подъем

Компания «Левенгук», один из лидеров рынка потребительской оптической техники в России, начала первые экспортные поставки российских биноклей Levenhuk Heritage в страны Европы и США. По словам гендиректора и совладельца компании Антона Епифанова, в условиях крайне жесткой конкуренции на западном рынке «Левенгук» делает ставку на «негативный хайп» вокруг России и высокую репутацию советской оптики:

«Мы сделали для международного рынка яркую упаковку, изготовили ее в России. К слову, изготовление коробки обошлось в 4 раза дороже, чем в Китае. Мы придумали замечательный логотип. Долго мучились с дизайнером, пытаясь найти неагрессивный символ Советского союза. Мы не могли использовать серп и молот, в части стран эти символы запрещены. Придумали логотип, где изображен первый спутник. Он идеально отсылает к тем временам, когда достижения советской науки высоко ценились, и к тому же понятно, что это Россия — потому что первый спутник был наш. Мы везде крупно написали, что это сделано в России и по заказу американской компании… Я считаю, что у нас получилась космополитичная марка».

«Войти в рейтинг лучших в мире»

Легкие на подъем

Ресторан Birch на Кирочной улице в Петербурге открыл альянс четырех шеф-поваров: братьев Арслана и Мурата Бердиевых, Татьяны Крякуновой и Руслана Санжимитупова. У всех до этого был опыт работы только наемными сотрудниками: например, Арслан — победитель регионального состязания S. Pellegrino Young Chef 2016, работал в Four Seasons и Made in China. Ценовой диапазон заведения (средний чек)  — от 700 до 1500 рублей. По оценкам Арслана Бердиева, проект окупился за первые пять месяцев работы. Хезрет-Арслан Бердиев, шеф-повар и совладелец Birch:

«Когда мы однажды собрались вчетвером, каждый уже хотел открыть свой ресторан. Мы решили, что наверняка быстрее будет, если мы сделаем ресторан вчетвером. Это будет полезно, в первую очередь, с финансовой точки зрения, ну и потому еще, что важные сферы ресторанного бизнеса мы можем доверить на начальном этапе только себе, не хотим нанимать сотрудников на ключевые позиции. Концепция ресторана — европейская кухня с нотками Азии и Востока, потому что в азиатской еде много таких вкусов, которые мы хотели миксовать с русскими и европейскими.

Конечно, хотелось бы войти в рейтинг лучших ресторанов в мире. У каждой команды есть такая цель, мне кажется. Сейчас наша цель — Петербург, Россия. Конкуренция сумасшедшая. Мне кажется, просто нам повезло, но нас признали лучшим новым рестораном, также наградили за вклад в локальную гастрономию. Это вдохновляет».
 

Компетенция «Мы уже наблюдаем множество трагедий в самых разных отраслях»
Скачать Содержание
Закрыть