В орбиту Премии РБК Петербург — 2018 попали истории успеха 28 компаний — столько кандидатов внес экспертный совет в лонг-лист номинантов этого года. С одной стороны, это нестандартные проекты, результаты которых в лучшую сторону отличаются от привычных, среднерыночных. С другой стороны, они характерны — их групповой портрет вобрал в себя отличительные признаки актуального петербургского бизнеса.
В отличие от проектов образца 1990х и даже нулевых годов, бизнес большинства номинантов текущей премии отвязан от заводов, пароходов, больших земельных участков — словом, от материальных активов. Во-первых, приобрести что-то «вкусное» из таких активов, по-новому развить и выгодно продать сейчас крайне сложно, особенно, если вы представляете частный бизнес. В перераспределении приносящих доходы предприятий в последние годы участвовали в основном госкомпании. Во-вторых, многочисленные страновые риски останавливают предпринимателей от больших вложений в бизнесы, крепко привязанные к какой-либо местности, будь то Петербург или регион в далеком зарубежье. Экстерриториальность, обеспеченная технологическим преимуществом, оригинальными компетенциями или бизнес-моделью, является страховкой: станет плохо здесь — буду работать там, примерно так рассуждали предприниматели-собеседники РБК Петербург в текущем году. Не все бизнесы уподобились состоянию летучего газа, но очень многие работали над собственной подвижностью, максимально ее повышая.
В списке номинантов есть яркие исключения — например, по определению локальный ресторан Birch (привязан к улице Кирочной в Санкт-Петербурге) или ГК «Кировский завод», производящая новый тип продукции на своей исторической площадке, бывшем Путиловском заводе. Однако эти исключения отчасти подтверждают правило: и в том, и в другом случае успех проектов обусловлен компетенциями, а не зданиями, станками или местными льготами, и может быть повторен на других территориях.
Ниже — выдержки из рассказов некоторых участников лонг-листа премии о том, на каких основаниях они строят свой бизнес.
«Рынки англоязычных стран тешат наши амбиции»
Компания eLama — крупнейший сервис для работы с интернет-рекламой — в конце 2017 года приступила к активному развитию на зарубежных рынках – ЕС, Бразилии, Казахстана. Благодаря этому, оборот международной группы компаний eLama в первом полугодии 2018 года (к аналогичному периоду 2017) вырос на 80% и составил 3,2 млрд руб. Ожидаемая по итогам 2018 года выручка международной группы составит около 9 млрд руб. (рост около 80% к предыдущему году). Основатель компании Алексей Довжиков:
«Международная группа eLama занимается тем, что пытается масштабировать российский опыт на другие регионы. Есть две стратегии. На рынках, похожих на российский, в частности, рынок Бразилии, можно пробовать повторять модель eLama — там нет конкурентов, нет таких сервисов. Вторая история, которая тешит наши профессиональные амбиции — это рынок США и англоязычных стран. Там есть сервисы, ориентированные на ту же аудиторию. Но успешен только один и по рекламодателям он всего лишь в пять раз крупнее, чем мы.
Наши амбиции — занять хотя бы половину доли рынка от российского, но за рубежом. То есть если в России каждый 20-й рекламодатель пользуется нашими сервисами, то за рубежом будет очень серьезный профессиональный результат, если мы сможем взять 1-2% на начальном этапе».
«Мы для себя определили три столпа, без которых наша бизнес-модель невозможна. Первое — это, естественно, инструменты автоматизации, повышающие эффективность интернет-рекламы. Второе — это обучающий маркетинг. Наш отдел маркетинга — это едва ли не треть компании, он готовит обучающие материалы для всего рынка. Мы учим рекламодателей, как правильно работать с контекстной рекламой. Благодаря этому обучению они приходят к нам уже лояльные и более подготовленные. В результате повышается конверсия и срок жизни, и первые, самые сложные, месяцы настройки и отладки рекламных кампаний проходят для рекламодателя более легко. Третий столп — Служба Заботы. Для нас основной показатель эффективности — это степень удовлетворенности клиента. Задача отдела заботы — решить проблему клиента, который может позвонить нам с любым вопросом, не только по eLama. За счет этих трех вещей мы живем. Если хоть одну убрать, показатели тут же упадут, и на нашей малой маржинальности бизнес развалится».
«Наш рынок периодически «колбасит».
Петербургский производитель одежды Melon Fashion Group (бренды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC) готовится к очередному штурму рынка fashion-ретейла. В 2019 году компания начнет осваивать города с населением менее 500 тыс. человек. Всего будет открыто (или обновлено) около 100 магазинов по всей России. Генеральный директор Melon Fashion Group Михаил Уржумцев:
«Наш рынок периодически «колбасит». Мы три года живем, а потом два года восстанавливаемся. Все время что-то мешает нарастить массу. К тому же, крупные операторы понимают, что нет смысла инвестировать в не растущий рынок. Наш рынок не дает нужную отдачу, потому что он не развит инфраструктурно в масштабах страны. У нас очень маленький показатель количества торговых центров на душу населения. Плюс 40% одежного ретейла контролируется открытыми рынками. Это продукция, которая слабо поддается описанию, но зато хорошо поддается кошельку людей. Тем не менее, все сложности для нас представляют огромный потенциал — мы можем потихонечку расти и откусывать долю рынка от одного, от другого, от открытых рынков.
«Мы выросли из производства. История компании началась на петербургской фабрике «Первомайская заря». Но с развитием рынка стало неэффективно иметь собственное производство. Десять лет назад мы полностью ушли из России. Прелесть локализации производства в том, что это может быть быстро и это в рублевой зоне. Понимая эти плюсы, мы ищем решение с 2008 года. Мы ищем в России партнеров, которые могли бы производить для нас одежду. Собственное производство нам не нужно, потому что мы розничная компания и главная наша специализация — это продажи. Но пока мы не нашли подходящего партнера в России, который работал бы с нами на том же уровне, что наши китайские партнеры».
Сила русского IT
Петербургский проект по развитию детского футбола «Юниор» осваивает мир. За последний год сеть вдвое увеличила число стран присутствия — сейчас она представлена в 21 стране и в 240 городах. В сети «Юниор» уже 437 футбольных школ, тренирующих более 40 тыс. детей. Основатель школы Александр Семенцов:
«Популярность нашего продукта в других странах объясняется тем, что за границей IT-платформы представлены на примитивном уровне трехлетней давности. Конкуренция в этом направлении там ниже, что напрямую влияет на их процесс развития».
Строители неосоветского бренда
Компания «Левенгук», один из лидеров рынка потребительской оптической техники в России, начала первые экспортные поставки российских биноклей Levenhuk Heritage в страны Европы и США. По словам гендиректора и совладельца компании Антона Епифанова, в условиях крайне жесткой конкуренции на западном рынке «Левенгук» делает ставку на «негативный хайп» вокруг России и высокую репутацию советской оптики:
«Мы сделали для международного рынка яркую упаковку, изготовили ее в России. К слову, изготовление коробки обошлось в 4 раза дороже, чем в Китае. Мы придумали замечательный логотип. Долго мучились с дизайнером, пытаясь найти неагрессивный символ Советского союза. Мы не могли использовать серп и молот, в части стран эти символы запрещены. Придумали логотип, где изображен первый спутник. Он идеально отсылает к тем временам, когда достижения советской науки высоко ценились, и к тому же понятно, что это Россия — потому что первый спутник был наш. Мы везде крупно написали, что это сделано в России и по заказу американской компании… Я считаю, что у нас получилась космополитичная марка».
«Войти в рейтинг лучших в мире»
Ресторан Birch на Кирочной улице в Петербурге открыл альянс четырех шеф-поваров: братьев Арслана и Мурата Бердиевых, Татьяны Крякуновой и Руслана Санжимитупова. У всех до этого был опыт работы только наемными сотрудниками: например, Арслан — победитель регионального состязания S. Pellegrino Young Chef 2016, работал в Four Seasons и Made in China. Ценовой диапазон заведения (средний чек) — от 700 до 1500 рублей. По оценкам Арслана Бердиева, проект окупился за первые пять месяцев работы. Хезрет-Арслан Бердиев, шеф-повар и совладелец Birch:
«Когда мы однажды собрались вчетвером, каждый уже хотел открыть свой ресторан. Мы решили, что наверняка быстрее будет, если мы сделаем ресторан вчетвером. Это будет полезно, в первую очередь, с финансовой точки зрения, ну и потому еще, что важные сферы ресторанного бизнеса мы можем доверить на начальном этапе только себе, не хотим нанимать сотрудников на ключевые позиции. Концепция ресторана — европейская кухня с нотками Азии и Востока, потому что в азиатской еде много таких вкусов, которые мы хотели миксовать с русскими и европейскими.
Конечно, хотелось бы войти в рейтинг лучших ресторанов в мире. У каждой команды есть такая цель, мне кажется. Сейчас наша цель — Петербург, Россия. Конкуренция сумасшедшая. Мне кажется, просто нам повезло, но нас признали лучшим новым рестораном, также наградили за вклад в локальную гастрономию. Это вдохновляет».