Неделю назад завершился чемпионат мира по футболу. Семь матчей — и в том числе матч за третье место — успешно принял Санкт-Петербург. В город приехали сотни тысяч болельщиков из разных стран мира. Чтобы достойно встретить такое большое количество гостей и обеспечить им максимальное удобство пребывания в городе во время чемпионата, в Петербурге была создана новая современная спортивная и транспортная инфраструктура. Достроен стадион, введены в строй две новые станции метрополитена. Основную часть объектов к мундиалю в Петербурге построило ОАО «Метрострой».
О том, как шла подготовка к чемпионату мира, РБК+ рассказал генеральный директор ОАО «Метрострой» Николай Александров.
— Ваша компания завершила строительство стадиона и объектов инфраструктуры для чемпионата мира в Санкт-Петербурге. Что значит этот проект для вашей компании и коллектива?
— Участвовать настолько масштабно в подготовке города к проведению спортивного события международного уровня было почетно, но при этом очень ответственно. Мы выступили одним из инвесторов строительства Яхтенного моста, построили участок Невско-Василеостровской линии метрополитена со станциями «Беговая» и «Новокрестовская» и завершили строительство основного спортивного объекта города — стадиона на Крестовском острове. Строительство объектов такого уровня сложности в сжатые сроки стали для нашего коллектива испытанием. Но теперь я с гордостью могу сказать «успешно пройденным». И мы свой город не подвели.
— При строительстве таких масштабных объектов не обойтись без сложностей. С чем вам пришлось столкнуться?
— Основные трудности всегда связаны со сжатыми сроками и сложными условиями работы. В случае со стадионом мы должны были за четыре месяца завершить объем работ, на выполнение которого требовался минимум год. То, что было реализовано до нас, за время простоя и отсутствия должного содержания во многом пришло в негодность. Например, в первый наш приход на объект мы оказались «по колено в воде»: гидроизоляция была нарушена, водоотведение не работало, а нахождение стадиона под открытым небом привело к тому, что осадки собирались в чаше стадиона — не самые идеальные условия для начала работы. Поэтому, прежде чем строить, мы должны были устранить дефекты, а уже потом заниматься уникальными техническими конструкциями, отделкой и инженерными сетями. Раздвижная кровля и выкатное поле, которые привели в действие метростроители, сделали стадион «номером один» среди спортивных сооружений подобного уровня в России. Было сложно, но главный итог в том, что мы успели реализовать проект к Кубку конфедераций в прошлом году, а теперь стадион успешно принял и чемпионат мира по футболу.
— Одновременно с чемпионатом мира со стадиона уходит и ОАО «Метрострой»? Что ждет объект после окончания чемпионата?
— Мы остались в качестве подрядчика, чтобы создать и эксплуатировать временные сооружения, необходимые для проведения чемпионата мира. Теперь, когда все закончилось, стадион ждет большое будущее под управлением руководства футбольного клуба «Зенит».
— Какой построенный для чемпионата объект стал для вас самым значимым? Стадион?
— Стадион, конечно, значимый для нас объект. Но мы все-таки метростроители, поэтому более важным считаем строительство и сдачу участка с двумя станциями в срок вдвое короче проектного. Эта задача тоже казалась невыполнимой. И не только нам: на конкурс никто, кроме петербургского Метростроя, просто не подал заявку. Каждый новый объект метрополитена уникален и связан с рисками. Одна геология чего стоит. Но с Невско-Василеостровской линией особая история. У нас просто не было времени на сомнения и размышления. Поэтому мы использовали инновационные для петербургского метростроения технологии — проходку двухпутного тоннеля щитом и сооружение станций мелкого заложения методом «Топ-даун», приложили титанические (без преувеличения! ) усилия, и все случилось. Не каждому выпадает удача стать свидетелем международного праздника такого уровня. И вдвойне приятно быть причастным к этому событию не только в качестве зрителя, но и созидателя.