Четвертая промышленная революция, отличающаяся активным внедрением информационных технологий в производственный процесс, приводит к автоматизации производства. При этом, как и в ходе предшествующих промышленных революций, высвобождаются большие массы работников, выполняющих простейшие для данного этапа промышленного развития операции. Одновременно резко увеличивается потребность в специалистах новых профессий для производств, зачастую организуемых не там, где расположены основные центры подготовка кадров. Все это создает диспропорции на рынке труда и в системе подготовки кадров. Их обсуждали участники сессии «Человеческий капитал как точка роста экономики», проходившей в петербургском конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» в рамках II Санкт-Петербургского Международного форума труда.
«Кривая система»
Чтобы человеческий капитал действительно стал точкой роста российской экономики он должен быть адекватен ее потребностям. Пока это не так, констатировали участники дискуссии. Модератор сессии председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко обозначил главную проблему: рассогласование системы подготовки кадров с потребностями экономики.
«Необходимо преодолевать наследие СССР — «кривую» систему образования, которая была ориентирована на мобилизационную экономику, — считает президент IBS Group Анатолий Карачинский. — В результате, например, в Томске с населением всего 600 тысяч человек инженеров еще с советских времен готовят шесть университетов. Но военная промышленность с тех пор сильно сократилась и 30-40 тысячам ежегодных выпускников этих университетов негде сейчас работать в Томске».
Такой, «территориальный», перекос порождает избыток кадров в одних регионах и дефицит в других. Это приводит к вынужденной миграции выпускников. «Москва, Петербург, Краснодарский край и Ханты-Мансийский округ стали «пылесосами» кадров со всей России, потому что там, наоборот, не хватает своих специалистов», — приводит данные специального исследования Анатолий Карачинский.
Для преодоления этого перекоса европейский и американский опыт не годится, отмечает проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, потому что при малых расстояниях между городами, большой плотности населения и хорошо развитой инфраструктуре (в том числе отсутствии проблем с арендой жилья) в Европе миграция рабочей силы проблем никому не создает.
«Надо создавать рабочие места в регионах, вроде Томска», — считает он. И этот процесс понемногу идет. «Крупные компании стремятся переносить свои call-центры именно в регионы — потому что там рабочая сила дешевле, — отмечает Александр Сафонов. — Это стало возможным благодаря цифровым технологиям — электронным сервисам, которые обеспечивают удаленную занятость. Как известно, большинство бухгалтеров, которые обслуживают американские компании, сидят в Индии».
Чтобы человеческий капитал действительно стал точкой роста российской экономики он должен быть адекватен ее потребностям. Пока это не так, констатируют эксперты.
Количество и качество
Другим серьезным дефектом системы образования выступавшие на сессии назвали «количественные» перекосы. Наши вузы тысячами готовят людей по одной профессии, а экономике нужны десятки работников по сотням узких специальностей, утверждают эксперты.
«Понятие «массовая профессия» стремительно исчезает, — утверждает Александр Сафонов. — У нас к такой категории традиционны относились водители, продавцы в торговле, в последнее время к ним добавились охранники, которые сейчас образуют «армию» в 11 млн человек. Сейчас благодаря внедрению IT-технологий эти профессии начинают уходить в прошлое». Участники дискуссии подтверждали эту тенденцию. «Call-центры активно перестраиваются, людей все больше заменяют роботы», — свидетельствует основатель и генеральный директор компании «JungleJob» Евгения Дворская.
По словам выступавших, автоматизация контактов с клиентами энергично происходит в банках, телекоммуникационных компаниях. Начался процесс и в торговле. «Крупнейшая компания интернет-торговли Amazon открыла первый магазин без «живых» сотрудников. Там нет ни мерчендайзеров, ни продавцов, ни кассиров — покупатели общаются с магазином с помощью специальной программы в своем смартфоне», — приводит пример Александр Сафонов.
Автоматизация на основе IT-технологий проникла даже в сферу найма персонала для компаний. Главной тенденцией в мировом рекрутинге Евгения Дворская называет применение искусственного интеллекта. Он анализирует не только резюме соискателя, но и всю информацию о нем в интернете, включая поведение человека в разных ситуациях. «На основании всего объема данных создается деловой и психологический портрет человека. Он сопоставляется с требованиями вакансий и выносится вердикт о совместимости соискателя с вакансией», — объяснила Евгения Дворская.
Наши вузы тысячами готовят людей по одной профессии, а экономике нужны десятки работников по сотням узких специальностей.
Безработицы не будет
Дмитрий Чернейко сформулировал глобальную тенденцию: «Из непосредственного процесса производства человек постепенно уходит. Его функции начинают выполнять машины. Исследования показывают, что более 30% компетенций могут быть автоматизированы. И это только начало».
Автоматизация высвобождает огромное количество работников бывших «массовых» профессий. «Но не нужно бояться массовой безработицы», — уверена Евгения Дворская. Потому что одновременно у компаний увеличивается потребность в квалифицированных специалистах современных профессий. «Многие компании не могут найти специалистов в своих регионах и возят работников вахтовым методом из других регионов», — свидетельствует рекрутер. «Поэтому не будет у нас драматических историй с массой высвободившегося персонала», — утверждает Евгения Дворская.
Очень важно то, что новых специальностей очень много и их число стремительно растет. Появляются специальности, вроде кибербезопасности, которые еще совсем недавно никто не мог себе представить. Помимо прочего, такая ситуация приведет к серьезному изменению самой профессии HR в ближайшие 3-5 лет.
Дмитрий Чернейко: «Из непосредственного процесса производства человек постепенно уходит. Его функции начинают выполнять машины. Исследования показывают, что более 30% компетенций могут быть автоматизированы. И это только начало».
Спрос на переподготовку
Автоматизация создает огромный спрос на переподготовку кадров, отмечали многие участники дискуссии. И тут возникают серьезные проблемы, связанные, по мнению выступавших, с неадекватным поведением государства.
Дмитрий Чернейко сформулировал парадокс, с которым он, как председатель Комитета по труду и занятости, имеет дело все последние годы: с одной стороны, биржа труда и служба занятости постоянно получают запросы от граждан на трудоустройство, а с другой, работодатели жалуются на нехватку рабочей силы и трудности с подбором персонала. В некоторые годы цифры количества безработных и числа вакансий практически совпадали, причем обе цифры были достаточно большими. Это значит, что переподготовка кадров, за которую по логике отвечает государство, организована из рук вон плохо.
Между тем, ситуация еще больше усложняется. «Развитие экономики показывает, что по мере выхода человека из производственного процесса не только производительность труда, но даже объем произведенной продукции и услуг перестает зависеть от величины рабочего времени, — утверждает Дмитрий Чернейко. — Такого не было никогда за всю историю человечества. Отсюда возникают вопросы: а где здесь место человека, чем он должен заниматься?»
Автоматизация создает огромный спрос на переподготовку кадров. Однако возникают серьезные проблемы, связанные с неадекватным поведением государства.
Тщательнее нужно всем
Сложившаяся ситуация, как считают участники дискуссии, требуют радикального изменения политики государства в сфере занятости, в частности, в системе подготовки кадров. Выступавшие категорически настаивали на необходимости выработки стратегического подхода к кадровой политике. У нынешних чиновников, как утверждает Анатолий Карачинский, «нет системного видения ситуации». «Они решают тактические вопросы. У Минтруда и Минобразования плохо налажена координация, из-за чего отсутствует комплексный подход. Но результаты сегодняшних действий в сфере образования и рынка труда проявятся только через 10-15-20 лет. Поэтому совершенно необходимо стратегическое видение и стратегический подход к системе подготовки кадров», — выразил общее мнение Анатолий Карачинский.
Впрочем, участники дискуссии признавали, что наряду с государством, главным виновником неудовлетворительной ситуации с подготовкой кадров, а значит, и с трудоустройством, являются сами соискатели. Например, до сих пор сохраняется устаревший подход людей в выборе будущей специальности, когда по выражению Александра Сафонова, «главными профориентаторами выступают папа с мамой», руководствующиеся советскими, иллюзорными, представлениями собственной молодости, фрагментарным опытом друзей и зачастую искаженной информацией СМИ о потребностях экономики. Это также приводит к большим диспропорциям на рынке труда.
Наряду с государством, главным виновником неудовлетворительной ситуации с подготовкой кадров, а значит, и с трудоустройством, являются сами соискатели.
«Ход обсуждения показал, что единый подход к институту «человеческий капитал» пока не сформировался и над этим надо работать, — сформулировал итог дискуссии Дмитрий Чернейко. — Формирование повестки 6D, где плоскость человеческого ресурса станет неотъемлимой частью решений и проектов любого масштаба – уже не завтрашний день. Без появления такого подхода на самом высоком уровне регионы и отрасли, зажатые в тиски инструментов управления индустриальной эпохи, финансов, сроков, масштабов, выбраться в светлое будущее не смогут. И тут ключевой составляющей успеха становится поддержка появления единого подхода к кадровой составляющей со стороны федерального правительства, профильных министерств и ведомств, мощных институтов развития – ВЭБа, АСИ, Сколково.