Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Обучение на скорость

Фото: Александр Николаев/Интерпресс
Фото: Александр Николаев/Интерпресс
Важность гибких подходов к обучению на протяжении всей жизни обсудили на Санкт-Петербургском Международном Форуме Труда.

Постоянно ускоряющееся развитие технологий создает новые вызовы для рынка труда. С одной стороны, массовая автоматизация и роботизация ведет к высвобождению огромного количества работников, занятых рутинным трудом. С другой — постоянно появляются новые профессии, растет потребность компаний в высококвалифицированных кадрах, обладающих новыми компетенциями. Меняются форматы занятости: все больше людей работают удаленно, уходят во фриланс, что дает возможность вовлекать в экономическую активность тех, кто раньше не имел такой возможности, но вместе с тем усложняет защиту их трудовых прав.

Эти и другие вопросы обсуждались на пленарном заседании II Санкт-Петербургского Международного Форума Труда. И не в последнюю очередь — вопросы обучения, которое должно помочь людям не потеряться в постоянно меняющейся профессиональной среде. Для этого вся система современного образования должна стать более гибкой, усилить связь с работодателями и предлагать возможности для обучения и переобучения в любом возрасте и на любом этапе карьеры.

Мир высоких скоростей

Как подчеркнула в приветствии участникам форума председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, все большее значение сегодня приобретают институты и механизмы непрерывного обучения людей, а также переквалификация людей, которые лишились работы в результате структурных изменений экономики и социальной сферы. Важность непрерывного обучения отметила и зампредседателя Правительства РФ Ольга Голодец. «Сегодня в связи с тем, что технологии развиваются очень быстро, лишними на рынке внезапно оказываются целые поколения, и это не всегда поколения, как принято считать, пенсионного и предпенсионного возраста. Сегодня люди, которые находятся в возрасте даже 30+, уже не обладают теми компетенциями, которыми обладают поколения, которые идут за ними», — напомнила она. Поэтому гармоничное развитие рынка труда невозможно без очень быстрой настройки образовательных программ для людей всех поколений.

Скорость настройки систем обучения вообще звучала лейтмотивом дискуссии. Так, затронув тему профессиональных стандартов, Голодец указала на необходимость создания более гибких подходов к их выработке и механизмов их изменения. Сегодня, по ее словам, 7-8 месяцев уходит только на выработку и обсуждение профстандарта, дальше идет долгая процедура принятия, потом формируются образовательные программы, и в итоге работодатель получает первых специалистов нужной квалификации только через 4 года. «Это не годится. Мы должны научить нашу управляющую систему быстро реагировать на изменяющийся рынок труда», - заявила вице-премьер.

Ускорение перемен на рынке труда не обойдет стороной и вузы, уверен ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев. «Сегодня технологии в наукоемких областях промышленности меняются в среднем за 5-7 лет. При этом обучение по программам бакалавриата и магистратуры длится 6 лет. Таким образом, скорость подготовки студента и скорость изменения климата, в котором ему предстоит работать, примерно одинакова, а пройдет год-другой, и мы просто не будем успевать готовить студентов, если будем ориентироваться на программу 4-6-летней подготовки специалиста и не ориентироваться на индивидуальный подход», — пояснил он.

Лидеры гонки

Петербург уже включился в гонку за человеческий капитал. Как подчеркнул губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, для города как научно-образовательного центра всероссийского масштаба крайне актуальна тема взаимодействия образования и бизнеса. Причем взаимодействие начинается на самом раннем этапе. «В своем послании ФС глава государства сообщил о том, что с сентября этого года в России стартует проект ранней профориентации школьников. Он разработан, в том числе, и с учетом опыта Петербурга в этой сфере», — рассказал губернатор. Напомним, проект «Билет в будущее» предполагает участие школьников 6-10 классов в работе центров компетенций и приобретение профессиональных навыков непосредственно на предприятиях.

Ольга Голодец, Валентина Матвиенко, Георгий Полтавченко и Вячеслав Макаров
Ольга Голодец, Валентина Матвиенко, Георгий Полтавченко и Вячеслав Макаров

Пример взаимодействия с работодателями петербургского вуза привел Николай Кропачев. «В Санкт-Петербургском государственном университете по всем образовательным программам созданы Советы образовательных программ, в которых от 60 до 100% представителей работодателей. Эти Советы наделены правом определять требования к поступающим, к преподавателям этих образовательных программ, правом определять темы выпускных квалификационных работ и даже принимать выпускные экзамены», — рассказал он.

Кроме того, еще 20 лет назад университет создал первую в России юридическую клинику, в которой студенты работают с клиентами под патронажем преподавателей и практикующих юристов. Сегодня СПбГУ создает подобные клиники и для других специальностей, в которых студентам традиционно не хватает практики на этапе обучения: для лингвистов, социологов, психологов, экономистов, историков.

Со стороны бизнеса инициатива тоже идет. Президент Некоммерческого Партнерства «Руссофт» Валентин Макаров упомянул о проекте, который предполагает привлечение центров обучения коммерческих компаний для подготовки специалистов IT-сферы. «В 2016 году мы подготовили большую систему, которая получила название Академия постдипломного IT-образования», — поделился Макаров.

Новая платформа

Проект «Руссофта» реализуется совместно с комитетом по труду и занятости Петербурга. И в дальнейшем роль государственной службы занятости как института развития на трансформирующемся рынке труда будет только возрастать, уверен глава комитета Дмитрий Чернейко. «Количество хозяйствующих субъектов в России и в мире растет в геометрической прогрессии, а размер крупных предприятий стремительно сокращается. Это нормальный тренд, но если крупное предприятие в состоянии создать себе базовую кафедру, учебный центр, корпоративный университет, то что делать среднему и малому бизнесу? У них денег на решение кадровых проблем нет. А самая сложная проблема - это сложить общую кадровую потребность и построить баланс для территории, страны, отрасли, специализации. Для этого крайне нужна государственная платформа», — подчеркнул он.

Эта работа в России только начинается. По мнению руководителя Федеральной службы по труду и занятости Всеволода Вуколова, отечественной службе занятости предстоит пройти серьезную трансформацию. Так, по его словам, службе не хватает реальных программ, реальных методов и правильных целей в вопросе переобучения людей. Но отдельные шаги уже делаются. «В Северо-Кавказском федеральном округе мы пытаемся сегодня переобучить определенное количество граждан в узких отраслях. Мы выбрали сервисный кластер, отельеров, и строительный. Мы хотим привлечь крупные московские структуры, в том числе Российский союз промышленников и предпринимателей, чтобы создать новые программы, привлечь преподавателей высокого класса, а затем чтобы были организовать видеоэкзамены. Чтобы мы могли на выходе действительно получить нового специалиста, как в СФКО, так и в других регионах РФ», — рассказал глава Роструда.

Бюджетные затраты на подобные проекты, по словам Чернейко, окупятся быстро. «Мы тратим деньги на инвестиции в человеческий капитал. Мы учим наших людей, наших граждан, и они приобретают совершенно другую квалификацию, новую производительность. В течение 2-3 лет они все наши затраты через налог на доходы физических лиц возвращают нам же в бюджет», — подчеркнул он.
 

Инновации Роботы или люди
Содержание
Закрыть