В Крыму в среднем бывает 300 солнечных дней в году, что сравнимо с показателем испанских курортов на Средиземноморском побережье. Для сравнения: в Москве и Петербурге за последние 7 лет в среднем наблюдалось по 60 солнечных дней за год (антирекорд, поставленный Петербургом в 2016 году — 34 дня). Неудовлетворенная тяга жителей российских городов к теплу и свету становится базой для туристической политики Крыма. Регион рассчитывает нарастить поток гостей в межсезонье, когда климатические условия на большей части страны побуждают людей искать себе место под солнцем — хотя бы ненадолго.
Самое время
По данным министерства курортов и туризма Крыма, в зимние каникулы 2017 года на полуострове отдохнули 113,3 тыс. туристов, что на 30,1% больше, чем годом раньше. Это связано, отмечают в министерстве, и с интересными событиями, подготовленными к праздникам, и в целом с усилиями туристического комплекса по презентации «непляжных» возможностей региона. Как отмечают в министерстве, к преимуществам полуострова относятся памятники истории и культуры, развитый санаторно-курортный комплекс, возможности для спортивного, гастрономического, винного, паломнического и делового туризма. Все перечисленное наиболее комфортно «пробовать» как раз в межсезонье: нет сильной жары и толп туристов, как летом, а цены на качественное размещение с питанием падают в несколько раз.
Например, номер на двоих в пятизвездочном отеле (признанном World Travel Awards одной из лучших в мире курортных гостиниц) в феврале стоит от 7 тыс. рублей в сутки, что более чем в 3 раза ниже цены в пиковый сезон. В престижном санатории на Южном берегу зимой можно снять номер «дабл» с питанием за 2,5 тыс. рублей, при средней цене номера в нем летом — порядка 10 тыс. рублей в сутки.
«Позитивная динамика прослеживается, — говорит о межсезонном туризме генеральный директор санаторно-курортного комплекса Mriya Resort & Spa Грант Бабасян. — Анализируя показатели 2016 и 2017 годов, мы отмечаем увеличение загрузки номерного фонда на 7% в низкий сезон. Соответственно, спрос растет. В основном в период с осени до весны гости приезжают за лечением, оздоровительными и косметологическими процедурами — для их проведения это оптимальный период».
Больше демпинга
С другой стороны, развитию межсезонного туризма в Крыму мешают несколько факторов. «Продавать клиентам туры в Крым по фиксированной цене я не могу из-за отсутствия блока мест (ранний выкуп мест в самолетах по фиксированной цене. — Ред.), — рассказал РБК Петербург генеральный директор крупной турфирмы. — Сейчас ситуация такова, что выкупать блок мест в несезон никто из операторов не рискует, поэтому цена на тур может меняться ежечасно, в зависимости от изменения цен на билеты. Кроме того, целый ряд отелей принципиально не работает с турагентами, не желая давать им скидки в 10-20%; считают, что сами обеспечат заполняемость. Но в низкий сезон заполнить отель своими силами не может почти никто. Мировая практика кооперации гостиниц и туроператоров существует не зря».
По мнению собеседника РБК Петербург, для активной «раскрутки» Крыма как всесезонного направления региону следует опереться на опыт Сочи — во-первых, делать большие вложения в инфраструктуру отдыха и, во-вторых, жестко демпинговать в течение как минимум двух лет. «Игроки туриндустрии Сочи около полутора лет продавали свои продукты если и не в минус, то с нулевой прибылью — тур на двоих с перелетом стоил 10-20 тыс. рублей на неделю, исключая пиковый летний сезон и период новогодних праздников. В итоге уже сформирован тренд — люди стали выбирать Сочи для коротких отпусков в деловой сезон: просто побродить по набережной, посетить СПА, покататься на лыжах. И цены выросли до 30-40 тыс. за неделю с перелетом, и спрос есть». Крыму тоже нужно держать низкие цены — на старте так делают все, резюмирует бизнесмен.
Инфраструктура и цены — в фокусе внимания
Устранение факторов, тормозящих турпоток в Крыму, включено в план действий региональных и федеральных властей. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года», по данным на 2 февраля 2018 года (после последнего увеличения), предусматривает выделение 837,2 млрд рублей, львиная доля из которых направляется на развитие инфраструктуры. В Министерстве туризма Крыма отметили в числе главных задач: принятие предельно допустимых параметров стоимости авиаперевозок с учетом сезонности; содействие внедрению программы субсидирования чартерных авиаперевозок для туроператоров; снижение стоимости аренды земли для объектов рекреации; содействие реализации системы проектов кемпингов и мотелей для автотуристов. Кроме того, предусмотрена разработка механизма льготного кредитования (со ставкой до 5% годовых с погашением разницы за счет Ростуризма) и субсидирования рекреационной отрасли в целом и санаторно-курортной деятельности в частности.
В рамках региональной стратегии развития туризма определяется механизм «мягкой» легализации малых отелей и баз размещения, работающих без правовых оснований, на землях ИЖС, кооперативов и т.д. Период вывода их в правовое поле оценивается властями в 3-5 лет.
Идет активная модернизация отелей и санаториев — в 2017 году более 50 объектов модернизированы, начали работу 6 новых отелей. Запущены программы благоустройства пляжных территорий, реконструкции и строительства набережных, парковых и прогулочных зон — с акцентом на круглогодичное использование.
Как подчеркивают игроки туристической индустрии, приемлемые инфраструктура и цены относятся к базовым условиям, которые создают саму возможность приезда и проживания большого числа людей. Но туризм — это рынок, на котором торгуют впечатлениями, а не гостиничными номерами: на желание путешественника приехать еще раз и «склонить» к поездке родных и друзей влияют значимые уникальные отличия того или иного региона от других «мест под солнцем». С этой точки зрения Крым нуждается в продвижении небанальных маршрутов — выходящих за рамки перечня достопримечательностей из советского туристического справочника, который воспроизводится по инерции и новыми поколениями турфирм.
Там, где зимует лето
Судя по записям на интернет-форумах, главным открытием для любознательных путешественников в осенне-зимнем Крыму становятся те места, куда не возят туристические группы. «В дневнике моей поездки — названия, которые совершенно не на слуху у большинства россиян, — пишет туристка из Петербурга, — это, в частности, потрясающие пещерные города в окрестностях Бахчисарая. Раньшетакие названия, как Эски-Кермен, Чуфут-Кале или Мангуп-Кале мне не говорили ничего. А сейчас я понимаю, что буду туда возвращаться и привозить друзей». Как она продолжает, Крым — рай для палеонтологов-любителей: «в Крыму любой новичок, если «знает места», без труда найдет окаменелости возрастом от 30 до 200 млн лет и более».
Туристы — любители виноделия также ищут небанальное: не всем известные винзаводы (как в Массандре или Новом Свете), а затерянные в горах небольшие хозяйства, где панорамы — краше, а вино правильнее. Но нельзя сказать, что у таких туристов — большой выбор: хотя развитие энотуризма стало одним из официальных приоритетов полуострова, виноделен, готовых принимать у себя путешественников и умеющих делать это интересно, остро не хватает. «Большинство винодельческих предприятий пока не подготовили инфраструктуру для приема тургрупп, за исключением дегустационных залов, — отмечает заместитель генерального директора винодельни Alma Valley Игорь Сердюк. — Туристу нужно не только продегустировать несколько образцов вина, но и вкусно перекусить (причем желательно — в месте с красивым видом), и прогуляться (желательно — по какой-нибудь живописной аллее), и сделать несколько фото на память (желательно — на фоне локальной достопримечательности). Чтобы ответить на эти запросы, нужны инвестиции».
Наконец, учитывая растущую моду на активный здоровый образ жизни среди городского среднего класса, потенциальным стержнем не-пляжного, и особенно зимнего, крымского туризма являются треккинг и хайкинг — пешие прогулки по горам. Существующие на полуострове разнообразные по длительности и степени сложности маршруты треккинга — почти все неформальные; регион не занимается активно их маркировкой, созданием официальных систем навигаций и рекламой этого вида отдыха на широкие туристические слои. Горные походы реализуются в основном силами гидов-энтузиастов, которых можно найти в Сети. При этом те российские туроператоры, кто специализируется на продаже треккинг-туров, дают крымскому межсезонью такие высокие и поэтические отзывы (скажем, «регион, где зимует лето»), которые подошли бы для продвижения всего Крыма.
Вообще, для определения приоритетов развития туризма в Крыму есть верное средство: обращать больше внимания на продукты и направления, предлагаемые индивидуальными гидами в пространстве интернета. Эти предприимчивые люди обладают «пролетарским» чутьем на туристический спрос, склонностью избегать банальностей и завидным знанием конкурентных преимуществ разных областей и уголков полуострова. Двигаться в фарватере, проложенном бизнесом, — самый надежный путь формирования государственных стратегий.
Кооперация представителей бизнеса поможет создать современный туристический продукт
Генеральный директор Mriya Resort & Spa Грант Бабасян:
«В сфере винного и гастрономического туризма Крыму не хватает четко определенного, понятно изложенного и красивого предложения. Винных заводов, виноградников — в избытке, а сформированного туристического предложения в настоящий момент нет. Но мы знаем, что работы в этом направлении ведутся, и сами принимаем активное участие в разработке винных маршрутов. Думаю, что совместно с Министерством туризма и курортов РК бизнес сможет реализовать этот проект. Прогрессивным шагом я считаю создание Ассоциации отельеров Крыма (75% курортного рынка полуострова). Кооперация представителей курортного бизнеса позволит решить те задачи развития туризма в республике, на которые у отдельных компаний не может хватить организационных и финансовых ресурсов».
Козыри межсезонья
Вадим Волченко, министр курортов и туризма Республики Крым:
«Хотя Крым воспринимается как регион пляжного отдыха, в своей туристической стратегии мы делаем важную ставку на привлечение гостей в период межсезонья. Для этого есть несколько причин. Во-первых, пока серьезно наращивать турпоток в высокий сезон преждевременно — число туристов летом и так велико, их заметное увеличение создаст чрезмерную нагрузку на инфраструктуру, которую невозможно нарастить резко. Необходимо перераспределять потоки и развивать новые участки побережья, чем мы активно и занимаемся. Во-вторых, наши главные козыри — дворцы и музеи, природные ландшафты, винодельни с богатой историей, программы активного оздоровления СПА-отелей и лечебные программы санаториев — лучше «играют», когда не жарко.
Низкий сезон благоприятен для демонстрации отличий Крыма от регионов, которые можно назвать «просто пляж». В частности, бизнес кооперируется для развития энотуризма и гастрономических путешествий — появляются «винные тропы» (интегрированные маршруты нескольких виноделен), гастрономические фестивали, совместные программы отелей и виноделен, сыроварен и винзаводов, и так далее. Гастрономический и энотуризм признаны одним из приоритетов развития Крыма на федеральном уровне.
Особой нишей Крыма на туристическом рынке должны стать короткие отпуска в разгар делового сезона — когда людям необходимо сделать передышку на несколько дней. Поездка за границу, даже короткая — событие, требующее подготовки и серьезных трат, а в Крым можно приехать запросто: просто погулять по взморью, не кутаясь в шубу, показать детям исторические места, попить вина, попробовать хорошую кухню. Мы учимся формировать интересные комплексные туристические продукты на 2-5 дней и рассчитываем получить от них в наступившем году заметную экономическую отдачу».
Полную версию журнала «РБК+ ПЕТЕРБУРГ» №1 (10) ФЕВРАЛЬ – МАРТ 2018 можно прочитать здесь.