#1 Рынок труда, 13 декабря 2017
Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Служба занятости Петербурга взяла курс на обновление

Фото: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Фото: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Государственная служба занятости Петербурга реализует масштабные преобразования, которые должны помочь в создании эффективной системы подготовки ценных кадров для городской экономики.

Петербург — общероссийский лидер по большинству показателей, характеризующих рынок труда и сферу занятости. Тем не менее, государственные службы занятости нуждаются в модернизации, цель которой заключается в подготовке кадров для основных отраслей городской экономики.

Стратегические цели

В 2017 году уровень безработицы в Петербурге составляет 1,8%, что существенно ниже общероссийского показателя (5,3%). Как отметил председатель Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко, уровень экономической активности населения Северной столицы сопоставим с самыми трудолюбивыми европейскими странами. «В Швеции уровень экономической активности населения достигает 82%, в Финляндии — 75%, в Петербурге — 73,9%», — привел пример Чернейко. При этом производительность труда от уровня наиболее развитых экономик мира как правило отстает.

Как подчеркивают в комитете, стратегическая цель городской власти в сложившейся экономической ситуации — создать гибкую систему кадрового обеспечения, которая не только поспособствует инновационному развитию города, но и позволит максимально оперативно реагировать на изменения в экономике и запросы работодателей. Для достижения этой цели необходимы активные действия службы занятости сразу в нескольких ключевых направлениях.

Меньше поисков

Первое из этих направлений — сократить среднестатистический срок поиска работы соискателями, подчеркнул Дмитрий Чернейко. «Порядка 500 тыс. человек в год меняют свою работу, при этом срок поиска нового места для трудоустройства составляет примерно полгода. Одна из главных задач службы занятости на данный момент — создать такую инфраструктуру рынка труда, которая позволила бы сократить период поиска до 2-3 месяцев», — рассказал глава комитета по труду и занятости населения.

Отчасти работа по созданию такой инфраструктуры связана с модернизацией самой Службы занятости. Для этого в Петербурге начинается реализация программы «Служба занятости 2.0»: в структуре службы планируется сформировать так называемые «команды изменений», задача которых — привлечь новых сотрудников со специальным набором компетенций. Например, речь идет о знании кадровых технологий, способности выстраивать эффективные коммуникации, ориентироваться в рыночных отношениях и умении создать эффективные системы мотивации работников службы занятости.

Помимо этого, в рамках программы запланирован ряд мероприятий, направленных на создание такой системы трудоустройства граждан, которая будет способна обеспечить индивидуальный подход к каждому соискателю и взаимодействие с работодателями в сфере подбора персонала.

Кузница кадров

Однако подобные программы дадут ожидаемый результат только при условии, что город сможет создать гибкую систему кадрового обеспечения. Как подчеркивает Дмитрий Чернейко, задача службы занятости состоит не только и не столько в борьбе с безработицей, сколько в том, чтобы наладить поставку на рынок труда высококвалифицированных и востребованных работодателем кадров.

Поэтому федеральный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», в котором в числе пилотных регионов примет участие и Санкт-Петербург, нацелен, помимо всего прочего,  на серьезное расширение программ переподготовки (в частности, опережающей, которая требуется в связи с модернизацией производств) кадров для приоритетных отраслей и проектов.

Службы занятости должны не только удовлетворять запросы предприятий и в квалифицированных работниках здесь и сейчас, но и закрывать будущие потребности экономики в кадрах. Для этого, среди прочего, петербургский Центр занятости получит лицензию на осуществление образовательной деятельности. «Возможность гибко собирать программы дополнительного образования под нужды конкретных работодателей, отраслей и объединений, позволяющие в короткие сроки приобрести востребованные компетенции — важная составляющая системы кадрового обеспечения, обеспечивающей развитие», — обобщил задачу Дмитрий Чернейко.

Квалификационный фильтр

Рынку туда Санкт-Петербурга требуются не только работники с компетенциями будущего, примерно в 70% случае через службу занятости ищут представителей вполне традиционных профессий — каменщиков, бетонщиков, маляров, водителей, продавцов. Один из источников закрытия текущей потребности в кадрах — работники из других стран и регионов. Сейчас в городской экономике легально работает около 916 тыс. внутренних и внешних трудовых мигрантов. Из них 43% — жители Ленобласти, 33% — из других регионов РФ и 24% — иностранные граждане. При этом 70% всех иностранных работников составляют граждане Узбекистана.

Отметим, что, как подчеркнуло руководство комитета по труду, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поставил задачу сократить число неквалифицированных иностранных работников, прибывающих в Северную столицу.

Для этого в Узбекистане, Таджикистане и Киргизстане открыты специальные выездные центры подбора персонала. «Организованный набор — это мера, направленная на их упорядочивание и планомерное сокращение числа неквалифицированных мигрантов в соответствии с нуждами экономики Петербурга. Люди приезжают сюда на подходящие им рабочие места и на предприятия с понятными условиями труда», — пояснил заместитель председателя городского комитета по труду Николай Рогачев. Он добавил, что в этом году через выездные центры уже трудоустроено около 2 тыс. работников из трех среднеазиатских государств.

Расширить рамки

Еще один способ обеспечить экономику необходимыми кадрами — увеличить срок трудовой активности людей старшего возраста, считают в комитете по труду и занятости населения. Эта задача, как подчеркнул Чернейко, особенно актуальна с учетом постепенного увеличения продолжительности жизни и сокращения доли людей молодого поколения. «Трудовая деятельность после окончания вуза может достигать 50 лет, и доля возрастных работников будет увеличиваться», — констатировал Чернейко.

В рамках программы расширения кадрового состава петербургской экономики, городская служба занятости активно вовлекает в трудовую деятельность людей с ограниченными возможностями, например, черех программу стажировок, которая дает время работодателю и работнику с инвалидностью присмотреться друг к другу. Стажировки значительно повышает уровень закрепляемости особых сотрудников на рабочих местах. «Мы стремимся к тому, чтобы каждый второй прошедший стажировку человек с ограниченными возможностями здоровья продолжил работу в качестве постоянного сотрудника», — сообщил Николай Рогачев.

Как отмечают представители комитета по труду и занятости населения, по целому ряду показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, Петербург достиг важных положительных изменений. В частности, как следует из данных Петростата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в экономике Петербурга, только за период с января по сентябрь 2016 года увеличилась на 5,4 тыс. руб. и составила 52,6 тыс. руб. Положительная динамика наблюдается также в изменении номинальной и реальной заработной платы. По данным комитета по труду и занятости населения, по состоянию на сентябрь 2017 года прирост номинальной заработной платы составил 10,2% от уровня сентября 2016 года, реальная зарплата петербуржцев за этот же срок увеличилась на 6%.

Как отметил заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Петр Тищенко, «рост заработных плат и доходов населения — положительная тенденция, но он должен сопровождаться адекватным ростом производительности труда».
 

Инструменты Государство готово помочь бизнесу сократить расходы на поиск персонала
Содержание
Закрыть