В России корпоративное волонтерство имеет не очень долгую историю развития. «По сути, заканчивается лишь начальный этап — формирование феномена и накопление компаниями и корпорациями собственного опыта», — отмечают эксперты Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ) в исследовании, проведенном в 2016 году. Тем не менее, по наблюдению специалистов, в стране происходит постепенный переход от разовых практик к системной деятельности.
На пути к системе
Развитие корпоративного волонтерства означает не только рост числа сотрудников, вовлеченных в акции и программы: компании стали внедрять стандарты корпоративной социальной ответственности, а инициатива в области волонтерства проявляется на всех уровнях — от головных офисов международных компаний и регионального топ-менеджмента до рядовых сотрудников.
«С каждым годом участие в социальных проектах становится все более массовым. Сотрудники активно подключаются к самым разным инициативам — от участия в семейных благотворительных марафонах и волонтерских акций в домах-интернатах для пожилых людей, до уборки территорий и озеленения парков и скверов. За пять лет своего существования волонтерская программа JTI приобрела всероссийский охват: число сотрудников-волонтеров превысило 2 тыс. человек, а участие в социальных инициативах принимает уже 69 российских городов. К сотрудникам JTI присоединились их семьи и друзья, все чаще волонтерами становятся партнеры компании. В 2017 году во время волонтерских акций компания и сотрудники собрали порядка 1 млн руб., которые были направлены на реализацию благотворительных проектов», — рассказала менеджер по корпоративной благотворительности JTI Россия Ирина Платонова.
По наблюдению исследователей, в России происходит переход от разовых практик волонтерства к системной деятельности. Это означает не только рост числа сотрудников, вовлеченных в акции и программы, но и внедрение новых стандартов корпоративной социальной ответственности.
Элла Керкис, PR менеджер в регионе Запад компании Danone, подчеркнула, что сотрудники компании часто сами придумывают волонтерские инициативы и затем вовлекают в них коллег, а также друзей и родственников. «Иногда, совершив доброе дело и проникшись благодарностью, сотрудники решают организовать патронаж. Например, представители компании Nutricia уже несколько лет опекают детский дом в Ярославкой области: на личные средства они покупают подарки и товары первой необходимости, поздравляют со всеми праздниками. А их коллеги, работники молочного завода под Чеховом, каждый год собственными силами приводят в порядок территорию социально-реабилитационного центра для детей», — рассказала Керкис.
По данным опроса, проведенного экспертами НСКВ, основной мотивацией участия в волонтерской деятельности для сотрудников являются моральные соображения (56% отметили удовлетворение и положительные эмоции от сделанной работы, 41% — от исполненного морального долга).
В то же время, немаловажным стимулом является стремление к личностному росту: 38% опрошенных рассчитывают чему-то научиться благодаря волонтерству, 35% — открыть для себя возможности самореализации. Сами компании рассматривают волонтерские проекты, в первую очередь, как часть социальной ответственности и способ улучшения имиджа.
«Что это дает компании и ее сотрудникам? Искреннюю благодарность тех, кто нуждается в нашей помощи, а значит дополнительную мотивацию к работе, и, как следствие, повышение лояльности к компании в целом», — пояснила Керкис.
Как показывают исследования, основной мотивацией участия в волонтерской деятельности для сотрудников являются моральные соображения и положительные эмоции от сделанной работы.
Актеры и лекторы
Компании практикует самые разные направления волонтерства — как связанные с основной деятельностью, так и абсолютно «посторонние». «Мы проводим различные социальные проекты, к участию в которых приглашаем волонтеров, как сотрудников нашей компании, так и общественные объединения. Это инициативы в области экологии, продвижения ответственного потребления, помощи социально незащищенным категориям населения. Компания также поддерживает волонтерские группы в реализации их проектов. Ежегодно наши сотрудники принимают участие в акции «18+ Правила общие — ответственность каждого», направленной на предупреждение продаж алкоголя несовершеннолетним. Наши сотрудники также принимают участие в экологических субботниках, сборе новогодних подарков для нуждающихся и акциях по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны», — привела примеры менеджер по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям компании «Балтика» Екатерина Иванова.
«Мы проводим мероприятия с привлечением волонтеров из числа сотрудников, в том числе проекты, нацеленные на поддержку воспитанников подшефных детских учреждений, ветеранов Великой Отечественной войны и телекоммуникационной отрасли, охрану окружающей среды и восстановление исторических и культурных ценностей, помощь местным сообществам. Сотрудники МТС вместе с партнерами компании регулярно проводят мероприятия для детских домов, детей с ограниченными возможностями и детей из неблагополучных и малообеспеченных семей по всей России, участвуют в представлениях «Мобильного театра сказок». Силами волонтеров во всех регионах страны проводятся мастер-классы, бесплатные лекции для студентов и школьников, уроки кибербезопасности для детей, уроки пользования мобильным интернетом для старшего поколения и др.», — поделилась, в свою очередь, пресс-секретарь МТС «Северо-Запад» Вероника Бялковская.
Компании практикует самые разные направления волонтерства — как связанные с основной деятельностью, так и абсолютно «посторонние».
«Интеллектуальное» волонтерство практикуется и в компании «Буквоед». «Уже несколько лет мы являемся соорганизатором секции «Литература и Чтение» на Международном Культурном Форуме. Наше участие ежегодно расширяется (например, в 2017 году мы провели 41 мероприятие в секции — 31 общественный поток для открытого посещения и 10 событий для профессионального потока)», — поделилась руководитель отдела системных коммуникаций Петербургской Книжной сети «Буквоед» Ольга Рогозина. Она отметила, что для организации такой масштабной деятельности компания привлекает не только собственных сотрудников, но и волонтеров форума. «Это уже системные и неоднократные отношения, многие волонтеры уже самостоятельно просятся именно на наши события, это очень приятно», — подчеркнула Рогозина.
Отдельная история — такой вид корпоративного волонтерства, как pro bono (от лат. «ради общественного блага»). Он предполагает, что специалисты компании бесплатно оказывают благотворительные услуги по своему профилю. Считается, что пионерами pro bono стали американские юристы, в XIX веке начавшие консультировать нуждающихся.
«Сотрудники компании охотно выступают волонтерами в формате pro bono, когда привлекается узкая экспертиза для решения задач фонда или движения, с которыми «Билайн» сотрудничает в рамках стратегии КСО. Например, технические специалисты участвовали в разработке решений для того же поискового отряда «Лиза Алерт», помогали в создании обучающих программ для благотворительных фондов под эгидой нашего внутреннего «Билайн Университета», разработке digital-решений для фандрайзинговых инициатив. Так, разработанное с помощью наших специалистов решение m-charity для фонда «Подари жизнь» в период с 2012 по 2017 год помогло привлечь более 2 млрд руб. от частных доноров», — рассказала руководитель по корпоративной социальной ответственности ПАО «ВымпелКом» («Билайн») Евгения Чистова.
Отдельная категория корпоративного волонтерства — pro bono, в рамках которой специалисты компании бесплатно оказывают благотворительные услуги по своему профилю.
Помимо имиджевых «бонусов», pro bono позволяет компаниям расширить портфолио, а сотрудникам — приобрести новый профессиональный опыт.
Работники будущего
Директор по счастью партнеров в МОО «Игры будущего» Алексей Миняйло советует бизнесу обратить внимание и на другие потенциальные выгоды корпоративного волонтерства. В ходе V московского международного форума «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество» он высказал мнение, что волонтерские проекты помогают компаниям адаптироваться к глобальным изменениям экономических процессов.
Так, в эпоху искусственного интеллекта, способного взять на себя все рутинные функции, для работодателя возрастает значение таких качеств сотрудника, как умение адаптироваться к изменениям и проявлять инициативу, не говоря уже о коммуникационных и организационных навыках. Корпоративное волонтерство развивает эти навыки. Волонтерский опыт также позволяет сотрудникам развивать получить навыки самоуправления и самоорганизации, необходимые в условиях глобального перехода к более гибким формам управления бизнесом.
Миняйло советует компаниям включить волонтерство в стратегию развития HR, а также соединить его с программой кадрового резерва. Впрочем, опрошенные РБК Петербург компании пока не рассматривают внешних волонтеров как потенциальных сотрудников. «Даже наша программа стажировки для студентов «Поколение Digital» подразумевает серьезный отбор и оплату труда», — подчеркнула Евгения Чистова («Билайн»).
В эпоху искусственного интеллекта, способного взять на себя все рутинные функции, для работодателя возрастает значение таких качеств сотрудника, как умение адаптироваться к изменениям и проявлять инициативу, не говоря уже о коммуникационных и организационных навыках.
На «Балтике» также не видят в волонтерах кадровый резерв. «Опыт волонтерской деятельности у кандидата не будет решающим фактором в принятии решения о трудоустройстве, но может стать дополнительным плюсом в его пользу», — уточнила Екатерина Иванова.
Таким образом, корпоративное волонтерство все больше выходит за рамки обычной благотворительности и становится одной из важных методик тренинга персонала. Пока эта тема относительно нова для российского бизнеса и вызывает немало дискуссий в деловых кругах. Именно поэтому она станет одним из пунктов повестки на предстоящем Санкт-Петербургском международном форуме труда.