Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

За высотным регламентом должен последовать подземный

Петербургу необходимы правила освоения подземного пространства
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Подземный регламент необходим, чтобы определить допустимую глубину подземных сооружений, а также «отступы» от границ подземных участков, отличающиеся от отступов на поверхности.

Необходим и отдельный раздел Генплана о строительстве и освоении подземного пространства, который позволит резервировать площадки и территории под будущее строительство подземных объектов городского значения. Это касается как территорий расположения будущих вестибюлей метрополитена, так и других подземных зданий и сооружений. Федеральное законодательство в сфере подземного строительства, по мнению участников рынка, тоже требует доработки.

На данный момент в Российской Федерации основной закон, который регламентирует эту сферу, — это закон «О недрах» в редакции 2017 года. Перед началом любого подземного строительства необходимо доказать, что в недрах нет полезных ископаемых, и с этим доказательством нередко возникают проблемы.

Город столкнулся с земельными проблемами при строительстве Красносельско-Калининской ветки. Выяснилось, что территории, на которых должно было вестись строительство шести станций этой линии, уже заняты федеральными или региональными объектами, либо принадлежат частным владельцам. Решение всех имущественных вопросов — это сложный, долгий и недешевый процесс. Поэтому проблемой «подземного» раздела Генплана уже занимается рабочая экспертная группа.

На пресс-конференции в июле 2017 года Вадим Александров, занимавший на тот момент пост гендиректора «Метростроя», сообщал, что координационный центр по разработке программы комплексного освоения подземного пространства Петербурга предполагалось организовать на базе института ОАО «Ленметрогипротранс». В свою очередь, гендиректор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей Алпатов отметил, что в Петербурге есть целый ряд организаций, которые могут внести вклад в разработку эффективной и высокопрофессиональной программы комплексного освоения подземного пространства города. В частности, «Ленметрогипротранс» может заниматься проработкой проектов, связанных с транспортной инфраструктурой, «Гипроинжпроект» — поиском решений в сфере инженерных коммуникаций. «Важно, чтобы был создан единый координационный центр, в котором предложения, проекты, мнения по этой тематике аккумулировались бы в единый план действий», — процитировал С. Алпатова портал stroypuls.ru.

Для комплексного освоения подземного пространства города необходимо также свести воедино и периодически актуализировать информацию о состоянии грунтов, подземных рек, наличии инженерных сетей и уже построенных подземных объектов. К сожалению, карты, которая показывала бы состояние грунтов по всему городу, пока не существует. Сегодня под каждый отдельный проект заказывается геологическое исследование, бурятся разведывательные скважины и на основании полученных данных составляется геологический разрез, которым руководствуются строители в процессе работы.

Пример ситуации, в которой метростроителям понадобилась информация об уже существующем объекте: при строительстве участка двухпутного тоннеля метро от станции «Новокрестовская» в сторону «Приморской» трасса тоннеля пролегала под сваями, на которых держится Западный скоростной диаметр. Благодаря тому, что метростроители заранее знали о расположении свай и их глубине, удалось избежать неприятных эксцессов.

О том, что сформировать единую информационную базу и инженерно-геологическую карту подземного пространства Санкт-Петербурга в 3D-формате крайне необходимо, эксперты говорят не первый год. Так еще в апреле 2015 года эту мысль на встрече с журналистами выразили управляющий директор Росгеологии Олег Васин и профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Улицкий. В противном случае ситуации, когда уже построенные сооружения делают невозможным реализацию новых проектов, будут возникать снова и снова.

Содержание
Закрыть