Среди российских инновационных компаний есть успешные экспортеры, которые не только вывели свою продукцию на глобальный рынок, но и заняли на нем первые места. Эти предприятия, чьи активы подчас оцениваются в сотни миллионов долларов, на Родине почти не известны. Причина – в том, что «передовики» работают на нишевых рынках, и не выпускают конечные потребительские продукты с узнаваемым брендом. Однако успешный экспорт для целого ряда hi-tech компаний служит плацдармом для освоения домашнего рынка – приобретенные известность и валютная выручка становятся ресурсами, которые можно вложить в получение российских заказов.
На гребне сотовой революции
Бывшее предприятие советского ВПК «Морион» из Санкт-Петербурга работает в электронике, в области, где, по общему мнению, отечественные технологии безнадежно отстали от мировых. Между тем, разработки компании «сидят» в начинке самой современной техники - в компьютерах, системах мобильной связи, спутниковой навигации и радиолокации, метрологии. Активно финансируя НИОКР, компания смогла стать одним из трех глобальных лидеров в области прецизионного кварцевого приборостроения, занимая в самом высокотехнологичном его сегменте до 15% мирового рынка. Приборы «Морион» поставляются в 117 высокотехнологичных компаний в 30 странах мира, в том числе, их покупают мировые бренды – LG, Rohde and Schwarz, Meinberg, и др.
Компания запустила экспортные поставки приборов частотно-временного обеспечения - кварцевых и других генераторов, фильтров и резонаторов – в 1994 году. Доходы шли на финансирование экспортно-ориентированных разработок, в частности, на «подгонку» приборов под западные технологические стандарты и дизайны. Фактически экспорт стал тогда необходимым условием развития предприятия, поскольку объем российских заказов был исчезающе мал.
Сначала «Морион» работал через посредников, но со временем начал сотрудничать с транснациональными корпорациями под своей маркой. В 1997 году аудиторы Hewlett Packard сертифицировали предприятие как субконтрактного производителя. С начала 2000-х годов бурно развивающаяся отрасль сотовой связи становится основным рынком сбыта для питерцев. «Морион» быстро занял заметную долю мирового рынка, имея в заказчиках сразу несколько транснационалов, производящих оборудование для сотовой связи.
Среди новых экспортных поставок «Мориона» - устройства для сетей связи пятого поколения (5G) и термостатированные генераторы со стабильностью частоты уровня 10-11, опережающие потребности современного рынка. Перспективная ниша для компании - поставки рубидиевых генераторов, задающих стандарты частоты, так как лишь единицы производителей в мире способны их выпускать.
Правда, если средний объем экспорта в 1990-е годы превышал 80%, то в последние пять лет он составлял 22% (в 2016 году – более 25%). При этом в абсолютных цифрах объем поставок за рубеж понемногу растет (в 2016 году на внешние рынки было поставлено продукции примерно на 300 млн. руб.), а относительное падение доли вывоза связано с ростом внутреннего спроса, прежде всего, со стороны Министерства обороны и авиационно-космической индустрии. Умерший было российский рынок заказов для «Мориона» возродился и растет опережающими по отношению к экспорту темпами.
Санкции не закрыли для компании внешние рынки, но затруднили экспорт. По словам генерального директора «Мориона» Якова Вороховского, в глазах новых внешних потенциальных заказчиков надежность российских компаний как поставщиков снизилась. Поэтому, говорит он, компания все активнее использует американский филиал Morion-US и собирается открывать еще одно подразделение на Западе – в Европейском Союзе.
Организация интеллектуального муравейника
Самарская научно-производственная компания «Разумные решения» почти пятую часть своей выручки зарабатывает на внешних рынках. Пока обороты ее относительно небольшие (около 230 млн. рублей), но зато объем зарубежных поставок растет на четверть в год, и ожидается, что в 2019 году на экспорт придется уже половина доходов. Добиться этого в компании планируют за счет продвижения мультиагентных систем управления в сфере организации транспортных и производственных логистических цепочек.
Идею мультиагентных технологий, в которых сложные задачи решаются за счет самоорганизованного взаимодействия десятков и тысяч автономных программных агентов, непрерывно конкурирующих и сотрудничающих друг с другом, программисты скопировали с роевого принципа устройства жизни муравьев и пчел. Действуя вместе, как единый организм, маленькие насекомые представляют собой мощную силу с развитым интеллектом, который позволяет им защищаться, осваивать новое жизненное пространство и решать другие важные задачи в постоянно меняющейся среде.
Такого подхода не хватает в человеческой деятельности. По словам председателя совета директоров НПК «Разумные решения» Петра Скобелева, для своего гармоничного развития общество и технологии должны находиться в процессе ко-эволюции. На практике же мы видим стремление упростить реальность. Упрощение обычно заключается в игнорировании индивидуальности, введении вертикали управления и многоуровневых иерархий, жестких бизнес-процессов, высокой степени регламентации отношений. В результате такого подхода, продуктивность и эффективность обычно падают прямо пропорционально потере адаптивности управленческой системы. Гибкость управления, утверждает Петр Скобелев, можно вернуть - развивать самоорганизующиеся системы управления с применением радикально новых компьютерных технологий, на острие которых выходят те самые мультиагентные системы.
Эти новации пользуются растущим спросом за рубежом. Одна из них - Smart Logistics. Первая версия продукта была разработана для российских логистических компаний. Автоматическое планирование сложных мультимодальных перевозок в реальном режиме времени, за счет применения мультиагентных технологий, стало самым весомым конкурентным преимуществом самарцев. Результатом разработок в 2013 году стало создание SaaS – евроверсии Smart Logistics для четырех транспортных компаний в Финляндии и Эстонии, с оценкой роста увеличения объема выполненных заказов на 5% и снижения простоев грузовиков на 5–7%.
В 2015 году «Разумные решения» запустили в эксплуатацию Smart Supply Chains, систему интеллектуального управления цепочками поставок в реальном времени для сети известного транснационального производителя напитков в Германии. Ранее похожую технологию опробовали в сети магазинов корпорации Lego в США, где предложенный подход продемонстрировал возможность повышения эффективности использования ресурсов бизнеса на 18%.
«Разумные решения» стали одной из первых российских компаний в сфере IT, выигравших конкурс на участие в европейской программе FP7 Factory of Future. В ее рамках, в консорциуме с EADS, Airbus и университетами Кельна, Манчестера и Праги, был разработан прототип сетецентрической мультиагентной системы согласованного управления цехами аэрокосмических предприятий. Интеллектуальная система отрабатывается сейчас на линии Airbus по сборке фюзеляжа для А-350 в Гамбурге. В конце прошлого года контракт на создание и внедрение промышленной версии подобной системы был заключен уже с российской корпорацией «Иркут».
Комиссия ЕС и представители Airbus Group высоко оценили итоги этой работы и рекомендовали продукты «Разумных решений» к использованию и улучшению в новых европрограммах Horizon 2020, направленных, прежде всего, прежде всего, на развитие Industry 4.0.
В результате, «Разумные решения» готовятся осуществить в Европе новый проект совместно с крупным производителем комбайнов – создать систему управления взаимосвязанным роем спутников, дронов и автоматических машин для прецизионного земледелия (контроля состояния угодий и проведения различных видов сельскохозяйственных работ). В приобретении похожей мультиагентной системы заинтересованы шриланкийские чаеводы, а в России прототип такого продукта уже отрабатывается на полях Песчанокопской агропромышленной группе в Ростовской области.
«Мы делаем все возможное, – говорит Петр Скобелев, – чтобы приобретенный опыт работы с зарубежными компаниями шел на пользу и нашим предприятиям в этих же сегментах. Продукт совершенствуется и наращивает функционал за счет средств иностранных клиентов, у которых есть возможность платить за инновации, в результате наши системы становятся доступными даже для российских предприятий среднего и малого бизнеса».
Нанотрубное будущее человечества
«Оксиал», производственные мощности которой находятся в новосибирском Академгородке, возможно, единственный пример компании, о которой можно смело сказать: еще находясь на стадии инвестирования, она уже заняла около 90% мирового рынка. Если дела и дальше пойдут так, как намечено в ее технологических и бизнес-планах, то она уже в ближайшем будущем вырастет в инновационные звезды первой величины.
Компания «Оксиал» производит так называемые одностенные углеродные нанотрубки (Carbon Nano Tubes – CNT). Приоритет в открытии нанотрубок принадлежит не ей, но в промышленных масштабах – тонны в год – она единственная в мире умеет их выпускать. Технология производства появилась, благодаря разработкам ученого из Сибирского отделения Российской академии наук Михаила Предтеченского, недавно выбранного в действительные члены РАН. В чем важность этого открытия?
Электро- и теплопроводность CNT в несколько раз выше, чем у меди. Нанотрубки обладают высокой химической стойкостью и стойкостью к температурам выше 1000 градусов. Другое важнейшее свойство углеродных нанотрубок — их экстремально высокая прочность, превышающая, к примеру, прочность стали в сто раз. Причем сразу после открытия CNT, четверть века назад, исследователям стало ясно, что они являются универсальной добавкой, или, по-другому, аддитивом, небольшое количество которого может существенно менять и расширять функциональные свойства основных конструкционных материалов: металлов, пластиков и бетонов.
Казалось бы, в чем проблема? - бери и добавляй, получая необходимые свойства композитов. Но крупные западные химические корпорации, например, Bayer, смогли выращивать в более или менее приемлемом для рынка объеме и с должным качеством только многостенные трубки, аддитивные свойства которых на порядок хуже, и проект был закрыт. CNT же выпускалось, по сути, в лабораторных условиях, в объеме нескольких сот килограмм на планету, и стоимость высококачественных партий достигала 200 тысяч долларов за килограмм! Предтеченский добился гораздо более дешевого производства этого материала, в результате чего мировые цены упали в 50-100 раз.
В прошлом году «Оксиал» выпустил 4 тонны продукции под маркой TUBALL, в текущем планирует произвести 10 тонн. Вся эта продукция уже расписана – в основном, под зарубежные контракты. Химические гиганты Lanxess, Duksan, Union Chemical, Evermore, Latern встают в очередь за материалом, использование которого сулит многомиллионные прибыли за счет улучшение свойств различных материалов и покрытий.
Grace Continental, корейский производитель «жидких силиконов» для электроники, авиа- и автомобилестроения, уже закупает TUBALL. В частности, корейцы поставляют свою продукцию с нанотрубками производителям смартфонов (силикон с применением TUBALL используется в изготовлении антистатических силиконовых защитных покрытий для экранов). Также среди потребителей TUBALL - крупные компании, выпускающие композиты для авиа- и автомобилестроения: европейская BUFA Composite Systems и индийская Mahindra CIE.
Крупные мировые производители электрохимических источников тока уже тестируют сибирские нанотрубки - они способны в перспективе увеличить энергоемкость батарей на 60%. В 2017 году ряд ведущих компаний-производителей источников тока, включая BAK, планируют начать выпуск литий-ионных аккумуляторов для электромобилей с добавкой TUBALL.
Пока сибирские нанотрубки приобретаются в основном для тестирования и создания опытных партий материалов с улучшенными свойствами, но уже в ближайшие год-два года в «Оксиал» ждут повышения спроса на свою продукцию на порядок, благодаря запуску промышленного производства различных материалов с TUBAL. Ждут этого и инвесторы – они прогнозируют увеличение стоимости активов сибирской компании в 2,5 раза уже в ближайшее время.