«Уровень Сингапура для Петербурга не предел; наши целевые ориентиры - Париж или Лондон»
Материалы выпуска
Нафталиновый ад: почему Петербург не заслужил лавры успешного туристического центра Рынок Новые русла для туристического потока Решения «Уровень Сингапура для Петербурга не предел; наши целевые ориентиры - Париж или Лондон» Компетенция
Компетенция Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Уровень Сингапура для Петербурга не предел; наши целевые ориентиры - Париж или Лондон»

Генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков рассуждает о месте Петербурга на международном рынке деловых событий и рассказывает о задачах крупнейшей конгрессно-выставочной площадки города
Генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков (Фото: Экспофорум)

Сегодня Петербург занимает 85 место в международном рейтинге конгресс-дестинаций. По данным ICCA (Международной ассоциации конгрессов и конференций), лидер рейтинга – Берлин – провел в 2015 году 195 деловых мероприятий мирового уровня, Париж – 186, Лондон и Мадрид – по 171 мероприятию, а Санкт-Петербург – 30. Отставание от фаворитов пока колоссально. Однако оно преодолимо, – считает генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл», компании – оператора «Экспофорума», крупнейшей в Петербурге конгрессной площадки, Сергей Воронков. В интервью РБК+ он объясняет причины своего оптимизма.

Длинный путь и большая работа

- В своих недавних интервью вы отмечали, что петербургская отрасль делового туризма – сейчас на подъеме и будет расти в ближайшие годы. Откуда такая уверенность?

- Петербург – самое популярное среди иностранцев туристическое направление в России и самый популярный город на Балтике; у него колоссальный потенциал привлекательности для туристов, в том числе деловых, и сейчас началась, наконец, полноценная реализация этого потенциала.

- Что же произошло, помимо девальвации?

- Ценовая привлекательность для иностранных гостей, возросшая в связи с ослаблением рубля, – не единственная причина всплеска въездного туризма, который мы сейчас наблюдаем в Петербурге. Важно, что решены серьезные инфраструктурные вопросы – в городе появился современный аэропорт, передовое паромное сообщение, полноценный конгрессно-выставочный центр в лице «Экспофорума». До сих пор город в принципе не мог проводить крупные деловые события мирового уровня – старые площадки, даже если формально вмещали несколько тысяч участников, не подходили организаторам международных конгрессов по качественным критериям.

Когда появилась, что называется, «материальная база», появился и смысл бороться за прием крупных событий – совместно с Конгрессно-выставочным бюро мы сейчас активно ведем заявочные кампании на международном рынке деловых мероприятий. До появления современного объекта город получил бы отказы на все свои заявки.

- Но все результаты – в будущем, а пока у нас – 85 место?

- Главные результаты – конечно, в будущем, потому что сейчас мы подаем заявки на мероприятия, которые пройдут в 2020-2022 годах и позже. Рынок мировых конгрессов – это очень длинная история; там заявки подаются как на олимпиаду, за 5-7 лет.

Но очевидный прогресс есть и в настоящем. Сегодня через две наши площадки – «Экспофорум» и «Ленэкспо» – проходит более 1 миллиона посетителей в год, и мы ориентируемся на прием 1,5 миллиона участников в ближайшие годы. В 2015 году «Экспофорум» и «Ленэкспо» провели 159 мероприятий, 42 собственных и 117 гостевых; количество мероприятий в сравнении с предыдущим годом выросло на 30%, причем многие из этих событий никогда ранее в Петербурге не проводились – то есть город получил прирост, в том числе его посетили новые гости. Например, мы работаем над организацией Арктического форума – это новое, проводимое с 2015 года, событие с участием экспертов очень высокого уровня. Конечно, и проведение юбилейного ХХ Петербургского международного экономического форума в «Экспофоруме» – очень важный для нас этап, который повысит международную известность новой площадки.

- За какие мировые конгрессы стоит побороться Петербургу?

- Два международных конгресса, которые уже прошли в «Экспофоруме», связаны с медициной – Радиологический и Урологический. Они не ротируются между странами – их проводят российские организаторы в России, – но масштабные, и успех в их проведении повышает наши шансы принять мировые форумы той же специализации. В рамках Петербургского международного форума здоровья у нас прошел Конгресс медицинских работников, куда приезжали представители ЮНЕСКО, а всего участвовали 2 000 человек. Осенью мы будем повторять это событие, и в целом «Экспофорум» активно работает по привлечению мероприятий в медицинской области.

- Почему?

- Сегодня около 50% мировых конгрессов – это мероприятия на тему медицины и здорового образа жизни. Медицинские события собирают максимальное число участников. Например, на Международный конгресс кардиологов приезжает 15 тысяч человек. Конечно, хотелось бы видеть такие конгрессы в Петербурге, но это серьезная работа и долгий путь. Мы сейчас рассматриваем порядка 20 крупных событий, которые хочется привести в город.

- Но деловых событий на 15 тысяч человек в Петербурге не будет?

- Возможно, и будет через несколько лет. Конгрессный центр «Экспофорума» может одновременно принимать 10 тысяч человек, а вместе с выставочными павильонами – до 30 тысяч. Наш ближайший целевой ориентир – мероприятия на 7,5 тысяч участников.

- А какие целевые ориентиры нужно поставить всему Петербургу в области делового туризма?

- У Петербурга есть задача держать место номер один в сфере делового туризма в России, а в дальнейшем, в соответствие со стратегией города, войти в первую десятку конгрессных дестинаций в Европе и в двадцатку мировых лидеров.

Инструмент развития компетенций

- У Петербурга может быть своя специализация на этом рынке?

- Да. Последний мировой тренд в области конгрессной деятельности – это использование деловых событий и выставок в качестве инструмента развития компетенций территории. Многие регионы борются за привлечение крупных мировых событий, связанных с их специализацией. Например, Сингапур в свое время решал проблему опреснения воды и привлек к себе мировой Конгресс опреснения воды, стал его активно развивать, проводить промежуточные мероприятия и стал, в результате, главным мировым центром по обмену опытом в этой сфере. То же можно сказать про Барселону, которая позиционирует себя как телекоммуникационная столица – город «переманил» к себе Всемирный мобильный конгресс, что стимулировало развитие отрасли на его территории. В Германии есть Дюссельдорф, считающий медицину своей ключевой компетенцией и проводящий крупные медицинские конгрессы (например, выставку-конгресс Medica).

В этом связи можно говорить об актуальности кластерного подхода, который мы развиваем совместно с городом. В Петербурге действуют крупные судостроительные предприятия, и это исторически сложившаяся компетенция города – проводится выставка «Нева», которая является крупнейшей в России и пятой в мире, а также успешно работает Военно-морской салон. Также в городе проводятся Энергетический форум и форум с акцентом на развитие фармы – уже упомянутый Петербургский международный форум здоровья. Но поскольку Петербург – это город-музей, привлекательный для туристов, ему нельзя ограничиваться специализированными мероприятиями в рамках своих экономических компетенций. Город должен быть ярким событийным центром, поэтому мы стремимся к максимальному разнообразию проводимых у нас мероприятий.

Спорт приносит миллиарды

- Кстати о специализации: вы начинаете проводить спортивные мероприятия - не вступаете ли при этом в чужую нишу, которую занимают стадионы?

- «Экспофорум» задуман как многофункциональный центр, и изначально проектировался под крупные спортивные события, в том числе St’Petersburg Open. Многие соревнования, которые не привязаны непосредственно к пространству стадиона, могут проходить у нас – например, весной в «Экспофоруме» прошел Кубок губернатора по бальным танцам. Впервые за историю этого кубка на одной площадке собралось 2 500 пар. Никакой стадион не смог бы разместить у себя такое событие, потому что, помимо танцевальных пространств, требуется очень много подсобных помещений – раздевалок, фудкортов и так далее. Другой пример – соревнования по конкуру, проходящие в «Экспофоруме» в рамках выставки «Иппосфера», – комплекс предоставил турниру возможности, которые не в силах дать ни один стадион: разместить лошадей, провести сопутствующие выставки, организовать конгрессную программу.

У нас в планах – мотофристайл, аквабайк, турниры по боевым искусствам и ряд других очень зрелищных состязаний. «Экспофорум» аттестован Министерством спорта как объект, приспособленный для проведения соревнований по 77 видам спорта.

- Спортивные события – привлекательная ниша, с точки зрения доходов?

- Для иллюстрации: экономический эффект международной конвенции «СпортАккорд», оператором которой мы выступали, для Петербурга составил около 7,7 миллиона долларов. Прямой эффект от проведения «СпортАккорда», с учетом расходов участников – гостей города (2350 человек из 58 стран), оценен в 4,23 миллиона долларов, остальные почти 3,5 миллиона долларов – это косвенный эффект.

Конечно, спортивные события очень привлекательны и для нас, как многофункциональной площадки, и, главное, для Петербурга – мы хотим заметно увеличить количество крупных спортивных мероприятий, проводимых в городе.

Будут рейсы – будут и туристы

- Вы упоминали Сингапур, начавший с одного крупного конгресса и ставший постепенно одним из признанных международных центров деловых коммуникаций. Сколько лет нужно работать Петербургу, чтобы достичь уровня Сингапура?

- Сингапур, как и Дюссельдорф, нельзя сравнить с Санкт-Петербургом ни с точки зрения существующих специализаций в экономике, ни с точки зрения культурного наследия. У нас и возможности, и, соответственно, задачи – совершенно другие. Петербург уместно сравнивать с Парижем или Лондоном, которые сейчас опережают нас примерно в 7 раз по количеству проводимых событий и по объему рынка делового туризма. Один Париж формирует больший объем делового туризма (в деньгах и числе участников), чем вся Россия вместе взятая. Нам есть, куда стремиться.

- Какие шаги в этом стремлении должны стать главными?

- Это работа одновременно во многих направлениях. В том числе нужно дальше развивать логистику. Аэропорт уже современный; жаль только, что не очень загруженный – авиасообщение до Петербурга остается затрудненным.

- Почему?

- Нужны договоренности города с авиакомпаниями, чтобы им было выгодно обеспечить прямые связи основных мировых центров с Петербургом. Даже если рассматривать только европейскую географию, то получается очень сложная логистика – надо лететь через Хельсинки, Франкфурт, другие транспортные хабы. Это многих останавливает.

- Вы думаете, упрощение логистики обеспечит приток деловых туристов?

- Я уверен в этом. Например, «Шанхайские авиалинии» открыли 5 рейсов в Петербург – и у нас количество китайских туристов выросло за год в 3 раза. Так что связь – прямая.

Справка

В 2015 году стоимость портфеля мероприятий «ЭкспоФорум-Интернэшнл» выросла на 28%, а доля компании на рынке операторов специализированных площадок по арендованным площадям увеличилась до 10%.

В сегменте организаторов мероприятий «ЭкспоФорум-Интернэшнл» занимает около 4% рынка РФ в натуральном выражении (по арендованной площади) и контролирует более 40% рынка Северо-Западного федерального округа.