Создание новых точек притяжения, так называемых аттракций, решит сразу три застарелые петербургские проблемы в сфере туризма: содержательную, логистическую и экономическую. Такой тезис высказал на дискуссии, проведенной РБК, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. Все эксперты солидарны с ним в том, что на классическом запасе достопримечательностей, который не обновляется десятилетиями, развивать Петербург как туристскую дестинацию более невозможно.
В ловушке вечных ценностей
Логистическая проблема города, которую Николай Буров охарактеризовал как «раковая», заключается в затрудненном передвижении туристов по историческому центру – особенно в высокий сезон, когда многие тысячи гостей пытаются курсировать по одному короткому маршруту, условно от храма Спаса на Крови до Эрмитажа.
Экономическая проблема прямо связана с логистической: когда гостям неудобно и особенно некуда перемещаться, они мало тратят – не случайно доходы от туризма в Петербурге ничтожны на фоне тех денег, которые зарабатывают другие туристические центры. Наконец, содержательную проблему, ограничивающую приток гостей, основатель туристической компании «Синдбад» Рашид Велемеев формулирует так: «Конечно, потенциал имперского Петербурга неисчерпаем – в мире всегда будут люди, желающие посмотреть Эрмитаж. Однако мы все эксплуатируем город, созданный не нами, и не можем рассчитывать в этом случае на хорошие дивиденды».
Прочь из центра!
Пример дивидендов, которые приносят добросовестные попытки создания новых highlights, привел Николай Буров: музей «Гранд Макет Россия» стал популярным и активно посещается туристами, несмотря на расположение в мало престижном районе города – на Цветочной улице. Операторы музея получили стабильный источник дохода (билеты стоят недешево), а город – оригинальную достопримечательность, к тому же за пределами перегруженного центра. Как особо подчеркнул генеральный директор туристической компании «Мир» Валерий Фридман, «Гранд Макет Россия» – один из немногих новых музеев, который построен как туристический объект, то есть обеспечен удобным подходом, выходами (а не только входом) и обладает в итоге хорошей пропускной способностью.
Гораздо большая пропускная способность предусмотрена в двух новых крупных аттракциях, расположенных на южном и северном выездах из Петербурга – в «ЭкспоФоруме» и «Лахта центре». Оба комплекса задуманы как многофункциональные: «ЭкспоФорум» – не только как крупнейшая в Европе площадка для выставок и конгрессов, а «Лахта центр» – не только как деловой центр. Первый дополняет свою конгрессно-выставочную программу спортивными мероприятиями и фестивалями разной тематики, второй – планирует привлекать гостей панорамными видами, музеями и общественными пространствами у воды.
«Посещаемость на протяжении всей рабочей недели и практически круглосуточно – это обязательное условие экономической эффективности нашего объекта, – отмечает исполнительный директор МФК «Лахта центр» Александр Бобков. – Мы считаем, что самая высокая в Европе обзорная площадка, панорамный ресторан, детский научно-образовательный центр, городские события на открытых пространствах комплекса, в том числе в амфитеатре, обращенном к воде, будут востребованы туристами различного профиля». Как он поясняет, «Лахта центр» рассчитывает на прием и иностранных гостей, и российских, включая школьников, и деловых туристов.
Точки туристического интереса на окраинах города нужны, в том числе, для того, чтобы протянуть маршруты из исторического центра в петербургские пригороды: «ЭкспоФорум» лежит на пути в Пушкин, «Лахта центр» – в Кронштадт. Знакомство не только с разными территориями города, но и с разными эпохами, создаст разнообразие впечатлений, которого пока не хватает туристу в Петербурге. «Наш комплекс мог бы стать мостом из исторического Петербурга в Петербург будущего», – полагает Александр Бобков.
Преодолевая порог известности
Туристический центр города, впрочем, тоже нуждается в расширении за счет новых точек притяжения. И такие точки появляются – например, исторический театр-макет «Петровская Акватория», расположившийся у метро «Адмиралтейская», в интерактивной форме продолжает знакомство туристов со старым городом, начатое в традиционных музеях. Правда, по словам генерального директора театра Алексея Струка, пока проекту сложно преодолеть «порог узнаваемости». Другая новая аттракция в исторической части Петербурга – Музей Фаберже, что на Фонтанке – показала, что этот порог преодолим: проведя выставку мексиканской художницы Фриды Кало, которая никогда не выставлялась в России, музей быстро повысил уровень своей известности.
«За три месяца работы экспозиции ее посетили свыше 200 000 человек, буквально каждый день у дверей музея собирались очереди, интересно, что почти 20% посетителей приезжали в Петербург из Москвы специально, чтобы посетить ретроспективу, – говорит директор музея Владимир Воронченко. – Мы воодушевлены этим успехом и активно готовим не менее амбициозные выставочные проекты, которые наверняка удивят зрителей». По словам Вдадимира Воронченко, посещаемость музея в мае 2016 года выросла почти в два раза по сравнению с маем 2015 года; он склонен объяснять это не столько успехом одного выставочного проекта, сколько наличием привлекательной постоянной экспозиции. «В нашем музее – самое крупное собрание изделий фирмы Фаберже – более 1000 предметов, этим не может похвастаться ни один другой музей мира», – отмечает Владимир Воронченко.
Реконструированная Новая Голландия приобрела широкую известность еще до полноценного открытия, благодаря зеленому общественному пространству, которое становилось доступным для посещения в летние месяцы. Выяснилось, что в условиях Петербурга чистый сквер у воды в историческом месте – уже аттракция. «В качестве отправной точки притяжения туристов парковая зона будет чем-то уникальным в условиях центра города, – говорит начальник управления по информационной политике Millhouse LLC [аффилировал Новую Голландию] Джон Манн. – Но наряду с этим, как мы надеемся, исторические памятники острова также будут привлекать посетителей, а разнообразные культурные мероприятия усилят впечатление».
Хорошо обновленное старое
Давно существующий объект может стать новой популярной аттракцией, если вдохнуть в него современное содержание, - по такой модели развивается Елагин остров. «В 2010 году в парке даже не было канализации. Там царила полная разруха, – рассказывает заместитель директора по внешним связям и развитию ЦПКиО им. Кирова Марина Бережная. – Первый шаг к новой жизни Елагина острова заключался в комплексной реставрации объектов». Как она продолжает, «15 лет назад «Стереолето» было единственным фестивалем в ЦПКиО, потому что на тот момент бытовало мнение – в этом старом парке жизнь должна идти степенно и тихо». «Потребовалась работа в течение 5-7 лет, чтобы выстроить концепцию городского центра событий, которым становится Елагин остров; провести отбор мероприятий, которые могут или не могут случиться на нашей площадке. Дальше «методом тыка», на интуиции, мы стали определять те мероприятия, которые может генерировать и проводить сам ЦПКиО», – рассказывает Мария Бережная.
По ее словам, фирменным продуктом ЦПКиО стал арт-месяц – «он начинается с фестиваля тюльпанов и продолжается четырьмя крупными событиями, включая международный фестиваль уличных театров».
Идея, маршрут, инфраструктура
Как подчеркивают эксперты, даже исторические памятники, обладающие безусловной ценностью, или уникальные природные ландшафты сами по себе не являются точками притяжения туристов. Нужна специальная работа по созданию туристических аттракций на базе имеющегося в регионе потенциала. Эта работа должна заключаться в разработке привлекательных концепций того, как можно презентовать интересные объекты и территории, а также маршрутов, интегрирующих разные достопримечательности. Пример такой работы, потенциально дающей значительный эффект, приводит Николай Буров.
«Я не раз презентовал городской власти схему развода туристических потоков между городом и ближайшими пригородами, которую можно назвать западной туристической хордой Петербурга, – рассказал он. – Это пробег от Гатчины до Кронштадта с охвостьями». «У Гатчины есть два хвоста - это Павловск и Царское Село, – продолжает Николай Буров. – По дороге от Гатчины на север есть Ропша; за ней идут Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. И есть охвостья – Кронштадт, Сестрорецк, Репино. Кронштадт абсолютно не развит, там нет ни приличного гостиничного номера, ни приличного стола в ресторане, но уже есть восстановленный собор, есть несколько интересных исторических объектов, которые тоже надо включать в туристический оборот».
Хорда, по замыслу Николая Бурова, требует развития дополнительной туристической инфраструктуры в петербургских пригородах: «Должны быть хозяйства, например, под Гатчиной, с ресторанной, гостиничной и СПА-атрибутикой, которые примут на себя часть туристического потока, разгрузив город».
Опытные путешественники не раз сталкивались с тем, что бедные на достопримечательности туристические центры искусственно превращают в туристическую аттракцию буквально каждый дом. Петербург являет собой противоположный случай – обладая колоссальным запасом потенциальных аттракций, он загоняет себя в узкие рамки нескольких «раскрученных» объектов и маршрутов. «К сожалению, пока в Петербурге не видно существенных сдвигов в направлении развития альтернативных точек притяжения для туристов, – считает Александр Бобков. – Новые аттракции появляются, но их слишком мало, чем ограничивается как время пребывания гостей в нашем городе, так и число визитов». «Без активных усилий по решению этой проблемы Санкт-Петербургу не удастся преодолеть статус "города одного посещения"», – подчеркивает он.
Города, увеличившие туристический поток за счет новых точек притяжения
Мегапроекты и 15 миллионов туристов
Дубай – самый быстроразвивающийся город в мире. Один из приоритетов, заложенных в Стратегическом плане развития эмирата, – рост индустрии туризма и гостеприимства. Ключевым направлением привлечения туристов в княжестве стала реализация знаменитых дубайских мегапроектов. Большинство из них сочетает в себе туристические возможности с жилой застройкой. Департамент туризма и коммерческого маркетинга (ДТКМ) правительства эмирата ежегодноконстатирует рост количества туристов и ставит его в зависимость от создания новых places of interest. К 2020 году княжество планирует увеличить туристический трафик до 20 млн человек. Впериод с 2007 по 2014 год Дубаю удалось удвоить турпоток с 7 до 14 миллионов человек. В 2015 году он почти достиг 15 миллионов. Эмират находится на 4 месте по посещаемости иностранными туристами в двадцатке самых популярных туристических направлений мира.
Шанхай на высоте
Шанхай прочно обосновался в двадцатке самых посещаемых городов мира. На конец 2015 года мегаполис занимал 17-е место с показателем 5,9 млн туристов ежегодно. Огромный мегаполис, где небоскребы соседствуют с буддистскими храмами, он этим и привлекателен для туристов. Большую роль в постоянном увеличении туристического трафика в Шанхай играют высотные сооружения современного района Пудун.
Первый подобный объект появился в Пудуне еще в середине 1990-х – им стала телебашня «Восточная жемчужина», стилизованная под космический корабль. Излюбленным местом для посещения туристами сегодня является Шанхайский международный финансовый центр – 492-метровый небоскреб, получивший прозвище «открывашка». Самое ожидаемое открытие 2016 года – Шанхайская башня. Сейчас это второе здание в списке самых высоких на Земле. Когда оно откроется, у туристов будет возможность посмотреть на Шанхай с высоты почти 600 метров.
«Глаз» и «Осколок» бьют рекорды
Посещаемость новых достопримечательностей Лондона впечатляет. Так, с момента запуска в 2000 году до 2015 года London Eye посетило порядка 60 млн туристов (статистика Daily Telegraph), а лондонский «Осколок» собрал 17,5 тысяч посетителей, забронировавших билеты по процедуре предварительного бронирования уже в 1 день старта их продаж. С момента запуска новых аттракций наблюдается позитивная динамика интереса туристов к столице Великобритании. По итогам 2015 года Лондон установил рекорд по количеству посетивших город туристов, продемонстрировав показатель в 17,4 млн человек (в некоторых источниках – 18,8 млн).