Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Нафталиновый ад: почему Петербург не заслужил лавры успешного туристического центра

Нафталиновый ад: почему Петербург не заслужил лавры успешного туристического центра
Качественного скачка в развитии города как туристического центра не произошло, поэтому прирост турпотока может оказаться временным.

Резкий скачок объема турпотока, состоявшийся в прошлом году, вызвал хвалебные отзывы в адрес Петербурга как центра приема туристов. Как отмечал губернатор города Георгий Полтавченко, 2015 год стал лучшим за последние 15 лет для туристической отрасли Северной столицы. «Петербург принял небывалое число гостей – 6,5 млн – и удостоился награды как лидирующее туристическое направление Европы. Средняя загрузка отелей возросла на 12%, доходность – на 28%», – сказал градоначальник. На федеральном уровне были отмечены особые заслуги профильного комитета петербургского правительства в развитии въездного туризма; вручена соответствующая грамота. Однако, по мнению игроков индустрии гостеприимства, качественного скачка в развитии города как туристического центра не произошло, поэтому похвалы не заслужены, а прирост турпотока может оказаться временным.

Не привалило

По словам участников дискуссии «Петербург как туристический продукт», проведенной РБК в рамках форума «Будущий Петербург» с участием представителей разных сегментов туристического рынка и смежных с ним отраслей, турпоток в прошлом году вырос в основном благодаря туристам из стран Азии, прежде всего из Китая. «Китайских граждан в Петербурге много, потому что их в принципе много», – шутят туроператоры. Приток туристов из Западной Европы, по официальной статистике, не увеличился, а по оценкам участников встречи – снизился. Также эксперты не согласились с распространенным мнением о том, что в город «повалил» российский турист.

«Мы видим много русских туристов на улицах в белые ночи, и нам может показаться, что есть высокая динамика, но на деле приток наших сограждан остался на уровне прошлого года, – говорит руководитель представительства в Петербурге компании «Росс-Тур» Дмитрий Мазаников. – И это большая проблема. Пока турпоток держится на иностранцах, мы рискуем получить пустой город в тот момент, когда эффект девальвации себя исчерпает».

Как отметили участники круглого стола, даже жители соседних регионов неохотно откликаются на приглашения посетить Северную столицу. Заместитель директора по внешним связям и развитию ЦПКиО им. Кирова Марина Бережная рассказывает: «Мы на протяжении двух лет вели переговоры с близлежащими областями (Псков, Новгород, Петрозаводск, Вологда) по приглашениям на Арт-месяц [фестиваль на территории Елагина острова]. Но никакого эффекта это не дало. Люди обеднели и не хотят ехать в наш город надолго. Да и договориться о чем-то с региональными правительствами практически невозможно».

По мнению директора по работе с клиентами туроператора ITS Вероники Королевой, одна из главных причин невысокого притока россиян – цены на железнодорожные и авиабилеты. «Перевозка внутри нашей страны – дорогая, мягко выражаясь. Людям из отдаленных регионов приехать в Петербург очень сложно, дешевле поехать в любую зарубежную страну», – отмечает она. Поэтому и новый терминал аэропорта «Пулково» остается полупустым, не производя впечатления центральной площадки мощного транспортного хаба, добавила она.

«Если мы считаем успешным год, когда принимается 5,5-6 млн туристов, а Дубай, который в сравнении с Петербургом даже городом назвать нельзя, принимает 15 млн гостей, то говорить о достигнутом прогрессе в этой области было бы слишком оптимистично», – подводит итог оценкам текущей ситуацииисполнительный директор МФК «Лахта Центр» Александр Бобков.

Забор сняли, но асфальта не будет

Состояние городской инфраструктуры со всеми ее ключевыми составляющими катастрофично, считает генеральный директор туристической компании «Мир» Валерий Фридман. «Инфраструктура Петербурга не готова принять не только 8 млн туристов, что раньше считалось целевым ориентиром на 2016 год, но и 6 миллионов», – утверждает он. «Я имею в виду транспортные коллапсы, отсутствие достаточного количества экскурсионных автобусов, парковок, причалов и многого другого, – продолжает Валерий Фридман. – Летний сезон начался – Тучков мост закрывают. То есть нас ждет коллапс на Васильевском острове, притом что именно туда приходят круизные лайнеры, вмещающие по 3 тыс. туристов каждый».

Нежелание сколько-нибудь учитывать интересы туристов при планировании деятельности городских служб удивляет и других участников туриндустрии. «Например, в ноябре «Теплосеть» раскопала улицу Чайковского, ни с кем не согласуя свои планы. В итоге два отеля [Radisson и Indigo] остались практически заблокированы, – рассказывает генеральный менеджер Hotel Indigo St. Petersburg Евгения Данилихина. – После наших бесчисленных обращений обещали забор сегодня снять, но асфальта не будет». Кроме того, по ее словам, будучи собственником здания, Hotel Indigo не имеет никакой парковки и несколько лет не может получить разрешение на ее организацию, а наличие в гостинице гостевых велосипедов нивелируется отсутствием в Петербурге велодорожек и веломаршрутов. «В первые дни пребывания туристы планируют передвигаться по городу на велосипеде, но их энтузиазм быстро угасает: спасибо, говорят они нам, было очень красиво, однако слишком опасно», – отмечает отельер.

«У города есть застарелая, фактически «раковая» проблема – это внутренний туристический трафик. По Петербургу крайне сложно передвигаться, в том числе и пешком», – подчеркивает директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров.

Нафталиновый ад

Дискуссия изобиловала эмоциональными оценками. От «раковых проблем» инфраструктуры участники перешли к обсуждению событийного ряда, который получает турист в Петербурге, и отметили: крупные события, организуемые городом, проводятся «для галочки» и на «кол с минусом». Автор этой оценки – совладелец ресторана Schengen, баров Terminal и «Бекицер» Павел Штейнлухт поясняет: «Если посмотреть на тот контент, который город предлагает туристам, приходит в голову словосочетание «нафталиновый ад». Это не имеет никакого отношения к современности», – говорит Павел Штейнлухт.

Другие участники рынка обращают внимание на то, что в Петербурге нет градообразующего мероприятия, которое бы притягивало туристов. «Нам не хватает ключевого ивента, которым должен, по идее, являться День города или морской фестиваль. То есть события, происходящего не на конкретной площади, например на Дворцовой, а такого, когда весь город превращается в праздник», – говорит организатор фестиваля «Стереолето», директор компании «Светлая музыка» Илья Бортнюк.

«Событий мало, все сконцентрированы в один, до обидного короткий, период начала лета; большинство из них нигде не анонсируются, а те, что анонсируются, по факту представляют из себя такой дилетантизм, что не стимулируют желания еще раз приехать в Петербург», – говорит исполнительный директор МФК «Лахта Центр» Александр Бобков. Ярко выраженная сезонность фестивалей и форумов, проводимых в Петербурге, и отсутствие полноценного событийного календаря – даже не творческая, а банальная организационная проблема, отметили участники встречи. Причем, по мнению генерального директора Конгрессно-выставочного бюро Ольги Мугатиной, эту проблему создают не только чиновники, но и участники рынка: они не предоставляют информацию о планируемых событиях и никак не подталкивают процесс формирования общего календаря.

Экскурсии о Путине и Распутине

«Нафталинность» петербургского туристического продукта проявляется и в том, что десятилетиями гостей водят по одному и тому же узкому кругу памятников. Даже самый консервативный турист просит, помимо включенных во все путеводители петербургских highlights, показать ему что-то новое. Спонтанное реагирование туристических компаний на этот запрос порождает курьезы: «Забавно выглядит содержание экскурсий, например, по путинским местам. В них включают Юсуповский дворец, «где был убит Распутин и занимался дзюдо Путин» – без запятой, одним предложением, это выглядит довольно странно», – рассказывает В. Королева. Еще одно модное направление в развитии туристического продукта города – экскурсии по ленинским местам или, реже, гибридный вариант ленинско-путинских маршрутов, дополнили коллеги ее реплику.

Презентация привлекательного образа города, включающего и разнообразное – не ограниченное коллекциями Эрмитажа – прошлое, и современность, является одним из главных решений для увеличения туристического потока (подробнее см. стр…). Эта задача должна решаться системно и с учетом интересов разных аудиторий. «Сегментация очень важна при создании туристического имиджа города и туристического продукта: ориентируясь на представителей новых поколений, надо использовать совсем другие средства, чем если мы рассчитываем только на пожилых туристов, которых преимущественно видим в Петербурге сейчас», – отмечает Павел Штейнлухт.

Здоровые привычки – залог успеха

И эта, и другие проблемы, отмеченные на дискуссии, при всей их «катастрофичности» вполне решаемы при условии принципиального расширения круга экспертов, причастных к развитию туристической сферы, убежден управляющий рестораном «Палкинъ» Евгений Кожухов. «Что могло бы сделать наше городское правительство – это увеличить пропускную способность экспертного сообщества, которое работает при комитетах по туризму, развитию предпринимательства и других. Почему бы в этот экспертный круг не прийти новому поколению людей – с идеями и опытом создания успешных проектов?» – говорит он.

Также, по убеждению вице-президента «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергея Алексеева, чтобы добиться результатов в развитии туризма, надо планировать хотя бы на пятилетку, как это делают в Китае: «Самые замечательные события не привлекут в город гостей, если они не анонсируются за 2-3 года. Наши привычки – не иметь завершенного календаря событий даже на следующий год – не подходят для системной работы по укреплению репутации Петербурга как туристического центра».

Решения Новые русла для туристического потока
Содержание
Закрыть