Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Корпоративные конфликты в кризис вытряхивают все «скелеты из шкафа»

Корпоративные конфликты в кризис вытряхивают все «скелеты из шкафа»
Конфликты между бывшими партнерами по бизнесу, компании которых попали в жернова кризиса, ставят под угрозу не только существование самого бизнеса, но и могут негативно повлиять на контрагентов, которые добросовестно приобретают активы проблемных компаний.

Наглядным примером такой ситуации можно считать перипетии вокруг группы компаний «Элис», которая в свое время была известным производителем и поставщиком напольных покрытий и числилась в ряду крупнейших девелоперских компаний. На счету компании больше 10 жилых домов. Однако в последние пару лет между совладельцами «Элиса» Вадимом Штерцером и Андреем Брындиковым пробежала черная кошка, сейчас их бизнес практически развалился, а сами они находятся в состоянии постоянного пикетирования и выяснения взаимных претензий, через суды и правоохранительные органы.

На днях спор бывших партнеров опять оживился. В.Штерцер через суд пытается оспорить сделку по продаже участка земли у метро «Пионерская» (Коломяжский пр. 22 А), ранее принадлежавшего обоим партнерам. Кроме того, ситуация осложняется из-за незавершенного строительства ЖК «Звезда» на Московском шоссе 16, дольщики которого также обратились в прокуратуру. Граждане опасаются, что из-за длительного корпоративного конфликта бывших партнеров несколько сотен человек не получат свое жилье. К тому же в орбиту конфликта попали предприниматели, которые купили один из активов «Элиса» - участок у «Пионерской», а потом на них стали выпадать «скелеты из шкафа»: один из владельцев «Элиса» пытается оспорить эту сделку в суде.

Как все начиналось

По данным газеты «Коммерсант», корпоративный конфликт между Андреем Брындиковым и Вадимом Штерцером возник более года назад. Владельцы начали делить имущество СК «Элис». В активах компании было три земельных участка - у метро «Пионерская» на Коломяжском проспекте, на проспекте Мориса Тореза, на Поклонной горе, также недостроенный ЖК «Звезда» на Московском шоссе. Все объекты были заложены в Сбербанке. По данным пресс-службы банка, задолженность ГК «Элис» составляет более 3,5 млрд рублей. Из-за кризиса торговля напольными покрытиями сокращалась и уже не покрывала обязательств по возврату кредитов. В итоге, совладельцам «Элиса» пришлось в «пожарном порядке» избавляться от активов, для того, чтобы расплатиться со Сбербанком.

Два участка были проданы. У «Пионерской» купила группа инвесторов (среди которых и совладельцы компании «Евроинвест»), на проспекте Мориса Тореза - компания, связанная с «Лидер групп».

Позже бывшие партнеры стали взаимно упрекать друг друга в нечистоплотности сделок по продаже земли. По словам А.Брындикова, в 2014 году В.Штерцер путем ряда сделок по нерыночной цене перевел право собственности на компанию «Омикрон» (являющуюся в свою очередь владельцем компании «Эпсилон», на которую оформлен участок у метро «Пионерская») на Льва Петрова. «Изначально наши права на компанию и участок были паритетными – т.е. 50 на 50%. А самое удивительное, что «продажа» актива Льву Петрову (который стоил нам в свое время нескольких сотен миллионов рублей) обошлась всего в 10 тыс. рублей! В итоге я об этой сделке узнал через несколько месяцев, что и побудило меня предпринимать контрдействия для возврата «уплывших» активов», - отмечает А. Брындиков.

Для нахождения компромисса с бывшим партнером он привлек Илью Родионова (в свое время управлявшего общими активами группы «Элис» в Калининграде). Как говорит А.Брындиков, в июне 2015 года состоялась сделка купли-продажи участка у метро «Пионерская». У ООО «Эпсилон» его купило ООО «Евроинвест Инжиниринг», в котором стороне А. Брындикова принадлежало 46%, а 4% достались гендиректору ООО «Эпсилон» Андрею Кабанову (в свое время занимавшему пост директора по коммерческой недвижимости СК «Элис»), остальная доля принадлежала структурам компании «Европроект», которая в дальнейшем и выкупила доли А. Брындикова и А.Кабанова. Согласно отчету ООО «Сильвер Бридж Оценка», на который ссылаются покупатели, участок у «Пионерской» площадью 29 тыс кв м был оценен в 481 млн рублей. По словам А.Брындикова, сделка по продаже участка была согласована с представляющими сторону В.Штерцера лицами. Однако, как говорит А.Брындиков, теперь В.Штерцер пытается оспорить эту сделку в суде. Корреспондент РБК+ связался с В. Штерцером по телефону, но тот не смог предоставить комментарий по этому вопросу.

«Я и мои партнеры, как добросовестные приобретатели участка у метро «Пионерская», к сожалению, оказались заложниками внутрикорпоративного конфликта акционеров группы «Элис», - высказывается Юрий Васильев, один из совладельцев группы «Евроинвест» (ставший в итоге одним из совладельцев компании купившей участок). – При этом, мы считаем все нынешние претензии к сделке безосновательными и уверены, что отстоим свою позицию в суде». По его мнению, ситуация, когда после одобренной сделки одна из сторон пытается «выторговать» себе другие условия больше похожа на шантаж, чем на нормальные деловые отношения.

Спорная сделка

Другим камнем преткновения стал участок на Мориса Тереза. Как рассказывает А.Брындиков, ООО «Культурно деловой центр (КДЦ)», которому на тот момент принадлежал участок на проспекте Тореза (где ныне купившая его СК «Лидер» возводит жилой комплекс «Ленинград».) весной 2015 года принадлежало ООО «Инвестиционная группа Отель», той самой, которая владеет еще одним общим активом «Элиса» - ТЦ «Владимирский пассаж». И тогдашний директор «ИГ «Отель» Андрей Кабанов выдал займ некому ООО «Инвестпроект 1» в размере 25 млн. рублей, говорит А.Брындиков, добавляя, что «Инвестпроект 1» без всякого договора перевело деньги в ООО «Омикрон», где единственным владельцем уже являлся Лев Петров. Затем «Омикрон» за 25 млн рублей купило ООО «КДЦ», которому принадлежал участок на проспекте Тореза, тут же, через несколько дней проданный строительной компании «Лидер» более чем за миллиард рублей. При этом 25 млн рублей обратно «ИГ «Отель» уже не возвращал. В. Штерцер по телефону не стал комментировать этот вопрос, лишь отметив, что в компании есть корпоративный конфликт.

Кто дом достроит?

Как уже отмечалось, обострение конфликта идет явно не на пользу ни экс-партнерам «Элиса», ни дольщикам ЖК «Звезда», поскольку в конце 2015 года стороны даже пришли к мировому соглашению по некоторым вопросами раздела активов, в частности по достройке этого дома.

«Опять же на днях я узнал, что в некоторых СМИ прошла информация, о том, что стороны представляющие интересы Вадима Штерцера пытаются оспорить сделки по продаже когда-то наших общих активов, а также о якобы инициированном в мой адрес уголовном преследовании, - говорит А. Брындиков. - Сразу хотел бы отметить, что такой поступок со стороны моих бывших партнеров рушит весь конструктив, которого нам в последние месяцы вроде удалось достичь, для того, чтобы, во-первых, начать системно погашать нашу общую кредитную нагрузку, а во-вторых, ставит под угрозу достройку жилого комплекса «Звезда», где пострадавшей стороной могут оказаться около 370 дольщиков». В. Штерцер не прокомментировал РБК+ этот вопрос.

«Я всячески старался и стараюсь помочь вывести из конфликтной фазы все стороны, связанные с группой «Элис». И в какой-то степени мне это удалось, - говорит Илья Родионов. – В конце прошлого года удалось, сняв некоторую напряженность, договориться о паритетном разделе активов, а главное – определить схему достройки ЖК «Звезда». И вроде бы все всех устраивало (потому и было заключено мировое соглашение в прошлом декабре)».

По словам И.Родионова, В. Штерцер и Л.Петров все же решили, что их якобы «вводили в заблуждение» и теперь пытаются оспорить продажу участка на «Пионерской», хотя их оппоненты утверждают, что она была абсолютно открытой и легитимной. Сторона В.Штерцера и Л.Петрова привлекла к судебным тяжбам юриста - Козьякова Алексея, управляющего партнера юридической компании «Иванян и партнеры». (в СМИ Алексей Козяков упоминается как юрист, представлявший интересы обанкротившегося «бананового короля» Владимира Кехмана, а также совладельцев агрокомпании «Рубеж» Капитонова и Верюжского (последние уже год как находятся в СИЗО).

Марина Енина, возглавляющая инициативную группу дольщиков ЖК «Звезда» с возмущением рассказывает о том, что они уже второй год никак не могут получить свои квартиры. «В сентябре 2015 стройка встала. Мы стали писать письма и руководству «Элиса» и властям и Сбербанку, чтобы они все же нашли возможность достроить дом. Но от банка поддержки мы не нашли, поскольку их позиция такова – «нам нужно вернуть свои кредиты, а не достраивать ваш дом». И это при том, что у многих дольщиков (включая меня) есть ипотека у Сбербанка на квартиры в этом доме, но похоже банк это не волнует!» - отмечает она.

По ее словам, сейчас стройку в какой-то мере финансирует А.Брындиков, а вот со стороны В.Штерцера и Л.Петрова средств не поступает и на связь с дольщиками они выходить отказываются.

«При этом, Александр Павлов, который был исполнительным директором в СК «Элис» и представляет интересы последних, не выходит на связь, чем саботирует достройку дома, - продолжает Марина Енина. - И это притом, что еще в декабре прошлого года он в глаза дольщикам заверял, что решит все вопросы. В итоге он пропал и денег со стороны Штерцера нет. При этом Павлов разъезжает на машине стоимостью как моя до сих пор недостроенная 3-комнатная квартира!»

Как говорится в ответе пресс-службы Сбербанка на запрос РБК+, в начале года банк предлагал текущим собственникам ГК «Элис» реструктуризацию задолженности на условиях, позволявших выделить из арендного дохода денежные средства, достаточные для достройки ЖК «Звезда», либо даже прокредитовать достройку.

Однако предоставленный редакции РБК + документ о возможности реструктуризации задолженности ГК «Элис» от 20.02.2016 г., говорит скорее об обратном.

«Это предложение касается только возможностей банка вернуть свои долги, - отмечают в руководстве «Элиса». – Более того, пункт 7 этого документа предусматривает, что «в случае улучшения финансовой ситуации, по сравнению с согласованной финансовой моделью, заемщики будут обязаны направить все свободные средства на выплату основного долга», т.е. ни о какой возможности направить деньги на достройку «Звезде» в нем не идет».

Содержание
Закрыть