Принято считать, что Северная столица хорошо защищена от чрезвычайных ситуаций природного характера - паводков здесь практически не бывает, проблема с наводнениями купирована, о землетрясениях речь не идет. Конечно, некоторое беспокойство горожанам доставляют ураганные ветра, но в Петербурге к ним все привыкли. Так что опасаться приходится разве что техногенных катастроф, но и здесь горожане в большинстве случаев уверены в своей защищенности – крупных ЧС давно не случалось.
Подобная успокоенность может привести к печальным последствиям: система защиты и предупреждения ЧС перестанет развиваться. Первые «звоночки» уже есть. Так, несмотря на то, что охват системы оповещения при ЧС, которая создана в городе, составляет чуть менее 50% населения, при обсуждении бюджета часто высказываются предложения сократить её финансирование. Пока подобные предложения не принимаются, но кризис может изменить ситуацию.
В Комитете по информатизации и связи Петербурга (КИС) РБК+ рассказали, что для массового оповещения населения в случае чрезвычайной ситуации в режиме постоянной готовности поддерживается региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга (РАСЦО). Ежегодно проводится ее комплексная техническая проверка. Также в городе создана комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (КСЭОН). Подобные системы объектового уровня создаются также в районах размещения химически опасных объектов.
Включены в работу и мобильные операторы. Как пояснил Владимир Бакалов, директор регионального отделения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области компании «МегаФон», по запросу МЧС оператор оповещает абонентов о возможных чрезвычайных ситуациях. При этом SMS-сообщения отправляются именно тем клиентам, которые находятся в месте возможной ЧС. Если же где-то нарушена работа линий связи, «МегаФон» направляет в эти районы мобильную базовую станцию.
ЧС с потенциалом
При достаточном финансировании инфокоммуникационные технологии могли бы существенно расширить возможности системы оповещения. Потенциально интересным может оказаться сервис индивидуализированного управления при ЧС. Например, указание путей эвакуации при пожаре с учетом нахождения человека и его физических возможностей, структуры объекта, локализации возгорания и так далее. Для этого, правда, необходимо использовать так называемый Интернтет вещей (IoT), а значит, нужны датчики, аналитические и геоинформационные IT-системы с функционалом предикативной аналитики, вычислительные мощности для работы с Big Data.
Интернет вещей мог бы ускорить время реакции оперативных служб на чрезвычайнуе ситуации и даже прогнозировать их возникновение. Пока же город подобные системы даже не тестирует. Реакция следует только по факту происшествия/преступления и ориентирована на минимизацию или устранение последствий.
«Крупные европейские города, в частности, Мадрид, чаще используют возможности мобильных приложений для получения оперативной обратной связи от населения. В городе Дарем на северо-востоке Англии полиция успешно использует средства визуализации больших данных для снижения преступности. В Майами (США) применение облачных технологий для решения вопросов общественной безопасности на стадионе дало существенные результаты, - приводит примеры из зарубежной практики Алексей Иващенко, руководитель представительства IBM в СЗФО. - Наш опыт с полицией Нью-Йорка говорит о том, что снизить уровень преступности и риск возникновения ЧС возможно путём прогнозирования в реальном времени вероятности совершения преступления в каждой точке города на основе статистических моделей, оперативных данных и сведений о существенных факторах на текущий момент. К примеру, сам факт нахождения полицейского автомобиля вблизи точки вероятного совершения преступления снижает подобный риск. Это, разумеется, относится в большей степени к мелким правонарушениям, но закономерность в целом верна для предотвращения преступлений и ЧС большей тяжести».
Точечная защита
Упомянутые выще РАСЦО и КСЭОН – не единственные ИКТ-системы, призванные защитить город от ЧС. Однако прочие решения используются, скорее, точечно. Так, в городе реализуется проект видеонаблюдения за лесными массивами, для чего установлены 7 лесопожарных телеустановок. С помощью специального программно-аппаратного комплекса ведётся мониторинг пожарной обстановки, контроль за работой системы, определяются координаты возгораний.
«На завершающий этап выходят работы по созданию системы экстренных оперативных служб по единому номеру 112 (Система-112). Проведена интеграция системы со всеми экстренными службами города, основной центр обработки вызовов Системы-112, рассчитанный на 110 операторских мест, ежедневно принимает более 4,5 тыс. звонков», - рассказывают в КИС.
По словам чиновников, в начале 2017 года в городе заработает резервный центр обработки вызовов, который впоследствии должен стать основным. В декабре 2015 года Система-112 прошла государственные испытания, сейчас продолжается ее опытная эксплуатация. К середине года к Системе-112 планируется подключить всех мобильных операторов города.
При участии «МегаФона» создана комплексная система для скорой помощи. Теперь транспортные средства выездных бригад оснащены бортовыми контроллерами с клавиатурой и принтерами, то есть можно распечатать первичную диагностическую карту больного, а в случае аварийной и форс-мажорной ситуации передать сигнал в диспетчерский центр.
«Технологии сегодня – реальная возможность организовать и упростить повседневную работу городских служб, предотвратить чрезвычайные ситуации или же сделать так, чтобы их последствия были минимальными, - комментирует Владимир Бакалов. - Так, система видеонаблюдения «МегаФона» в Ленинградской области фиксирует небольшие очаги возгорания и помогает избежать крупных лесных пожаров».
Также «МегаФон» инвестировал несколько сотен миллионов рублей в создание единой антенно-фидерной системы в Петербургском метрополитене, на данный момент она обеспечивает бесперебойную связь для служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Кроме того, опаратор построил Единую мультисервисную телекоммуникационную сеть. «По сути, нам удалось создать единое телеком-пространство и решить целый ряд задач: обеспечить информационную безопасность баз данных общегородских систем, объединить государственные органы и подведомственные учреждения в единую телефонную сеть, а также объединить городские службы в единую информационную систему, чтобы они могли оперативно связываться друг с другом даже в чрезвычайной ситуации. В рамках ЕМТС «МегаФон» также обслуживает ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти», - рассказывает Владимир Бакалов.
Так что, несмотря на все сделанное, у Петербурга есть возможности и пути развития использования ИКТ для защиты и предупреждения от ЧС – были бы источники финансирования.
«Отставание от других стран, если и наблюдается в некоторых аспектах, то весьма небольшое. Работа по защите общественной безопасности в России исторически выстроена очень системно, а сотрудничество ведомств в этой области для нас – объективная реальность. Это далеко не так во многих других весьма продвинутых в аспектах безопасности государствах. В аспекте же использования в стране новейших технологий часто есть к чему стремиться», - резюмирует Алексей Иващенко.