По-настоящему знаковых для Петербурга проектов, с которыми город выйдет в 2016 и последующие годы, осталось не так много. От ряда громких инициатив Смольный официально отказался и вынужден выплачивать компенсацию, другие как минимум сильно отсрочены во времени.
Как считают опрошенные РБК Петербург специалисты, в сложившейся экономической ситуации едва ли стоит ждать появления новых масштабных строек. «Думаю, что ближайшие год-два мы будем жить с затянутыми поясами, — полагает профессор кафедры экономики и управления предприятием СПбГЭУ Елена Ткаченко. — И только потом, когда начнется стабилизация и рост на рынке энергоносителей, можно будет говорить о новых крупных проектах». Более того, как говорят эксперты, в течение ближайших лет будет сохраняться риск, что реализация начатых проектов может затянуться.
Проекты, с которыми город выйдет в 2016 год:
Порт «Бронка»
Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПП) «Бронка» расположен на южном побережье Финского залива. Порт будет включать в себя контейнерный терминал, терминал накатных грузов и логистический центр. Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Инвестор проекта — ООО «Феникс», входящее в ХК «Форум» — уже вложил в проект 16,1 млрд рублей. Еще порядка 7 млрд планируется потратить на завершение первой очереди.
Официальный запуск «Бронки» несколько раз откладывался. По последнему сообщению «Форума», он должен был состояться 15 ноября 2015 года. Новую дату инвестор пока не объявил и массового захода судов в порт нет, хотя в техническом режиме службы порта работают. Однако представитель «Форума» сообщил о подписании 5-летнего контракта на перевалку и хранение контейнерных грузов с судоходной компанией CMA CGM.
«Бронка» должна демонополизировать рынок портового обслуживания, что позволит перетянуть в Петербург грузопотоки из Прибалтики и Финляндии, считает председатель совета директоров аналитического бюро «ДОРН» Андрей Карпов. В свою очередь, гендиректор Infranews Алексей Безбородов в интервью «Ведомостям» заявил, что на Балтике уже существует избыток контейнерных мощностей.
Новые станции метро
В настоящее время Смольный реализует два проекта в сфере строительства метро. Приоритетным для городской власти является строительство ветки от станции «Приморская» до станции «Беговая». На этой ветке будет находиться станция «Новокрестовская», нужная для доставки болельщиков на стадион «Зенит Арена» во время проведения ЧМ 2018 года. Конкурс на строительство ветки за 30,2 млрд рублей в сентябре 2015 года выиграл «Метрострой». Работы должны завершиться к марту 2018 года, однако эксперты до сих пор сомневаются, что власти уложатся в намеченные сроки.
Этот проект фактически вступает в противоречие с другой важной задачей в сфере развития метро — строительством Красносельско-Калининской линии и служебного тоннеля от «Путиловской» до «Нарвской». Конкурсы по этим проектам неоднократно переносились. В итоге власти решили сократить бюджет проекта почти на миллиард – до 39 млрд рублей. Победителем конкурса на проектирование и строительство ветки стал «Метрострой». Проект обещают завершить к 2022 году.
«Лахта Центр»
«Лахта центр» — проект общественно-делового комплекса, в котором разместится штаб-квартира «Газпрома». Реализация проекта поручена «внучке» «Газпрома» АО «Многофункциональный комплекс «Лахта центр». Участок под строительство был приобретен в 2011 году у группы ЛСР. Общая площадь «Лахта центра» составит около 400 тыс. кв. м.
Центральной частью комплекса станет 87-этажный небоскреб высотой 462 м. Общий объем инвестиций пока не раскрывается, однако по оценкам экспертов он составит около 1,5 млрд долларов, то есть 100 млрд рублей.
Завершить проект планируется к 2018 году. В настоящее время ведутся работы на уровне 12-13 этажа. В конце октября 2015 года инвестор заявил о планах строительства рядом с комплексом общественно-делового квартала, для чего запросил у города прилегающий к «Лахта центру» участок площадью 25 га. До 2021 года «Газпром» планирует построить на этом участке офисные, гостиничные, выставочные, музейные и спортивные сооружения, потратив на них еще 21 млрд рублей. По расчетам, общественно-деловой комплекс создаст порядка 12 тысяч новых рабочих мест.
Эксперты и общественные деятели расходятся в своих оценках экономического влияния этого проекта. Так, петербургский депутат Борис Вишневский предупреждает, что «Лахта Центр» «создаст дополнительную нагрузку на инфраструктуру города, ведь к деловому комплексу нужно будет строить развязки, мосты, пешеходные переходы. И все расходы на строительство инфраструктуры придется взять на себя городу». С другой стороны, по мнению эксперта Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, сам по себе переезд в Петербург «Газпрома» будет ежегодно приносить городской казне несколько десятков миллиардов рублей в виде налога на прибыль.
«Зенит Арена»
Строительство стадиона вместимостью до 69 тыс. зрителей во многом связано с предстоящим проведением в Петербурге ЧМ 2018 года. «Зенит Арену» начали строить в 2007 году, и за это время проект приобрел репутацию одного из самых скандальных в северной столице. Сроки завершения проекта неоднократно переносились, смета росла, а само строительство сопровождалось конфликтами между подрядчиками — компаниями «Трансстрой» и «Мостоотряд-19». Изначально бюджет проекта составлял 6,7 млрд рублей, однако в дальнейшем он вырос до 43,8 млрд. Затем по требованию Счетной палаты стоимость «Зенит-арены» снизили до 38 млрд. Еще 2,8 млрд потребуется на создание парковки и благоустройство территории.
Изначально планировалось, что стадион будет готов к концу 2014 — началу 2015 года. По последней информации Смольного, это произойдет не раньше весны 2016 г. А министр спорта РФ Виталий Мутко в начале декабря 2015 года озвучил другую цифру. По его версии, стадион достроят не раньше осени 2016 года.
Магистраль М11: участки с 543-го по 684-й км
Конкурс на участок платной магистрали М11 от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода «Автодор» провел в мае 2014 года. Победителем стало ООО «Магистраль двух столиц» (консорциум «ВТБ Капитала» и французской Vinci), созданное в июле 2013 года специально для строительства и эксплуатации трассы. Проект финансируется по концессионной модели. Капитальные затраты на строительство — 76,8 млрд рублей, из которых концессионер предоставит 19,2 млрд рублей собственных и заемных средств. Общая протяженность участков — 138,8 км.
Магистраль пройдет по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. На участке в черте Петербурга дорога пройдет по территории Московского и Пушкинского районов, в Ленобласти — через Тосненский район, а в Новгородской области — через Новгородский и Чудовский районы. Трасса будет соответствовать категории IA, что предусматривает расчетную скорость движения 150 км/ч. Проект должен быть завершен в 2017 году.
Центральный участок ЗСД
Начавшееся в 2013 году строительство Центрального участка ЗСД — один из крупнейших инфраструктурных проектов Петербурга. Участок протяженностью 11,7 км пройдет от от наб. реки Екатерингофки по западной оконечности Васильевского острова до правого берега реки Большая Невка и завершит формирование ЗСД. Строительство ведет ООО «Магистраль северной столицы» (совместное предприятие ВТБ и Газпромбанка). Проект планируется завершить в 2016 году.
Стоимость центрального участка — 120 млрд рублей, из которых 51 млрд выделит государство, 60 млрд предоставит пул банков (Внешэкономбанк, Евразийский банк развития, ЕБРР, ВТБ и Газпромбанк) и еще 9 млрд вложит «Магистраль Северной столицы».
В последнее время главная интрига проекта связана с участием в нем турецкого подрядчика — компании «Иджа Асталди-Идж Ичташ ВХСД Иншаат Аноним Ширкети». После осложнения отношений между Россией и Турцией в ноябре 2015 года депутат Госдумы Дмитрий Ушаков направил Дмитрию Медведеву запрос о приостановке работ на объекте ЗСД в Петербурге ввиду того, что турецкий подрядчик нарушает экологические нормы. А через месяц Росприроднадзор оштрафовал компанию на 80 тыс. руб. Впрочем, эксперты сомневаются, что власти станут отбирать у турок строительные подряды. Помимо штрафных санкций это повлекло бы за собой оттягивание сроков завершения проектов, что явно не в интересах Смольного.
Развитие телеком-инфраструктуры
Городские власти объявили о поддержке нескольких проектов по модернизации и развитию телекоммуникационной инфраструктуры. В частности, проект по модернизации сети «Ростелекома» в Петербурге в 2014 году получил статус стратегического инвестиционного проекта, после чего темпы и масштабы строительства оптической инфраструктуры оператора значительно увеличились. В результате к середине 2015 года была обеспечена возможность подключения телекоммуникационных услуг по технологии пассивных оптических сетей (PON) для 1 млн домохозяйств города. Минувшим летом сотовый оператор Tele2 и правительство Петербурга заключили одно из крупнейших соглашений в рамках ПМЭФ. Как рассказал Олег Телюков, директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2, по условиям соглашения с 2015 по 2019 год оператор инвестирует в развитие телеком-инфраструктуры города и реализацию социальных проектов около 8,7 млрд рублей.
В целом, телеком-операторы — одни из крупнейших инвесторов в экономику Петербурга. При этом компании «большой тройки» традиционно не раскрывают инвестиций в отдельные регионы. Впрочем, «МегаФон» в конце 2014 года объявил об инвестициях в размере 5 млрд рублей на 2015 год в развитие инфраструктуры 3G-сетей, причем существенная часть этих вложений направлена именно в Петербург.
Реконструкция трассы М10 «Скандинавия»
В 2009 году проект «Строительство и реконструкция автодороги А-181 «Скандинавия» - от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндской Республикой» был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы». Конкурс на строительно-монтажные работы по реконструкции участка от Сестрорецка до деревни Огоньки прошел только в 2014 году. Победителем стало ЗАО «ВАД».
Подписанный с компаний контракт стоимостью 11,2 млрд рублей предполагает расширение участка «Скандинавии» до шести полос и реконструкцию нескольких транспортных развязок до 2019 года. «ВАД» занимается также реконструкцией участка трассы от примыкания к ЗСД до границы с Ленинградской областью. Эти работы должны быть закончены в четвертом квартале 2016 года. Их стоимость по госконтракту составляет 1,14 млрд рублей.
Стоимость реконструкции всей трассы чиновники ранее оценивали в 100 млрд рублей. Однако ФЦП, в рамках которой финансируется проект, предусматривает выделение лишь 32 млрд рублей. Остальные 68 млрд рублей, необходимые еще на три участка, предполагается заложить в новую ФЦП со сроком реализации в 2025 году. На этот же год намечено и окончательное завершение реконструкции «Скандинавии».