
Термин «поляризация экономики» к весне 2025 года стал почти официальной характеристикой происходящих изменений. Произносили его и на дискуссиях Бизнес дня РБК в Казани, организованных совместно РБК Петербург и РБК Татарстан с целью выстраивания межрегиональной кооперации и обмена опытом между прогрессивным бизнесом.
Эксперты видят, что «дружного» роста всех отраслей, как было еще недавно, не происходит, и такого роста не будет в ближайшей перспективе. Экономика разделилась на тех, кто серьезно «охладился» (в том числе, высокой ставкой Центробанка), и тех, кто продолжает получать ресурсы для развития. Но и внутри сегментов компании делятся на тормозящих рост и на тех, кто, наоборот, считает ситуацию подходящей для укрепление и расширения своих позиций. О том, почему инвестиции сохранятся и в сложном 2025 году, и какими новыми рисками они будут сопровождаться — рассказали бизнесмены и эксперты из Петербурга и Татарстана.
Частные инвестиции на триллион
Некоторые инвесторы, по словам руководителя Агентства инвестиционного развития РТ Талии Минуллиной, приостановили реализацию проектов, заняв выжидательную позицию. Но таковых немного. «Я думаю, если мы сохраним цифры этого года, это будет уже очень хорошо, с учетом тех условий, в которых мы сейчас находимся. Кроме того, как мне кажется, сейчас нужно думать не об объеме, а о качестве инвестиций, о зеленой экономике, и это будет уже совершенно иной уровень менеджмента», — подчеркнула глава АИР.
Объем внебюджетных инвестиций в 2024 году вырос на 13% и составил порядка 1,2 трлн руб. «Это большие средства. Мы впервые превысили планку в триллион рублей по внебюджетным инвестициям», — отметила она. По итогам текущего года, прогнозирует эксперт, объем частных инвестиций может сохраниться на уровне прошлого года.

Говоря о трендах, Талия Минуллина рассказала, что бизнес в своих финансовых моделях начал меньше опираться на заемные средства. Если, например, в 2014 году внутри финмоделей доля заемных средств варьировалась от 10 до 20%, максимум, до 30%, то в дальнейшем она выросла до 70-80%, а сейчас бизнес снова начал использовать больше собственных денег. «Мы видим, что предприниматели вкладывают больше собственных средств, поскольку очевидно, что в текущей ситуации на заемные можно рассчитывать только, если это деньги материнских компаний», — сказала глава АИР Татарстана.
Еще одним трендом, о котором рассказала Талия Минуллина, стал рост сферы ИТ в структуре валового регионального продукта республики. Ранее, по ее словам, данной отрасли «не видели» в структуре ВРП. Это, по ее словам, является положительным свидетельством продолжающейся диверсификации экономики региона, который всегда был нефтесырьевым. «Робототехника, микроэлектроника — все то, чего практически нет в нашей стране, сейчас начало появляться, и это очень круто. Мы видим, что инвестиции в интеллектуальную собственность растут, особенно, в последние годы, начиная с 2022-го, по понятным причинам», — сказала глава АИР, добавив, что активно идет развитие всего, что связано с софтом, а самым популярным сектором в мировом масштабе является искусственный интеллект.
«Высвобождение кадров будет, и уже в ближней перспективе — за счет развития искусственного интеллекта, внедрения других инноваций», — уверенно прогнозирует глава АИР.
Глобальные вызовы
Дефицит кадров — один из четырех вызовов, стоящих сейчас не только перед Татарстаном, а перед всеми регионами России, подчеркнула директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая. И не так просто будет ответить на него с помощью новых технологий, так как переход на них затруднен сегодняшними сложностями с инвестициями.
Эксперт выделила четыре группы глобальных вызовов, так называемые переходы: технологический, экологический, кадровый вызов и новая модель промышленного развития. «Очевидно, что дальнейшее развитие бизнеса требует как-то с этими вызовами работать, как-то им соответствовать и на них отвечать», — отметила эксперт.

Говоря о технологическом переходе, Липецкая рассказала, что эксперты центра фиксируют масштабирование роботизации на производстве и в логистике, а также тотальную интеллектуализацию и цифровизацию всех процессов, переход на новое качество управления и масштабирование технологий искусственного интеллекта. Однако если цифровизация производств находится на высоком уровне и уже заметен экономический эффект от ее внедрения, то по роботам ситуация в России сложнее, чем во всем мире, фактически это догоняющая роботизация. Разрыв между РФ и лидерами, например, Китаем, Кореей по количеству роботов на производстве очень велик. Узкое место в РФ, по ее словам, это роботы-интеграторы. Бизнес, по ее словам, сейчас наиболее активно внедряет следующие технологии: предиктивную аналитику, промышленных роботов и цифровых двойников.
Проведенное среди компаний из химической отрасли исследование, рассказала Марина Липецкая, продемонстрировало, что у бизнеса, в первую очередь, есть спрос на оптимизационные решения.
«Второе — нужна комплексная модернизация, внедрять отдельные технологии не имеет смысла. Нужно брать предприятие и полностью его цифровизовать, интегрируя робототехнические системы, чтобы получать экономический эффект. В этом состоит вызов», — сказала директор «Центра стратегических разработок «Северо-Запад».
Еще одним вызовом для промышленности является, по словам Марины Липецкой, битва за суверенные технологии. Всплеск спроса есть на промышленный дизайн и работу с конечным изделием и его потребительскими свойствами. Инвестиции в инжиниринг растут опережающими темпами. Бизнес активно развивает корпоративные инжиниринговые центры. «Крупные компании разворачивают целые инженерные дивизионы, начинают зарабатывать на консалтинге, технологических услугах, инжиниринге. Мы видим, что меняется спрос на альянсы с вузами», — сообщила она.
Говоря об экологическом переходе, Марина Липецкая отметила, что бизнесу необходимо менять старые неэффективные биотехнологии на экологичные и разворачивать большие проекты, связанные с зелеными продуктами и решениями. Это, по ее словам, возможность увеличить долю компании на рынке.
В кадровой сфере, прогнозирует эксперт, во всем мире еще много лет будет продолжаться битва за таланты, причем с самого юного возраста. В первую очередь, соревноваться придется за инженерные кадры. Так как подготовить необходимое количество специалистов система образования не способна, то, скорее всего, сформируется новый тренд, связанный с переманиванием инженерных и технологических кадров в глобальных масштабах. Выиграют битву за таланты наиболее привлекательные и комфортные города.
«Скорее всего, мы увидим рост потребительской экономики и девелопмента в городах, являющихся технологическими центрами, включая Казань. В основном, рост потребительских секторов по понятным причинам будет идти в городах с большим инженерным технологическим IT-сектором», — заключила Марина Липецкая.
Инвестиционные стратегии
О выстраивании инвестиционной политики рассказал директор консалтинговой компании «АРБ Про» Демид Голиков. «По поводу инвестиций я думаю, что проблема не в столько высокой ставке и прочих вещах, сколько в том, как заработать больше. Как заработать? Первое — спланировать доход на 5-10 лет вперед. Второе — увидеть среди своих потребителей хотя бы пару миллиардов своих потенциальных клиентов», — сказал эксперт.

По мнению Демида Голикова, бизнесу не стоит вкладываться в производство продукции, выпуск которой давно освоили, например, в Китае. «Именно поэтому большинству дистрибьютеров, например, электроники мы говорим не идти в производство, а стать классным, супер-требовательным заказчиком китайцев, ну и тех, где есть большие государственные деньги в России. И сами идите в разработку этого продукта. Вот тогда это будет хороший РОИ и РОА», — сказал Демид Голиков.
По его словам, бывает, что консультанты отговаривают бизнес от вложений в реинжиниринг, лучше вложить средства в искусственный интеллект. Демид Голиков считает, что одним из наиболее перспективных вложений является софтовая интеллектуальная часть роботов и роботизации.
Эксперт не исключил, что в различных отраслях может вырасти число убыточных компаний, что зачастую бывает связано с сознательным выводом части вложений, поскольку нужно расставлять приоритеты. Однако о каком-либо коллапсе говорить не приходится. «Я бы сказал, если на нынешнем уровне трансформации экономики и ограничений 20-25 даже 30% самостоятельных компаний — центров прибыли находятся в убытках, это является нормальным. При условии, если мы понимаем, что акционеры в течение 1-3 лет просто перераспределяют ресурсы и ищут лучшие области развития», — сказал директор консалтинговой компании «АРБ Про».
Юридические риски
Управляющий партнер юридической фирмы «Ялилов и Партнеры» Айнур Ялилов рассказал о «неочевидных вещах», связанных с борьбой за эффективность, из-за которых эту борьбу можно проиграть. Среди рисков он, в первую очередь, назвал уголовные претензии.
«Не так давно задержали Вадима Машковича, владельца, основателя группы «Русагро» мецената, миллиардера, экс-сенатора, и встал вопрос, где грань между управленческим решением, бизнес-процессами и уголовным преступлением, поскольку фактически в рамках этого дела проводится ревизия судебных актов по арбитражным делам. Сегодня очень сложно определить, где эта грань. Кто знает, например, о такой вещи, как уголовный комплаенс? Практически никто его не делает, никто не анализирует действия, деяния, сочетания возможных претензий правоохранительных органов», — сказал Айнур Ялилов. По его словам, чтобы закрыть эту берешь, компания проводит обучение топ-менеджеров предприятий и компаний на данную тематику.

Второй фактор, который озвучил юрист, это адаптивность и угроза зависимости от клиентов, контрагентов. Он рассказал, что до февраля 2022 года много работали с европейскими компаниями, на долю которых приходилось 70-80% доходов юридической фирмы. Сейчас «Ялилов и партнеры» успешно выстроила работу с крупным российским бизнесом. Опыт концентрации на одном из сегментов рынка компания взяла на вооружение, чтобы избегать подобных ситуаций в будущем.
«Третий момент для наличия тех или иных рисков – это, как ни странно, семейные наследственные отношения в корпоративном сегменте. Мы сейчас переживаем такой период, когда первые представители истеблишмента России, которым исполнилось по 70-80 лет, отходят от дел, уходят из жизни, и встает вопрос о наследовании: кто станет следующим собственником, акционером. Это на самом деле очень больной вопрос, который никем практически не прорабатывается. На примере одного нашего последнего кейса мы видим, что человек создал вполне успешный бизнес, никак не продумал корпоративные взаимоотношения, завещания, какие-то личные фонды и развернулась борьба между тремя наследниками — супругой, дочерью и внебрачной дочерью с силовым захватом бизнеса, с привлечением разных лиц, близких к криминальным кругам. В результате, страдает бизнес», — привел пример Айнур Ялилов.
Отраслевые решения
Руководитель по девелопменту г. Казань группы «Самолет» Айдар Гениатуллин и заместитель генерального директора компании «Комосстрой» Ольга Москаленко рассказали о ситуации в девелоперском сегменте. Спикеры подчеркнули, что в текущей экономической ситуации повышение эффективности бизнеса не предполагает снижение уровня комфорта жилищных проектов и спектра предлагаемых покупателям опций.
Айдар Гениатуллин отметил, что компании интересна активная экспансия в регионы, сейчас группа работает на территории 13 субъектов. Столица Татарстана, по его словам, является интересным для бизнеса регионом ввиду роста покупательной способности и увеличения населения. Помимо прочих факторов, жилье активно приобретают жители соседних регионов — Марий Эл, Кировской и Ульяновской областей, а также Башкирии и других.

В Казани «Самолет» располагает несколькими площадками, которые находятся на территории бывших промышленных зон. Их застройка стала возможна после того, как был принят Генеральный план развития города до 2040 года. «Мы делимся с регионом опытом комплексного подхода и стандартов, которые выработаны при реализации проектов комплексного развития территорий во всех регионах нашего присутствия. Здесь мы будем делать то же самое: проецировать свои стандарты, развивать территории, которые приобретут новую жизнь. Для города это в том числе обеспечит новые рабочие места и приток населения из соседних регионов», — рассказал Айдар Гениатуллин.
По его словам, девелоперы в текущей ситуации не идут на корректировку проектов в сторону снижения комфорта. И современная комплексная застройка предлагает жителям больше различных опций, нежели несколько лет назад. В частности, покупатели жилья получают расположенные в шаговой доступности детский сад, школу, поликлинику, прочие социальные объекты, плюс различные дополнительные «фишки», количество которых в проектах «Самолет» постоянно увеличивает.
Чтобы поддерживать экономику проектов в условиях высоких ставок кредитования, поделился Айдар Гениатуллин, компания работает над эффективностью закупок стройматериалов, выстраивая диалог с федеральными производителями металла, инертных материалов и так далее для того, чтобы зафиксировать цены. Для закрытия кадровых вопросов компания планирует привлечь подрядные организации и сотрудников из других регионов: соответствующие договоренности достигнуты, например, с компанией, с которой «Самолет» работал на Дальнем Востоке и Урале.
Заместитель генерального директора компании «Комосстрой» Ольга Москаленко сообщила, что застройщик принял решение о запуске всех ранее запланированных проектов, реализация которых была временно приостановлена в связи с изменениями на рынке. «Мы уверены, что в перспективе 3-4 лет, пока будут возводиться новые дома, часть текущих предложений на рынке будет реализована, сформируется отложенный спрос. При снижении ключевой ставки ипотека станет более доступной, и покупательская активность вернется», — отметила топ-менеджер.

По словам Ольги Москаленко, девелопер продолжит развивать проектное направление в регионах присутствия и находится в процессе переговоров о приобретении новых перспективных участков под строительство.
Комментируя развитие строительного рынка в Казани, Ольга Москаленко подчеркнула, что приход федеральных девелоперов оказал положительное влияние на уровень конкуренции. Это способствовало росту качества реализуемых проектов и повышению стандартов городской среды. «Сегодня практически все застройщики ориентированы на комплексное развитие территорий, формируя в рамках строительства микрорайонов социальную инфраструктуру, рекреационные площадки — парки, скверы, бульвары. Это становится важной частью повестки и напрямую влияет на качество жизни. Мы приветствуем эту тенденцию, которая укрепляется благодаря здоровой конкуренции на рынке», — резюмировала Ольга Москаленко.