По данным исследования «Деловой среды», в Северо-Западном федеральном округе за первые 10 месяцев 2024 года количество новых предпринимателей увеличилось на 11%. Однако темпы прироста числа россиян, решивших открыть ИП или ООО, сокращаются, и в качестве одной из причин этого эксперты называют снижение доступности банковского кредитования для развития нового или существующего бизнеса. Как долго продлится такая ситуация, что предлагают банки малым и средним компаниям сегодня и какие альтернативные традиционному кредиту источники финансирования существуют — обсудили участники круглого стола «Финансы для малого бизнеса», организованного РБК Петербург.
Тормозящая ставка
Темпы роста регистрации новых компаний слегка замедлились, но общий вектор развития остается позитивным. «Наиболее популярными сферами для открытия бизнеса остаются персональные услуги, операции с недвижимостью и производство продуктов питания», — отметил заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка Сергей Тютин.
«С начала 2024 года мы выдали предпринимателям и представителям малого и микробизнеса Северо-Запада кредиты почти на 90 млрд руб. Больше всего заявок традиционно получаем от предпринимателей из Санкт-Петербурга. В целом мы наблюдаем сохранение спроса на кредитные продукты со стороны малого бизнеса региона, несмотря на рост ключевой ставки», — добавил он.
«Объемы кредитования, действительно, корректируются, но это — тренд последних двух-трех месяцев», — подтверждает директор департамента по работе с клиентами среднего и малого бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Александр Хайкинсон. По его наблюдениям, это следствие повышения ключевой ставки, причем в наибольшей степени оно затронуло сегмент потребительского кредитования. В сфере малого и среднего бизнеса изменения в кредитовании пока «относительно небольшие»: «если сравнивать результаты трех кварталов 2024 и 2023 года, то в целом по стране отмечается рост выдачи кредитов более, чем на 20%», — подчеркнул Александр Хайкинсон.
«Доступность заемных средств для предпринимателей сохраняется. Темпы прироста кредитования компаний МСБ в этом году были бы выше, но уровень ключевой ставки выше 20% этому не способствует», — согласна директор Петербургского регионального центра ПАО «СДМ-Банк» Светлана Саюнова.
Считать не свои деньги
Доступность заемного финансирования для малых и средних компаний подтверждают и представители бизнеса. «Сейчас есть и деньги, и инструменты их получения. Но так как стоимость заемных денег растет, брать их надо только тогда, когда тщательно сделаны все расчеты и есть четкое понимание, как этот долг отдавать», — отмечает генеральный директор ООО «Сорока проджект» Светлана Андроникова. Такой подход требует от предпринимателей принципиального изменения отношения к заемным деньгам, считает она. «По статистике, 80-90% малых компаний не очень любят считать заемные деньги. Они могут их брать под непросчитанные проекты, а потом, когда приходит время возвращать, попадают в неприятные ситуации», — поясняет Светлана Андронникова.
Высокие — свыше 22% годовых — ставки по кредитам не являются проблемой для устойчивых бизнес-проектов, согласен предприниматель, инвестор Владимир Маринович. «Для компаний, выпускающих высокомаржинальный продукт, высокие ставки по кредитам вполне посильны. То же самое касается и компаний, собственники которых нацелены на удержание себестоимости продукции. Но для этого надо учиться считать деньги», — говорит Владимир Маринович.
Представители банков выделяют два основных сегмента МСБ, которые обращаются за кредитами: это устойчивые компании, по некоторым параметрам приближающиеся к категории «крупный бизнес», и совсем небольшие предприятия. Первые, по наблюдениям Светланы Саюновой, запрашивают достаточные крупные суммы займов, пользуются альтернативными инструментами — факторингом, лизингом. «А есть малые и микрокомпании, которые все чаще обращаются за реструктуризацией, потому что не справляются с обслуживанием долгов по более высокой ставке», — рассказывает она.
В целом, подчеркивает Александр Хайкинсон, крупные банки готовы финансировать бизнес любого масштаба. Главное, чтобы тот был стабильным и легальным, резюмирует он.
Город поможет
Одним из наиболее востребованных у предпринимателей кредитных продуктов являются займы и субсидии с господдержкой. Их популярность объясняется сохраняющейся дешевизной по сравнению с коммерческими кредитами. «Несмотря на изменения ключевой ставки государственные «микрозаймы» на сегодня являются самыми доступными на рынке. Ставка по ним удерживается на уровне 5% в год, объем займа — до 5 млн руб., срок погашения также комфортный — от 2 до 3 лет, есть возможности отсрочки платежа при наступлении определенных обстоятельств. Такие займы можно брать под любое направление деятельности, классическая цель — пополнение оборотных средств», — поясняет директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Валерий Береснев.
По его прогнозам, в следующем году конкуренция за получение такого займа среди предпринимателей вырастет: «все больше компаний хотят воспользоваться таким продуктом, но пропорциональной росту спроса докапитализации Фонда не было и не ожидается». Однако компании, реализующие инновационные проекты, планирующие развитие в сфере обрабатывающей промышленности, могут воспользоваться государственными субсидиями, считает Валерий Береснев. «Субсидия — это отдельный финансовый инструмент, позволяющий компенсировать затраты на определенные виды деятельности», — поясняет он.
Валерий Береснев также напомнил, что в Санкт-Петербурге действует ряд программ, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. «Один из инструментов, имеющихся в распоряжении города, это помощь с залогом по кредиту. В этом случае государство выступает обеспечителем по залогу, если у потенциального заемщика из числа МСБ недостаточно собственных средств или активов для одобрения заявки на кредит в коммерческом банке», — пояснил он. Инструмент действенный: благодаря ему малым компаниям было выдано в 2024 году поручительств на сумму более 3,8 млрд. руб., что позволило привлечь кредитных средств субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) под гарантии города в размере более 18 млрд. руб. А за весь период было совершено порядка 6650 сделок с общим размером поручительств 57,1 млрд руб. и привлечением кредитных средств в малый бизнес свыше 147 млрд руб., подчеркнул он.
Кредит не панацея
Сейчас предпринимателям доступен широкий спектр финансовых инструментов, альтернативных классическим кредитам, отмечали участники круглого стола. Среди них факторинг, дающий возможность получения денежных средств в случае работы компании на условиях отсрочки платежа, причем поставщик получает деньги сразу после поставки товара или выполнения услуг.
«Для заключения договора факторинга залог не требуется, а тарифы прозрачны — клиент платит только за дни, когда фактически пользуется финансированием. Это важное преимущество для любой организации. Договор заключается на неопределенный срок, а лимит финансирования зависит от объема продаж компании. Рассмотрение заявки занимает всего три дня, и это очень гибкий инструмент, привязанный к ключевой ставке», — пояснил Сергей Тютин.
Кроме того, малые и средние предприятия могут использовать непокрытый аккредитив, который служит аналогом оборотного финансирования для текущих расходов бизнеса. Под каждый новый транш открывается отдельный счет. «Аккредитивная форма расчетов обеспечивает безопасность взаимодействия между партнерами. Главное преимущество данного вида финансирования состоит в том, что процентная ставка пересчитывается под каждый новый транш и зависит от ключевой ставки. Если она снижается, следующий платеж клиент получит по более выгодной ставке», — добавил Сергей Тютин.
Еще один источник финансирования — средства частных инвесторов, отмечает Владимир Маринович. «Есть предприниматели, готовые инвестировать в малые и средние компании. Но они предпочитают поддерживать понятную бизнес-модель с доказанными финансовыми показателями, а не в обещание: "вот увидишь, через год получишь миллиард". Но просчитанных проектов, увы, мало», — говорит Владимир Маринович.
Средства на развитие бизнеса можно привлекать и через продажу франшизы, отмечает учредитель и председатель попечительского совета Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА) Михаил Ионин. Особенно это актуально для масштабирующихся компаний, не имеющих возможности взять банковский кредит. «Расширять круг инвесторов можно и по географическому принципу. Мы знакомимся с бизнес-сообществом зарубежных дружественных стран, представляем предпринимателям действительно интересные и нужные им технологии и проекты. В случае заинтересованности они, как правило, готовы инвестировать в российские разработки и предоставлять относительно дешевое финансирование — под 12-14% годовых, а не под 25%», — рассказывает Михаил Ионин. По его словам, СОБА обсуждает возможность привлечения по такой схеме в проекты петербургских предпринимателей инвестиции из ОАЭ и стран СНГ.
Несмотря на такое разнообразие альтернативных финансовых инструментов, рост ставок и изменение экономической ситуации, для малого и среднего бизнеса традиционное банковское кредитование все-таки на данный момент остается основным способом привлечение средств, констатирует Светлана Саюнова. Одной из причин этого она считает недостаточный уровень финансовой грамотности небольших предпринимателей. «Для того, чтобы переломить ситуацию, СДМ-Банк проводит образовательные мероприятия для владельцев компаний, в ходе которых информирует их о других возможностях привлечения заемных средств — о факторинге, лизинге и других банковских продуктах. Надеемся, что это поможет предпринимателям скорректировать траекторию развития и перестроиться на другие финансовые инструменты», — говорит эксперт.
Все на платформу
Еще один инструмент привлечения финансирования — инвестиционные платформы, где можно получить и краткосрочные займы на несколько миллионов рублей сроком на несколько месяцев, так и найти инвестора, заинтересованного во вхождении в капитал компании — если инвестиций требуется больше — до 1 млрд.₽, говорит СЕО и акционер Rounds.ru Антон Утехин. Наиболее актуально это для малых и средних компаний, как альтернативный инструмент финансирования. Взаимодействие инвестора и предпринимателя напрямую через инвестиционную платформу он считает эффективным из-за снижения числа посредников. «В целом, с точки зрения инвесторов правильно, когда компания не фокусируется на одном источнике финансирования, а использует сразу несколько инструментов привлечения средств», — резюмирует Антон Утехин.
Модель инвестиционных платформ отражает формирующийся в России тренд на демократизацию инвестиций, так как способствует появлению большого числа небольших розничных инвесторов, отмечали участники круглого стола. «Совсем недавно для получения доступа к венчурному проекту на ранних стадиях инвестор должен был состоять в некоем венчурном клубе, а суммы сделок на этом рынке начинались от 1 млн руб. Сейчас на инвестиционных платформах проходят сделки по 20-30 тыс. руб. — это следствие популяризации самого процесса инвестирования», — считает Антон Утехин. В перспективе двух-трех лет в России сформируется практика «народных инвестиций», когда граждане смогут в несколько кликов вложить свободные несколько тысяч рублей в понятные проекты, например, химчистку или кофейню, говорит Антон Утехин.
Это кардинально изменит и подход предпринимателей к самим бизнес-идеям, полагает Владимир Маринович. Нынешний «рынок инвестора» превратится в «рынок проектов». «Не бизнес будет искать финансирование, а инвестор будет охотиться за проектами с доказанной моделью, цифрами, за умением удерживать прибыльность, работать с затратами и себестоимостью», — прогнозирует он.
Наиболее перспективными отраслями экономики с точки зрения появления новых проектов и готовности банков и частных инвесторов их финансировать, по мнению Александра Хайкинсона, являются те, что связаны с импортозамещением и внутренним потреблением — промышленность, туризм и HoReCa.