Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ресурсы для развития

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Как петербургские компании решают финансовые и кадровые задачи для выхода в новые ниши

Поиск ресурсов — главная причина растущего интереса компаний к разработке новых стратегий, отметил в рамках делового завтрака РБК Петербург «Время развития. Что бизнес решает на будущее?» ректор ИМИСП Ярослав Павлов. Бизнесу требуется время, чтобы либо нарастить недостающие ресурсы, либо выйти в новые ниши, где они более доступны и скорректировать свои планы в зависимости от этого выбора. Что выбирают петербургские компании — в материале РБК+ Петербург.

Жизнь после шока

«Ушли некоторые западные бренды, на их место можно встать, захватить высвободившиеся ниши на рынке, но, чтобы сделать это, нужно большое количество разных ресурсов, — говорит ректор ИМИСП Ярослав Павлов. — Второй момент — ожидание перемен. Рано или поздно ситуация будет кардинально другая. И у компаний есть запрос, понять, как можно действовать при наступлении баланса, к которому мы придем после периода турбулентности».

Ярослав Павлов, ИМИСП
Ярослав Павлов, ИМИСП (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Один из маркеров, показывающих, что период шока прошел, и у компаний есть стремление двигаться вперед, — это инвестиционный спрос, отмечает начальник управления по работе с ключевыми корпоративными клиентами Санкт-Петербурга и Ленинградской области департамента регионального корпоративного бизнеса ВТБ Максим Кущ.

«Для банка стратегически важно обеспечить равный доступ к финансированию всем представителями среднего и малого бизнеса. Мы работаем со всеми отраслями, но отмечу отдельно производство: Петербург и Ленинградская область — это один из промышленных центров страны. Только за первый квартал 2024 года ВТБ заключил с клиентами СМБ Санкт-Петербурга и Ленинградской области более тысячи кредитных соглашений и выдал порядка 72 млрд руб., из которых 30% привлекли в свои проекты именно промышленные предприятия», — подчеркивает Максим Кущ.

Максим Кущ, ВТБ
Максим Кущ, ВТБ (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Многие из производственных предприятий были ориентированы на выпуск импортозамещающей продукции не только в прошлом году, а значительно раньше. Наиболее явно тренд замещения импортной продукции прослеживается в пищевой отрасли, предприятиях химической промышленности и фармацевтической отрасли.

Говоря о поиске новых финансовых ресурсов, управляющий директор инвестиционной компании People&People Вячеслав Алексейцев обращает внимание, что сейчас кредитование — не единственный доступный путь. «Фондовый рынок точно даст инвесторам много доходности. Компаниям легче становится привлекать акционерный капитал, выходя на биржу. Если раньше шли в банк, просили кредит, теперь появляются конкуренты в виде биржи, цифровых площадок, появляются цифровые активы, — говорит Вячеслав Алексейцев. — Мы замещаем долговые инструменты акционерным капиталом, занимаемся автоматизацией в контексте дефицита кадров, планируем разные сценарии — агрессивный, пессимистичный и средний для каждой нашей бизнес-единицы».

Вячеслав Алексейцев, People&People
Вячеслав Алексейцев, People&People (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Главный вызов — нехватка кадров

Поиск финансовых возможностей вместе с тем зачастую бывает проще, чем решение вопроса нехватки кадров. На эту проблему указывает заместитель генерального директора АО «Навигатор» Дмитрий Буряков. Последние 3 года компания растет более чем на 35% ежегодно. И такой рост — тоже вызов.

Меры господдержки развития российской авиации должны привести к кратному увеличению выручки, и «Навигатор» к этому готовится, подчеркивает Дмитрий Буряков. Но насущной остается проблема высочайшей конкуренции за кадры. «Мы обращаемся в вузы. Создали молодежное КБ, чтобы ориентировать студентов на себя, обучать их. Перепроектируем процессы, делаем их более технологичными», — говорит замглавы компании.

Дмитрий Буряков, АО «Навигатор»
Дмитрий Буряков, АО «Навигатор» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Гендиректор «Крестецкая Строчка» Антон Георгиев также выделяет проблему нехватки сотрудников. В качестве примера он приводит ситуацию на своем предприятии «Медовый дом», расположенном в сельской местности. На дефиците кадров, по его словам, сказалась в том числе частичная мобилизация осенью 2022 года. «Мы сокращаем ассортимент, но надо понять, как работать с меньшим количеством людей. На «Крестецкой строчке» такой глобальной проблемы нет, но трех вышивальщиц переманили работать на завод», — говорит Антон Георгиев.

Антон Георгиев, «Крестецкая Строчка»
Антон Георгиев, «Крестецкая Строчка» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Эту проблему, подчеркивает он, пришлось решать даже через обращение к местным властям, чтобы на ситуацию с переманиваем кадров смогли повлиять. «Обещали больше других не переманивать. У «Крестецкой строчки» есть большие задачи и стратегия, для ее решений мы поставили себе цель стать национальным брендом в люксовом сегменте, и это возможно в случае планового развития», — добавляет глава компании.

Уход в автоматизацию подходит не всем

Проблемы с нехваткой персонала — не уникальны. Любая компания сейчас работает в режиме ограниченных ресурсов и главная задача — управлять ими эффективно, считает заместитель генерального директора «Обит» Михаил Телегин. Один из способов — автоматизация процессов и дальнейшая цифровизация.

«В 2022 году мы увидели тягу на рынке к роботизации, автоматизации, замене вендоров. И у нас уже были компетенции, чтобы помогать бизнесу трансформироваться, — говорит Михаил Телегин. — В целом у нас есть пять стратегических направлений, которые мы планомерно развиваем, в каждом несколько продуктов. Когда ситуация на рынке меняется, мы перераспределяем ресурсы в пользу того или иного продукта, который наиболее востребован, и по каждому — видим качественный рост».

Михаил Телегин, «Обит»
Михаил Телегин, «Обит» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Правда, подходит это не всем. Для некоторых отраслей — автоматизация возможна далеко не для всех направлений. Речь, в первую очередь, идет о медицине. «У нас тоже есть кадровые проблемы, но многое невозможно механизировать. Да, я бы хотел автоматизировать контактный центр, но цена перевода на искусственный интеллект несколько миллионов рублей — насколько это целесообразно? Вопрос не решается так быстро. Поэтому стараемся оптимизировать работу», — говорит исполнительный директор «ГрандМед» Сергей Брагилев.

Сергей Брагилев, «ГрандМед»
Сергей Брагилев, «ГрандМед» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Спрос на роботизацию

Конкуренция за кадры растет во всех сегментах, порождая спрос на роботизацию. Цифровые решения позволяют оптимизировать производственные и бизнес-процессы и исключить раздувание штата в текущих условиях кадрового дефицита. «Да, мы тоже сталкиваемся с дефицитом кадров, — говорит генеральный директор сети «Теремок» Виталий Свидовский. — Но это данность. Можно сколько угодно грустить по этому поводу, но рынок труда такой: демографический кризис, переориентация экономики, мы также понимаем, что у компаний растет штат от 10 до 30%. И по рыночным законам, мы вступаем в конкуренцию. Все, что можно улучшить — совершенствуем. Это касается ценностного предложения, условий труда, гибкого графика и роботизации, посредством которой можно снизить рутинную нагрузку на сотрудников. Сейчас делаем «руку блинопека», этот робот берет на себя как раз рутинную операцию, облегчая работу поваров. К концу следующего года планируем ее тиражировать на сети. Пока идет тестирование», — рассказал Виталий Свидовский.

Виталий Свидовский, «Теремок»
Виталий Свидовский, «Теремок» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Отдельно он обращает внимание, что на тендер по созданию «руки блинопека» откликнулись 100 российских компаний, которые были готовы выполнить такой заказ.

Гендиректор ООО «Технопак-флекс», директор по продажам ООО «Десногорский полимерный завод» Игорь Хомутов отмечает, что стратегия развития промышленного предприятия строится на 5 лет. Сложное современное оборудование строится 1-2 года и вывод на рынок новой продукции занимает до 2 лет. Новое поколение оборудования позволяет автоматизировать многие процессы, что увеличивает производительность до 2 раз. Исходя из этого эксперт полагает, что на производстве и складах должна появиться роботизированная техника, которая обеспечит бесперебойную работу производства. На данный момент такая техника не производится в РФ, что является сдерживающим фактором развития и информацией для развития инжиниринговых компаний в РФ.

«За последние 8 лет мы проинвестировали в импортное оборудование и модернизацию завода 1,5 млрд руб. Это позволило каждый год расти в оборотах в среднем на 400 млн руб., и потребность в развитии сохраняется», — отметил Игорь Хомутов.

Игорь Хомутов, ООО «Технопак-флекс»
Игорь Хомутов, ООО «Технопак-флекс» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«С кадрами у завода тоже есть проблема. Проблема в том, что базовый уровень образования новых специалистов зачастую не позволяет им работать, поэтому оптимизация требуется не только на уровне автоматизации и роботизации процессов, но и на уровне подготовки кадров», — добавил спикер.

Содержание
Закрыть