Рынок сервисных апартаментов — сложная система, в которой переплелись интересы как минимум трех сторон: девелоперов, инвесторов и арендаторов. И каждая из них чутко реагирует на события геополитической повестки. Несмотря на все перипетии, сегмент оказался устойчив и показал доходность в 1,5-2 раза выше арендных квартир в жилых домах. Как прошел этот год для сервисных апартаментов Петербурга, и что будет на него влиять в 2023 году — в интервью РБК+ Петербург рассказал партнер и директор управляющей компании Well Александр Погодин.
Оптимизм инвестора
— Как вы оцениваете влияние последних событий на рынок сервисных апартаментов?
— Ни один девелоперский проект за последние много лет не проходит без того, чтобы не «зацепить» какую-нибудь негативную фазу развития рынка. Мир становится более быстрым, изменения происходят более активно. Рассчитывать на то, что все будет гладко и без каких-то корректив в изначальных планах, не приходится. При этом я хотел бы особенно подчеркнуть, что как в период коронавируса, так и сейчас, когда мы практически не имеем международного туризма, именно сегмент апартаментов показывает очень хорошую устойчивость и однозначно приносит прибыль своим владельцам.
— Понимают ли это инвесторы? Как реагирует спрос на негативные новости последнего года?
— Очевидно, что инвесторы во всем мире всегда отрицательно реагируют на негативные новости. Другое дело, как долго будет продолжаться негативная реакция. Инвестор не может постоянно находиться в пессимизме, иначе он перестанет быть инвестором как таковым. А необходимость размещения денежных средств остается актуальной. Сегодня апартаменты — одно из немногих направлений для инвестиций, которое остается доступным и имеет высокую надежность.
— Видите ли вы отток инвестиций за границу?
— Здесь два разнонаправленных тренда. С одной стороны, есть инвесторы, которые смотрят на зарубежный рынок, потому что по каким-то причинам считают его более интересным. Но есть огромное количество инвесторов, заграничные активы которых требуют перемещения в отечественные. Сегмент апарт-отелей для этого прекрасно подходит.
Момент стабилизации
— Что происходит с предложением сервисных апартаментов?
— Я считаю, что предложение в какой-то степени стабилизировалось. Если последние 15 лет продолжался активный рост в сегменте апарт-отелей, то в настоящий момент рынок пришел к более-менее постоянной величине. Но я хочу подчеркнуть, что хороших предложений никогда не бывает много. Я имею в виду действительно качественные объекты, которые полностью удовлетворяют возрастающие запросы инвесторов. Соответственно, хороший продукт всегда будет востребован.
— То есть, фаза активного роста рынка закончилась? Или есть еще потенциал при условии стабилизации внешней обстановки?
— Потенциал огромен. Сейчас сегмент живет исключительно на внутреннем потреблении — с точки зрения конечного потребителя, арендаторов. Представьте себе, что вернется хотя бы часть аудитории, которая уехала за границу, а это в основном мобильные и творческие люди, которые очень часто выбирают формат жизни, обеспечивающий комфорт и частую смену локации. Я не говорю уже о возможном увеличении потока иностранных туристов.
— Какой уровень доходности по итогам этого года могут ожидать инвесторы?
— Не буду называть абсолютные цифры, но если сравнивать с таким инструментом, как покупка жилой недвижимости для сдачи в аренду, то по сравнению с типовой «однушкой» апартаменты привлекательнее в 1,5-2 раза. Доходность апартаментов сопоставима с торговой недвижимостью, при этом апартаменты компактны, а это означает более низкий порог входа в проект и высокую ликвидность.
— А в сравнении с прошлым годом?
— По доходности этот год показал очень хорошие результаты. Даже низкие показатели сентября и октября не смогли нивелировать те плюсы, которые получил инвестор в начале года и летом, когда внутренний турист показал очень высокую активность, обеспечив загрузку 80-90%.
Апарты на экспорт
— Какие вы видите перспективы для реализации девелоперских проектов за границей? Где, в каких регионах востребованы наши проекты?
— Страны Средней Азии очень интенсивно развиваются и с удовольствием впитывают новые форматы, которые мы готовы туда приносить. Знаю о неплохих результатах рекреационных объектов, которые находятся в туристических зонах.
— То есть, для Средней Азии сервисные апартаменты — это новый продукт?
— Да, так же, как это было ново для нас 15 лет назад. Сегодня этот продукт востребован — многие города, особенно столицы, интенсивно развиваются.
— От чего зависит успех девелоперского проекта за границей?
— Любой выход в новый регион сопряжен с двумя основными факторами риска. Во-первых, это персонал, который нужно будет привезти или обучить на месте, а это очень непростая задача. Во-вторых, хорошее, тесное взаимодействие с людьми, которые живут в этих городах. Каждая новая территория — это новые правила, нюансы, и зайти на «голом» энтузиазме вряд ли получится удачно. Из практического опыта: на новой территории прежде всего нужно найти надежного местного партнера.
Темпы снижать не собираемся
— Какие тренды, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка сервисных апартаментов в России в будущем году?
— Один из важных трендов — это развитие проектов в части общественных пространств. Это касается не только апартаментов, но и жилых комплексов. Для апартаментов важно понимать, что это постоянно сменяющийся контингент, который очень быстро перемещается туда, где условия лучше. И очень быстро уходит, если ему не нравится. Поэтому всегда нужно в первую очередь создать среду, которая будет этого подвижного и активного клиента удерживать. Все это мы реализуем в нашем комплексе Well на Обводном канале, строительство которого завершается в следующем году.
— Какие еще у вас планы на будущий год?
— Это очень важный для нас год. Мы завершили строительство монолитной части, скоро начнется насыщение, оборудование нашего многофункционального комплекса. Это позволит увидеть Well в той степени привлекательности, которую мы планируем. Также мы смотрим и в направлении новых проектов, но пока это планы, многие пока на стадии переговоров, поэтому не будем конкретизировать. Но мы не собираемся снижать темп, напротив, только наращивать.
Реклама, рекламодатель: ООО «ВЕЛЛ», formcity.ru