#1 ПМЭФ-2022: итоги, 23 июня 2022
Практика , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Совсем другие бренды: что происходит на рынке электроники и оборудования

Jeswin Thomas
Jeswin Thomas (Фото: unsplash.com)
Как поставщики и производители бытовой техники и оборудования выстраивают свою стратегию в новых условиях.

Одна из ключевых тем ПМЭФ-2022 — импортозамещение. Как обеспечить российский внутренний рынок качественной электроникой и оборудованием и какие проблемы предстоит решить на этом пути — РБК Петербург спросил у частников рынка.

Бренды в магазинах будут представлены другие, а качество будет не хуже

Алексей Федоров, ГК «220 вольт»
Алексей Федоров, совладелец и управляющий директор ГК «220 вольт»:

«Параллельный импорт не решит проблему поставок бытовой электроники и техники известных потребителю брендов. Впрочем, я считаю, что это и неплохо: бренды в магазинах будут представлены другие, а качество будет не хуже. Китай и другие страны Юго-Восточной Азии прекрасно заменят известные потребителю марки — они уже развернули такое производство, причем, зачастую, на тех же заводах, которые выпускают технику под западными брендами. Логистические цепочки уже налаживаются, а проблемы расчетов с Китаем у нас нет.

Процесс замещения займет примерно полгода — думаю, что уже в октябре мы увидим совсем другие полки. Это будет привычная нам техника, адаптированная к российским стандартам и с гарантией, но под не известными покупателю марками. Новые марки займут российский рынок. Параллельный же импорт — это дань уважения к потребителю, который не захочет расставаться с привычными брендами и будет готов заплатить за это: и деньгами, и неудобствами.

Заместить промышленную электронику и инструмент будет существенно сложнее. Кроме того, сохранится проблема обслуживания бытовой электроники и техники, купленной в предыдущие годы, которую сейчас активно эксплуатируют российские граждане. Как поменять запчасти к дорогой плите, стиральной машине и так далее — будет волновать многих».

Чем сложнее продукт, тем больше зависимость

Диана Желяскова, Redmond
Диана Желяскова, совладелец группы компаний REDMOND:

«Мы уже давно живем в одной международной экономической системе, в которой не может быть «импортонезависимой» страны. Производства большинства европейских, американских и российских компаний уже давно расположены в Азии (Китае, Вьетнаме, Индонезии, Бангладеше). И чем сложнее продукт, выпускаемый на рынок, тем больше зависимость. Для рынка МБТ этот факт очевиден. Конкурентоспособный товар на 80% зависит от импорта: сырья, комплектующих, от поставок оборудования, на котором его будут производить.

Повторюсь, что полностью отказаться от импорта нам не удастся. Снизить зависимость большинства отраслей промышленности в краткосрочной перспективе — месяц-два — не представляется возможным. Сегодня логично говорить о перестройке логистических цепочек, замене страны импортера, поиске новых партнеров в других дружественных странах. Бизнесу, который не сумеет с этим справиться в кратчайшие сроки (в течение года) сложно будет выжить.

На заре зарождения бизнеса в России REDMOND, как и большинство компаний, не имели возможности инвестировать в отечественную промышленность.За прошедшие десятилетия ситуация изменилась. Наша компания сотрудничает с предприятиями, расположенными в России и Белоруссии. Мы заинтересованы в поиске партнеров и размещении заказов у отечественных производителей, и осознаем, что это не быстрый, а поступательный процесс, но видим в нем перспективы».

Задачи в области импортозамещения электротехнических изделий выполнимы

Дмитрий Зорин, TDM ELECTRIC
Дмитрий Зорин, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественностью компании TDM ELECTRIC:

«Свою деятельность на российском рынке прекратили несколько зарубежных электротехнических компаний, наиболее крупными из которых являются АВВ и Schneider Electric. По оценкам экспертов, доля иностранных компаний на электротехническом рынке в различных товарных группах достигала 40%. Данное обстоятельство могло привести к возникновению дефицита отдельных видов изделий, наиболее значимых для строительной отрасли, однако российские производители делают все возможное для своевременного и полного удовлетворения спроса на внутреннем рынке по наиболее «чувствительным» товарным категориям.

Важно отметить, что российские производители, как правило, используют импортное оборудование (производства КНР, Италии, Турции и др.). Для качественного решения задач по импортозамещению в электротехнической отрасли необходимо возрождение отечественного станкостроения, ориентированного на современные потребности российских производителей электротехники.

В целом, все задачи в области импортозамещения электротехнических изделий являются адекватными и выполнимыми, отрасль к этим задачам готова. Конкретные сроки завершения этой работы спрогнозировать трудно, но в любом случае это обозримая перспектива 1-3 лет.

Наша компания активно развивает собственные производственные и логистические мощности. В планах также закупка импортного промышленного оборудования на сумму свыше 2 млрд руб. Это позволит расширить локализацию электротехнического производства компании на территории России».

Все упирается в финансирование и долгосрочность намерений

Сергей Айрапетян, «МедКомплекс А.В.К.»
Сергей Айрапетян, директор по развитию «МедКомплекс А.В.К.»:

«Поставки для медицинской отрасли можно разделить на три основные группы, в каждой из которых зависимость от импорта будет отличаться, так, в мебели — до 20%, в оборудовании — до 80%, а в расходных материалах — до 50%. Особенно сильна зависимость в сфере высокотехнологичного оборудования.

Серьезный дефицит комплектующих из-за ограничений на рынке и увеличения логистических цепочек приводит к серьезным изменениям на рынке: меняется подход к производству и сбыту медоборудования и изделий. Если подход российских производителей будет идти в сторону кооперации внутри страны, тогда это существенно сократит сроки. Но для этого нужна помощь государства: изменения в законодательстве и процедуре регистрации изделий. В России есть много смежных отраслей, которые могли бы помочь в создании отечественного продукта, по качеству не уступающего иностранному, но все упирается в финансирование и долгосрочность намерений. На изменение ситуации уйдет довольно много времени, а это значит дефицит, увеличение сроков и цен.

Думаю, в текущей ситуации, хотя бы частично, поможет параллельный импорт, поскольку не все оборудование производится в РФ. Наша компания изначально выбирала стратегию работы с производителями из России и стран СНГ. Сегодня это дает стабильный сбыт продукции, параллельно мы помогаем развивать само производство, инвестируя в предприятия, с которыми сотрудничаем. Перспективными сегментами на медицинском рынке становятся первичная помощь, диагностика, а также реабилитация».

Компетенция Полная изоляция Рунета невозможна
Содержание
Закрыть