От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Не остаться посреди руин

Фото: RBI
Фото: RBI
Основатель группы RBI Эдуард Тиктинский – о том, почему Петербург рискует растерять туристический потенциал, возможна ли комфортная среда во дворах-колодцах и коммуналках и каким видят новый Петербург девелоперы.

«Центр Петербурга — наша общая гордость. Он уникален как объект культурного наследия, он включен в реестр ЮНЕСКО не отдельными памятниками, а целостно, как единый историко-культурный ландшафт, в котором ежедневно живут и работают сотни тысяч людей. С ним связана огромная туристическая притягательность нашего города, его уникальный туристический потенциал. Но и проблема его ветшания и аварийности — такого же масштаба. Речь идет не об отдельных памятниках, а о тысячах зданий, и это число пополняется минимум на несколько десятков каждый год.

Можно пытаться поддерживать в нормальном состоянии единичные памятники, самые знаковые, туристические «хиты»? Можно. Но это путь в никуда — он не решает проблему сохранения центра как историко-культурной общности. Если через 30 лет без комплексной реконструкции окажется, что и сохранять нам уже нечего, – это, конечно, отразится на туристической привлекательности города. Он станет городом двух-трех десятков знаковых памятников, которые стоят посреди руин.

Сегодня даже такие знаковые объекты, как Конюшенное ведомство, находятся в плачевном состоянии — вот конкретный пример. Что уж говорить про 7-8 тысяч более «рядовых» исторических зданий.

При этом реконструкция центра жизненно необходима не только для того, чтобы сохранить его привлекательность для туристов. В первую очередь, это нужно для нас самих, его горожан. Петербург должен соответствовать современным стандартам качественной жизни, ему нужна комфортная среда. Коммунальные квартиры, дворы-колодцы хороши как музейный экспонат, но жить в таких условиях в ХХI веке — это неправильно.

Важное уточнение — не надо «перегибать» палку и требовать, чтобы при реконструкции инвестор строго обеспечивал градостроительные нормы, уместные в спальных районах, для которых они и создавались: по зелени, парковочным местам, инсоляции и т. д. В условиях плотной застройки центра это не всегда возможно. Достаточно и того, что после реконструкции получим недвижимость, в разы более современную и комфортную по сравнению с тем, что было.

Понятно, что бизнес идет туда, где меньше ограничений, потенциальных рисков, «головной боли». И всем известно, насколько строительство в центре сложнее, чем на окраинах — и технически, с точки зрения проектирования и строительства, и административно, с точки зрения договоренностей и согласований. Добавьте сюда перспективы столкновения с градозащитниками и другие риски, чреватые отменой проекта, который уже прошел подготовку и получил необходимые согласования, — такие случаи известны.

Мы в RBI знаем обо всех этих сложностях не понаслышке, так как 27 лет работаем в центре и реализовали не один проект с реконструкцией памятников, в том числе и промышленной архитектуры прошлого. Левашовский хлебозавод — очень наглядный пример: здесь мы и проект реконструкции меняли, заново согласовывали по факту обследования реального состояния здания, и жесткое сопротивление градозащитников преодолевали. Так что проект получился по-настоящему «выстраданным», но при этом — одним из наших любимых и достойным тех высоких оценок, которые он уже получил от многочисленных экспертов отрасли, в частности — Всемирного клуба петербуржцев и лично Михаила Борисовича Пиотровского.

Если же говорить о туристическом потенциале, то пока Петербург реализует его в лучшем случае наполовину. Ощущается дисбаланс между туристическим потенциалом (учреждения культуры, памятники, деловые мероприятия) и возможностью размещать и принимать гостей города. У нас сейчас широко представлены гостиницы низких ценовых категорий и достаточно мест в наиболее дорогих отелях самого высокого уровня. При этом есть явный недостаток «в середине» — нехватка качественных отелей с высоким уровнем сервиса, соответствующих современным стандартам 3-4 звезды, подходящих, например, для размещения деловых туристов.

Сеть апарт-отелей ARTSTUDIO, которую создает RBI, рассчитана в том числе и на то, чтобы частично заполнить эту лакуну. У коллег из RBI PM (компании, которая занимается управлением сетью ARTSTUDIO), несмотря на то что первый год работы пилотного отеля ARTSTUDIO Nevsky пришелся на разгар коронавирусного кризиса, все в порядке с заполняемостью. Это показывает, насколько востребован такой формат отеля, да еще и в такой локации — в самом центре города. Многие моменты, связанные с продуктом, управлением доходностью, сервисом для гостей и инвесторов здесь уже очень успешно отработаны, и мы готовы к запуску новых отелей.

И другая важная особенность — за счет интеграции с проектами в сфере культуры и искусства мы стремимся с каждым проектом ARTSTUDIO привнести арт-составляющую в повседневную жизнь. От барельефов в «античном» стиле до лучших образцов современного графического дизайна в холлах, от архитектуры в стиле «ленинградского модернизма» до живого иммерсивного театрального шоу в реальных интерьерах отеля. Например, в отеле ARTSTUDIO Moskovsky, который мы скоро открываем на Заозерной улице рядом с метро «Фрунзенская», будет реализован театрально-виртуальный проект «Письма». Это уже второй опыт сотрудничества RBI с Pop-Up театром Семена Александровского. Уверен, что он будет не менее интересным, чем первый — «Фаза зеркала».

В Петербурге сегодня достаточно театров, музеев, торговых центров, но не хватает так называемых «третьих мест». И это должны быть культурные пространства, распределенные по районам города. За пределами исторического центра таких площадок очень не хватает. Радует уже то, что новые центры притяжения появляются на «периферии центра» — такие, как «Севкабель» или «Планетарий». Есть кронштадтский «Остров фортов», но это такая обособленная история, не знаю, правильно ли называть его «окраиной». Культурно-деловое пространство, которое мы создаем на Левашовском хлебозаводе, также в каком-то смысле тяготеет к историческому центру города и в то же время находится в центре новой локации современного жилого строительства, это западная часть Петроградской стороны, — здесь пока ощущается недостаток центров культурной и общественной жизни.

Если же говорить о спальных районах, то в них похожую функцию до сих пор выполняют только ТРК — это формат, который, по ощущениям, уходит в прошлое, да и «культурная» функция в нем обычно представлена слабо. Таким районам, конечно, нужны современные общественно-культурные пространства, яркие точки притяжения. Хотелось бы, чтобы там хватало инфраструктуры, чтобы людям было чем заняться, помимо того, чтобы приезжать с работы вечером и ложиться спать. Ее нужно создавать, и желательно не силами одних только девелоперов — участие города и области необходимо».

Содержание
Закрыть