Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Не вырубить топором: как бороться со льдом на петербургских крышах

Генеральный директор компании «Теплокарбон» Илья Зинченко – о том, кто должен платить за борьбу с наледью и безопасность горожан зимой.

«В Петербурге 13 тыс. многоквартирных домов со скатными крышами, а в России их более 100 тыс. При этом работающими антиобледенительными системами оборудовано менее 1% зданий. Сфера ЖКХ остается одной из самых консервативных — инновационные решения здесь появляются часто, а тиражируются редко.

В 2021 году Петербург все еще безуспешно борется с сосульками. Каждую снежную зиму одно и то же — наледь на водосточных трубах и сосульки по краям кровли. Чисто технически первая причина этого — «теплый чердак». Теплотрассы не защищены изоляцией, чердачные помещения имеют какие-то повреждения, пробоины, открытые части. Вторая причина — периодические «температурные качели». При перепадах температур от плюс 3 днем до минус 5 — ночью сначала все стекает, потом замерзает, образуются большие сосульки.

Убирать снег и наледь с крыши зимой достаточно дорого. В итоге управляющие компании вызывают снегоуборочные команды только к весне, когда уже образовался ледяной «пирог». Потом наши монтажники выходят на кровлю и видят там частокол рубцов от топоров. Пробоины — это гарантированные протечки, повреждения всей водосточной системы. Как правило, от ударов топором желоба, водостоки и воронки деформируются, вода перестает уходить. Чтобы не образовывалась наледь, крайне желательно перед каждым сезоном проверять и кровлю, и водосточную систему, чистить водостоки.

Большинство домов не оборудовано комплексными системами антиобледенения, поскольку считается, что такие системы стоят дорого. Но каков размер ущерба в связи с отсутствием такой системы? Каждую зиму на пешеходов падают сосульки, люди получают травмы из-за падений на скользких тротуарах. Лед падает на автомобили, деформируются кровли и водосточные трубы. Не стоит забывать и о штрафах, которые выписывают надзорные органы. Таким образом, очевидно, что система антиобледенения помогает не только избежать экономического ущерба, но и повышает уровень безопасности.

Если всерьез заниматься решением этих задач, то действовать нужно методически — то есть оборудовать системами антиобледенения все скатные крыши в городе. Главные элементы такой системы — контроль состояния теплоизоляции чердаков, ремонт водосточных труб, установка снегозадержателей и греющих элементов с дистанционным управлением вдоль водосточной трассы и края кровли, установка водоотвода от водосточной трубы до ливневой канализации и заключение сервисного контракта с обслуживающей компанией.

В среднем такая система для каждого дома будет стоить около 1 млн. руб. Стоимость годовой эксплуатации составит порядка 50-100 тыс. руб. Но она позволит сократить сократить (возможно, до нуля) число выходов уборщиков на крышу в течение всего зимнего сезона и станет гарантом безопасности горожан и имущества.

Участники рынка сходятся в том, что главная задача такой системы — обеспечивать безопасность горожан, а эксплуатация зданий находится на втором плане. Поэтому нет единого мнения относительно того, кто должен оплачивать эту важную часть городской инфраструктуры. Кто-то считает, что установку таких систем должны оплачивать жильцы, а кто-то уверен, что это должен делать город. Однако у жильцов не всегда есть на это деньги. В старом фонде, например, живет много пенсионеров. Производственные, монтажные и сервисные компании регулярно выступают с предложениями по массовому внедрению таких инноваций. Тем более, что в дальнейшем стоимость таких систем значительно снизится — это касается как их монтажа, так и обслуживания.

Пока же все зависит от подхода конкретной управляющей компании к домовладению. Кто-то годами не обслуживает кровли — течет и течет, пусть люди жалуются и делают свои ремонты. Но стоит отметить, что все больше современных управляющих компаний в Петербурге готовы к системному подходу в борьбе с наледью, поскольку это не только повышает безопасность жителей, но и гораздо выгоднее, чем каждый год ремонтировать пробоины, которые остаются после чистильщиков».
 

Содержание
Закрыть