«Ипотека в 2020 «карантинном» году показала небывалый рост, особенно яркими в этом сегменте кредитования стали осенние месяцы. На повышение спроса повлияло несколько факторов — общее снижение ставок и действие программы ипотечного кредитования с государственной поддержкой, стартовавшей в апреле.
Изначально планировалось, что программа будет действовать до 1 ноября 2020 года, поэтому многие заемщики старались успеть воспользоваться льготой. Продление меры господдержки до 1 июля 2021 года поддержало высокий спрос на недвижимость в ноябре и декабре. Филиалом Банка Уралсиб в Санкт-Петербурге в 2020 году было выдано на 42% больше ипотечных кредитов по сравнению с 2019 годом.
Также с 2018 года действует программа льготного ипотечного кредитования для семей с двумя и более детьми, а также для семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью. Эти программы нашли отражение в спросе на ипотеку. Так, одна из тенденций — снижение доли студий в общем объеме покупок с середины прошлого года и смещение спроса в сторону однокомнатных квартир и евродвушек. Также спросом пользуются комфортное жилье для семей: двух— и трехкомнатные квартиры. По нашему опыту, покупатель обращает внимание на наличие инфраструктуры вблизи приобретаемой недвижимости и транспортную доступность. На вторичном рынке жилья пользуются спросом квартиры от застройщика, подходящие по условиям под покупку по госпрограммам.
Ипотека с каждым годом становится все более доступной, и те заемщики, которые получили кредиты несколько лет назад по более высоким ставкам, сегодня имеют возможность рефинансировать их. Этот относительно «молодой» банковский инструмент становится все более востребованным, ведь разница по ставке, например, в 2% и более при долгосрочном кредите на срок 10-20 лет, позволит заемщикам существенно экономить на ежемесячных выплатах по кредиту.
Кроме того, сам процесс получения ипотеки становится проще. Например, летом 2020 года мы запустили сервис электронной регистрации сделок с жильем. Удаленное оформление сделки было особенно актуально в период действия ограничительных мер, направленных на снижение распространения коронавирусной инфекции. Воспользоваться услугой можно как при покупке квартиры у застройщика, так и на вторичном рынке, а также при рефинансировании ранее полученного кредита. Ее особенность в том, что при электронной регистрации участники сделки получают все услуги и документы в режиме «единого окна» через офис банка. Таким образом, все необходимые документы для регистрации сделки и передачи данных оформляются за одно посещение.
Вообще, тренд на онлайн дает нам возможности развития новых сервисов и услуг. Так, в начале февраля, банком был запущен сервис по оценке жилой недвижимости в рамках ипотечного кредитования, который позволяет существенно снизить стоимость и сократить сроки подготовки отчета. Сервис дает возможность подготовки отчета об оценке с самостоятельным осмотром и фотографированием жилого помещения самим клиентом, а также подготовки отчета без осмотра. В результате клиент в короткие сроки получает электронный отчет, подписанный электронной подписью оценщика, а в банк направляется верифицированная версия отчета.
Мы планируем и в дальнейшем развивать онлайн-сервисы и дистанционное обслуживание по различным направлениям бизнеса, особенно в розничном кредитовании».