«Удалось избежать массового сокращения персонала и закрытия предприятий»
Материалы выпуска
«Удалось избежать массового сокращения персонала и закрытия предприятий» Экспертиза Шанс для малого бизнеса Решения
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

«Удалось избежать массового сокращения персонала и закрытия предприятий»

Председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели – о состоянии малого и среднего бизнеса в Северной столице.

Пандемия стала катализатором многих процессов. С одной стороны — ускоренная цифровизация, которая привела к формированию новых бизнесов и каналов коммуникации между властью и предпринимателями, с другой — предприятия, которые оказались на грани закрытия из-за введенных ограничительных мер. О том, как город помогает предпринимателям и каких негативных для них последствий пандемии удалось избежать — в интервью РБК+ рассказала председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели.

ТРЕХКАРТНОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ

— Как вы оценивает ситуацию с малым и средним бизнесом в Петербурге на текущий момент?

— Я бы оценила ее как очень сложную. У нас в городе большое число участников предпринимательского сообщества. Согласно реестру МСП, в Петербурге работают 341,4 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Одна из самых важных сфер — потребительская. Она доминирует в структуре предпринимательства Санкт-Петербурга. И именно она получила серьезные проблемы в виде ограничительных мер. Понятно, что это не касалось торговых предприятий, но сильно ударило по сфере общественного питания и смежных отраслям, которые де-факто являются потребительской сферой, имеют отношение к туризму. Поскольку вся эта история «провисает», то, значит, и игроки всех этих направлений испытывают колоссальное напряжение.

— Во сколько оцениваются потери бизнеса?

— По данным комитета по промышленной политике, за первые два квартала свою деятельность прекратили около 6% предприятий малого и среднего бизнеса. Это очень значимые цифры. Я сама долгое время занималась предпринимательством и понимаю, что значит потерять бизнес в тяжелый кризис. Важно отметить: власти города отдают себе отчет в том, и это звучало ни на одном совещании, что бизнес в результате ограничительных мер несет бОльшие экономические потери, нежели городской бюджет. Озвучивались цифры, что при первой волне ограничений малый и средний бизнес понес экономические потери в три раза большие, чем пропорционально бюджет города. В три раза! Именно поэтому поддержка бизнеса крайне важна.

— Каких нежелательных последствий пандемии и связанных с ней ограничительных мер, на ваш взгляд, все же удалось избежать?

— Удалось избежать многих неприятностей, но прежде всего — колоссального сокращения кадров. В преддверии XVIII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, я получила информацию, что благодаря докапитализации Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, на предприятиях МСП удалось сохранить 11 тыс. рабочих мест. Это один аспект.

Другой — особый порядок уплаты налогов для предприятий малого и среднего бизнеса и ИП, налоговые послабления в период пандемии. Речь — о пониженных ставках упрощенной системы налогообложения (УСН). Сохранение пониженных ставок УСН сторицей вернется в будущем году. Тем более что уходит в историю налог ЕНВД, и пониженные ставки УСН чрезвычайно важны.

Многие предприниматели говорят также, что бизнесу очень помогли отсрочка и рассрочка арендных платежей. В итоге предпринимателям малого и среднего бизнеса удалось избежать массового сокращения персонала и закрытия своих компаний.

100% ВЫБОРКА

— Каков объем помощи малому и среднему бизнесу?

- 26 млрд рублей в трех пакетах мер выделено правительство Петербурга на поддержку бизнеса. Это очень большие деньги, и они изъяты из экономики города. Конечно, эти деньги было куда потратить, но они были направлены на поддержку бизнеса. Логика, которой следует Смольный в своей работе, — защитить бизнес.

— Сколько предпринимателей воспользовалось господдержкой?

— Точных цифр у нас нет, но можно посчитать на основе открытых данных примерный круг получателей такой помощи. У нас признано пострадавшими 12 отраслей, в каждой из них есть свои сферы, всего их 74. Все они охвачены мерами поддержками. Суммарно этими мерами, в той или иной мере, могли воспользоваться 80% предприятий МСП.

— Почему не 100%? В чем состояла основная сложность в получении такой помощи?

— Надо понимать, что всегда есть категория предпринимателей — «нигилистов», которые не верят и не обращаются за помощью. Есть еще одна категория предпринимателей, которая, просто не знает о существовании мер поддержки. Третья история — при получении займов требуется определенный набор документов. И все равно возникают проблемы, когда люди приходят либо с неполным, либо некорректным пакетом документов.

Но в целом ситуация меняется. При первой волне пандемии было ощущение, что сейчас все пройдет, и мы восполним все свои выпадающие доходы. Этого не произошло. Я знаю, что в Фонде содействия кредитованию малого и среднего бизнеса деньги закончились, средства выбраны на 100%. В рамках Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга компании МСП обратились к городским властям с просьбой рассмотреть докапитализацию Фонда в будущем году.

— На какие еще преференции может рассчитывать малый и средний бизнес?

— Одной из мер поддержки бизнеса является решение городской власти не вводить новую кадастровую оценку недвижимости. Наблюдая за тем, как бизнес реагирует на возможное повышение кадастровой стоимости имущества, специалисты Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга провели большую экспертную работу во всех районах города.

Экспертное мнение Общественного совета было таково: переоценка кадастровой стоимости имущества затронет в городе в общей сложности свыше 5700 зданий и сооружений, площадь которых превышает 1000 кв. метров. Для 93% таких объектов недвижимости увеличение кадастровой стоимости, а значит и рост налоговой нагрузки, превысит 30%. Специалисты Общественного совета попросили руководителей города не повышать в 2021 году кадастровую стоимость недвижимости и отсрочить переоценку на будущие периоды. Это обращение было услышано городскими властями и принято к исполнению. Налоговая нагрузка на бизнес в 2021 году не увеличится.

КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ

— В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться взаимодействие городских властей и предпринимателей с учетом опыта сложного 2020 года? Какие форматы будут востребованы?

— Я убеждена, что наше взаимодействие в дистанционных форматах — вебинаров, круглых столов, онлайн совещаний — во многом сохранится. Это позволит проводить их с максимальным числом заинтересованных участников, ведь приехать не всегда удается, а включить компьютер и присоединиться к дискуссии просто.

В бизнес-среде появилось огромное количество дистанционных средств продвижения. Мы сами создали маркетплейс bizhelp.pro. За несколько месяцев нам удалось разместить на этой платформе информацию более 200 юридических лиц и ИП, в каталоге — данные о более чем 2 тыс. товаров и услуг компаний МСП.

Серьезно меняется и темп взаимодействия, в том числе и скорость ответов госорганов на запросы общественных организаций и предпринимателей. Если раньше ответы на официальные письма я могла ждать месяц, то сейчас получаю информацию через неделю, а бывает, что и через пару дней. Власти понимают, что обстоятельства требуют оперативных решений. И еще одно наблюдение, которое многие предприниматели разделят, — я часто говорю, что вряд ли найдется много вице-губернаторов, которые в своем чате в мессенджере ежедневно до 23.00 отвечают на вопросы бизнеса, а у нас есть такой вице-губернатор — Евгений Елин. Можно критиковать власть за то, что не все делается правильно, с точки зрения бизнеса, но нельзя сказать, что между бизнесом и властью нет диалога. Пусть даже не отвечающего на все запросы, но он точно есть.

— Как вы оцениваете эффективность работы Центра «Мой бизнес» в уходящем году?

— Сверхзадача данного национального проекта — оптимизировать все процессы действующей поддержки бизнеса в регионах. И именно в этот сложнейший период мы проходили проверку на прочность — нужна ли такая структура или это просто «галочка» в отчете. Мы как операторы по реализации программы «Мой бизнес» не получили в этом году никаких поблажек с точки зрения выполнения KPI и должны оказать консультационные услуги 14 тыс. предпринимателей. Мы постоянно делаем это, давая понять предпринимателям: ты не один наедине с проблемами, тебе готовы помочь.

— Как проект будет развиваться дальше?

— Проект «Мой Бизнес» стал местом притяжения и реальной помощи для предпринимателей. Сейчас идут дискуссии о том, как может измениться проект. Мне кажется, мы должны и дальше продвигать эту историю: случилась беда — не надо прятаться, не надо искать приватные решения трудных вопросов, есть в городе инфраструктуры поддержки, обращайтесь.

Например, в Петербурге в каждом районе города есть подразделение Общественного совета по развитию малого предпринимательства. Моя мечта — делегировать этим советам функции проекта «Мой Бизнес». Это решение обсуждалось с руководством Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и будет направлено для представления руководству города. В случае положительного решения мы сможем более эффективно оказывать услуги предпринимателям. Например, в городе затруднено получение земельного участка для нестационарных торговых объектов. На конкурсную процедуру предпринимателю необходимо собрать огромный пакет документов, и очень часто люди собирают его неправильно. Эта ошибка служит основанием исключения предпринимателей из процедуры торгов. А это время, нервы, деньги, сорванные планы. Мы сегодня можем оказывать помощь на местах, собирать базовый пакет документов, формировать его и направлять на торги. Это максимально упрощает жизнь, создает равные конкурентные условия и повышает доверие у бизнеса к власти.