#2 Малый бизнес, 17 декабря 2020
Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Шанс для малого бизнеса

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Пандемия коронавируса сильно ударила по предпринимательству, особенно по малому и среднему бизнесу. В Петербурге обсудили меры поддержки и пути развития этого сегмента в текущих условиях.

Возможности развития для небольших компаний расширяются с каждым годом, и «коронавирусный» 2020 год, как ни парадоксально, не стал исключением. Опыт петербургских компаний и перспективы развития предпринимательства эксперты, представители власти и бизнеса обсудили в рамках XVIII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.

В поисках новых форм

«Мы видим, что обороты упали более чем на 20%, на 50% упала прибыльность организаций. Более того, значительное количество ограничительных мер, которые были применены, ударило, конечно, по предприятиям именно малого и среднего бизнеса. Это касается сферы услуг, туристической отрасли, перевозок», — заявил в ходе приветственного слова вице-губернатор Евгений Елин.

Однако при растущей заболеваемости для властей нет «хороших» и «плохих» решений, между которыми следует выбирать, есть только «плохие» и «очень плохие», отметил он. В этом контексте Смольный ждет от бизнеса понимания, диалога, взаимодействия даже в условиях все новых ограничений. Форма же взаимодействия «нуждается в модернизации». «Не могу сказать, что нам сейчас удалось наладить это взаимодействие. Мы зачастую друг друга не слышим», — заметил Евгений Елин. Но кризисный год позволил найти и новые каналы коммуникации между бизнесом и властью. Так, Смольный пошел на принципиально новую форму сотрудничества: для решения отдельных задач начали взаимодействовать напрямую с бизнесом, правда, пока с крупным — привлекли несколько команд из «Росатома» и из «Биокада». Этот опыт показал, что привлечение специалистов с рынка повышает эффективность принятых решений.

«Такой опыт мы надеемся развить в будущем и привлекать не только представителей крупного бизнеса, но и среднего, и малого. Фактически мы делаем новую систему управления и закладываем фундамент под целые новые отрасли бизнеса. Потому что для этого требуются новые информационные системы, просто новые функции, новые технологии, будь то доставка лекарств больным или транспортное обеспечение. Это те функции, которые за деньги может взять на себя бизнес», — объяснил Евгений Елин.

Госзакупки на ладони

Один из очевидных путей, по которому может пойти небольшая компания, — участие в тендере на госзаказ. Скоро это будет сделать еще проще. Глава комитета по госзаказу Петербурга Александр Жемякин утверждает, что в год пандемии серьезно изменилось отношение к наиболее элементарному виду закупок — у единственного поставщика.

«Как говорится, кому война, а кому мать родна. Закупки у единственного поставщика сейчас ширятся и ширятся», — сказал Жемякин. Так госслужащие приобретают канцелярию, бумагу, расходные материалы, хозяйственные предметы, образовательные услуги. Спектр широк, и уже 13% всех подобных городских закупок идет через «Электронный магазин». В абсолютном выражении это 2 млрд рублей. Чтобы облегчить взаимодействие с «магазином», в Северной столице разработали специальное мобильное приложение. Оно уже находится «на этапе приемки», воспользоваться им можно будет в 2021 году.

Через смартфон можно будет настраивать уведомления по интересующим закупкам, по данным офертам и организациям. Мобильный «магазин» не может интегрировать электронную подпись, так что заключить контракт в один клик пока не получится, но под рукой будет вся информация о том, что хочет купить город и что в городе производят. Сейчас по понятным причинам в «магазине» широко представлена поставка средств индивидуальной защиты: бахилы, комбинезоны, маски, респираторы, перчатки и прочее.

Если пересчитать по объемам поставок, то 25% будут занимать вовсе не крупные и более-менее заметные предприятия, а огромное количество небольших. «И каждый может быть среди этих поставщиков», — говорит Александр Жемякин.

Работа по-крупному

Востребованность субъектов МСП на рынке госзаказа подтверждает и заместитель начальника Службы организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Сергей Михневич. Он напоминает, что, если начальная цена лота не превышает 200 млн рублей, метрополитен обязан осуществить закупки у МСП, а если от 200 до 400 — имеет на это право. И хотя годовой объем закупок у сегмента должен составлять минимум 20% от общего объема договоров подземки, ГУП в 2020 году довел эту цифру до 89,91%.

«Действительно мы открыты для малого и среднего предпринимательства, цифры говорят об этом. Никаких причин бояться такого крупного заказчика у малого и среднего бизнеса нет», — сказал Михневич.

Президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Юрий Бурчаков замечает, что подобных метрополитену организаций в Петербурге не так уж и мало: «Водоканал», ОСК, «Газпром» и другие. И алгоритм взаимодействий с ними тот же, что и с «Петербургским метрополитеном», они открыты к диалогу, утверждает Бурчаков. Если же представителя МСП все еще что-то смущает, он всегда может обратиться в Торгово-промышленную палату за помощью в продвижении. «Бизнес, может быть, и малый, а кормилец он в общем-то большой», — заметил Бурчаков.

Опыт малых

В рамках Форума районы города представляли проекты бизнесменов, которые смогли справиться с кризисом, диверсифицировав производство или открыв новые направления. Многие из них в период пандемии как раз переключились на пошив средств индивидуальной защиты, что позволило пережить закрытие основного вида деятельности. Часть компаний смогли заключить договора на поставку СИЗов в медицинские учреждения города. Так, Дарья Галишева, генеральный директор компании «Гинда» из Невского района отметила, что выпуск СИЗов был единственной возможностью открыть производство. Договориться о поставках костюмов для персонала удалось с одной из городских больниц. «От первых переговоров до поставки первой партии прошло всего 4 дня», — отметила Галишева. Эта мера не позволила заработать, отмечает предприниматель, но помогла сохранить персонал до снятия ограничений на основной вид деятельности.

Аналогичным путем пошла компания из Красносельского района, где предприниматели наладили выпуск защитных щитков для лица за две недели. «В Петербурге мы поставили в больницы, поликлиники и КВД порядка 27 тыс. щитков, — рассказал предприниматель Денис Власов. — Но в сложные времена бизнес должен быть с человеческим лицом, поэтому 15% продукции мы передавали медучреждениям города бесплатно». В Кронштадтском районе компания «МетПол», специализирующаяся на производстве медицинских и гигиенических изделий начали производство масок, которые пользовались в период пандемии повышенным спросом. «Нам удалось за месяц военными самолетами поставить из Китая шесть линий для производства медицинских масок, — рассказал представитель компании Сергей Медведев. — В итоге за месяц мы запустили новые производственные линий и увеличили штат до 336 человек».

Фонд для развития

Если малым и средним предприятиям нужна поддержка для запуска или расширения, помощи можно искать и в Фонде развития промышленности Петербурга. «Однако МСП все чаще полагают, будто он создан для неких избранных компаний, о которых особо печется государство», — посетовал директор фонда Евгений Шапиро. Между тем за последние 4-5 месяцев диапазон программ фонда максимально приблизили к потребностям относительно небольших предприятий, а также тех крупных, кто находится на передовой борьбы с COVID-19.

Так, программа «Проекты развития» работает для тех, кто занят серьезным наращиванием производственных мощностей или строительством новых площадей. Фонда готов участвовать в проектах стоимостью от 60 млн рублей, финансируя до 50%.

Есть также три лизинговых программы. Первая — для предприятий, у которых сложности со средствами на первоначальный взнос. Две другие стимулируют приобретение оборудования — как российского, так и импортного. Российское можно получить под 4% годовых. «Тот, кто сталкивался с лизингом, знает, что на рынке в России таких ставок практически не существует. Если речь идет об импортном оборудовании, то фондирование идет под 3% годовых, соответственно, ставка по лизингу составляет не более 6%», — сказал Евгений Шапиро.

Запустили и программу «Займы на приобретение оборудования». Особенность займа в Фонде заключается в том, что деньги можно возвращать не сразу, а в течение двух последних лет реализации проекта. До этого раз в квартал предприятие платит лишь процент, что позволяет компаниям «выдохнуть» и не тратить все оборотные средства на погашение задолженности. По словам Шапиро, отныне эта программа действует и в отношении предприятий с годовой выручкой не менее 150 млн рублей. Он назвал это еще одним шагом навстречу менее крупным организациям с меньшими годовыми объемами производства.

Действует в Фонде и программа рефинансирования, ее запустили несколько месяцев назад, и тоже под влиянием последствий COVID-19. Первые предприятия уже ею воспользовались. Компаниям помогают уйти от 10-12% к 3% по лизингу или от помесячного погашения основного кредита к помесячной выплате процентов на три года. Кроме того, если раньше фонд оперировал тремя видами обеспечения (недвижимость, оборудование, независимые гарантии банков с госучастием), то в последние месяцы список дополнили облигации и гарантии «Корпорации МСП». «Это опять попытка расширить возможность доступа к средствам Фонда, — подтвердил Евгений Шапиро. — Фонд предназначен для всех. Через наблюдательный совет уже прошло одобрение займов на сумму более 2 млрд 810 млн рублей, при том что капитализация Фонда на сегодня — 2 млрд 650 млн рублей».

Расширить рамки

Несмотря на предпринимаемые усилия, проблем во взаимодействии власти и бизнеса, включая малый и средний, еще достаточно. Есть препоны и на пути МСП к госзакупкам. Во-первых, по 23 отраслям продукция должна попасть в реестр Минпромторга как произведенная в России. Для этого следует обратиться в ТПП, причем до закупки, заранее — на оформление акта экспертизы у палаты есть 30 дней. Эту функцию поддержки малого и среднего бизнеса уполномоченные ТПП получили на федеральном уровне. Теперь Юрий Бурчаков считает задачей ТПП «учет мнений всех и оказание содействия». Например, на прошлой неделе было подписано соглашение между петербургской ТПП и Советом по развитию малого предпринимательства при губернаторе, и Бурчаков рассчитывает, что это станет отправной точкой для принятия дальнейших решений.

Председатель Совета Елена Церетели убеждена, что сегодня без диалога между бизнесом и властью не выйдет выстроить правила игры. «Восемнадцатилетний опыт проведения форумов говорит нам о том, что этот диалог есть. И даже если мы не всегда слышим, и не всегда достигаем того результата, который хотел бы видеть бизнес, без диалога невозможно двигаться дальше», — отметила Елена Церетели.

Юрий Бурчаков указывает, что упростить для малых предприятий выход на рынок госзакупок мог бы пересмотр процедуры предквалификация участников. Сейчас, если малое предприятие еще ни разу не выигрывало госзаказ и участвует впервые, то у него нет преференций. Выходит, что у стартапов и молодых бизнесменов совсем призрачные шансы на победу в конкурсе, говорит Бурчаков. Кроме того, если нет в учредителях физического лица, значит, предприятие уже не малое, хотя по всем остальным параметрам оно может подходить именно под эту категорию. «Устранение таких ограничений привело бы к допуску большего числа участников и ужесточению конкуренции», — заключил Юрий Бурчаков.
 

Содержание
Закрыть