Туристический разворот
Материалы выпуска
«Давно не было таких драйверов развития территории в Петербурге» Решения Туристический разворот Рынок Музейная виртуальность Инструменты Совсем другие люди: мифы о будущем ресторанного бизнеса Экспертиза
Рынок Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Туристический разворот

Какие ниши для малого и среднего бизнеса открывает развитие внутреннего туризма.
Фото: pixabay.com

Ограничение поездок, связанное с пандемией, стало дополнительным стимулом для развития внутреннего туризма. Какие инструменты наиболее эффективны и как вывести регионы и Петербург на новый туристический уровень — представители власти и бизнеса обсуждали в рамках первого Санкт-Петербургского делового туристического форума «Северная Пальмира».

Точка притяжения

Россия входит в топ-10 стран по популярности у туристов. И одна из главных точек притяжения, как для иностранных туристов, так и для российских, — Петербург. Только в 2019 году город посетило 10,4 млн туристов. «Это значит, мы перешли рубикон — более 10 млн. человек. По отношению к 2018-ому году это увеличение турпотока на 26%», -напомнила на предваряющей форум пресс-конференции директор НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Петербурге Елена Церетели.

При этом за последние 10 лет выросло не только число туристов, но и продолжительность поездок — если раньше средняя продолжительность пребывания туристов в городе составляла не более трех дней, то сейчас она увеличилась до пяти. Туристы за одну поездку тратят в городе около 36 тыс. рублей, что делает туристическую отрасль значимой в городской экономике. Только в прошлом году туризм принес в бюджет Петербурга около 4% доходов, добавила Елена Церетели.

Но поступательное развитие туристической отрасли прервала пандемия. «Туризм и его смежники в период пандемии пострадали больше других: на направлении, в котором заняты сотни тысяч человек, приостановили деятельность около 1,7 предприятий, а примерно 4 тыс. турагентств долго не работали, — рассказал на открытии форума начальник управления развития предпринимательства Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Сергей Кузин. — Власти Петербурга предприняли все необходимые меры для поддержки этого направления бизнеса и сейчас есть уверенность в том, что туризм города готов к любому развитию ситуации».

При этом сложная экономическая ситуация в отрасли показала необходимость создания масштабной площадки, для обсуждения проблем и рассмотрения успешных кейсов туристической отрасли. «Мы понимаем, что еще не скоро вернемся к привычному алгоритму наших деловых маршрутов и туристических поездок, поэтому решили показать не только потенциал Санкт-Петербурга, но и потенциал нашей страны в целом», — пояснила цель проведения форума Елена Церетели.

Комплексный подход

Как показывает опыт, совместные действия бизнеса и власти позволяют минимизировать потери. «Когда стало известно, что на какое-то время туризм будет практически остановлен, мы впервые смогли включить туризм в одну из наиболее пострадавших отраслей экономики, — вспоминает советник руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Юлия Рыбакова. — Мы обеспечили системную поддержку бизнеса: налоговые преференции, льготные кредиты. Крупнейшие гостиницы и отели Петербурга были включены в перечень системообразующих организаций. В 2020 году нам удалось восстановить турпоток в Северную столицу на 70% по отношению к предыдущему году. Для короновирусного периода это успех».

«Практика показывает, что даже в сложившейся ситуации привлекать туристов возможно, а саму отрасль можно перезапустить, — заявил в рамках открытия форума председатель Комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев. — Как бы то ни было, но, несмотря на существующие проблемы, средний чек во время пребывания туриста у нас вырос, а продолжительность визита в Петербург увеличилась. Уверен — мы способны двигаться вперед».

Одним из важнейших драйверов отрасли стал запуск туристического кэшбэка. «Это первый в России подобный опыт. Программа прошла с 21 по 28 августа. Ее поддержали все ключевые участники туристической отрасли. За неделю программой воспользовалось 70 тысяч человек. Было приобретено туров на сумму, более, чем 1,5 млрд рублей. В результате, выгоду получили как туристы, так и бизнес. У некоторых участников туриндустрии рост объема продаж достигал 50-70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — уточняет Юлия Рыбакова.

Представители турфирм также отмечают эффективность программы. «Было забронировано около 800 заявок, одними из самых популярных направлений стали Сочи и Краснодарский край, когда наступает «бархатный сезон», — приводит данные административный директор компании АНЕКС Тур Александра Дмитриева.

Теперь программа кэшбэка продлена с 15 октября до 10 января. «Более гибкими стали и условия программы. Теперь она рассчитана не только на пятидневные поездки, но и на период от двух ночей. Были отменены требования по минимальным тратам на тур. В то же время сумма субсидий остается прежней: 20% от расходов на путешествие, но не более 20 тыс. рублей. Воспользоваться субсидиями смогут только держатели карты «Мир», — уточняет представитель Ростуризма.

«Преимущество второй волны программы в том, что люди могут отправиться в любой регион России и на празднование Нового года», — считает Александра Дмитриева. Однако пока рост заболеваемости несколько тормозит развитие программы, уточняет Юлия Рыбакова: «В частности, сократилось плечо бронирования — люди опасаются покупать туры на перспективу, будучи не уверены в возможности осуществления поездок. Несколько упала и величина среднего чека, однако это, скорее всего, связано с сокращением числа ночей пребывания».

Но программа возвратных средств — только один из эффективных механизмов поддержки отрасли, который позволила поддержать бизнес после весеннего локдауна.

Нишевый продукт

Турбизнес в новых условиях также переориентируется на внутренние направления. «До пандемии в нашем пакете было около 50 стран, но в реалиях текущего года мы обратили внимание на внутренний туризм и сейчас предлагаем более 20 направлений для отдыха в России», — подтверждает тренд Александра Дмитриева. Турфирмы ищут новые направления и предлагаю туры в Хакасию, царские пригороды Петербурга и даже экстремальные туры в Мурманск — за северным сиянием и катанием в оленьих упряжках.

Для Петербурга эксперты называют свои точки роста — это гастрономический и медицинский туризм, а также городской промышленный туризм. «У нас представлены мощные производственные площадки, готовые показывать свои достижения. Наш город не только культурная столица, это город инноваций, культурно-деловой и инженерно-архитектурный», — напомнила руководитель Ассоциации промышленного туризма Северо-Запада Ирина Семенова. По ее словам, в Петербурге насчитывается более 450 крупных и средних предприятий, в 25 из них есть свои музеи, готовые принять туристов.

Перспективными в новых реалиях становятся нишевые продукты. «Любые экономические потрясения традиционно поляризуют рынок. Когда верхний средний класс движется к премиуму, последний, в свою очередь, становится более открытым к новым форматам, Россия имеет шанс претендовать на туристический сегмент с высоким средним чеком», — отметила член совета директоров Ассоциации Luxury Travel Russia, директор по маркетингу Domina Russia Наталия Белякова в рамках дискуссии по высокому сегменту туризма в новых экономических условиях. «Трансформация премиального туризма началась до пандемии, а сложившаяся ситуация только ускорила этот процесс, — пояснила она. — Премиум сегодня — это не всегда экстрадорого, но обязательно уникально. Турист хочет «полного погружения» и готов за него платить — экономика впечатлений в действии», — добавляет Наталия Белякова.

Переосмысление существующего туристического продукта — это шанс для российской туриндустрии и малого бизнеса в регионах, полагают эксперты. «В России есть потенциал для многих видов нишевого туризма — от арт-туров и кинотуризма до приключений в нетронутой природе. Это позволяет диверсифицировать туристические потоки и привлекать того туриста, в котором заинтересован конкретный регион», — резюмировала Наталия Белякова.

Справка

Форум «Северная Пальмира» прошел 22-23 октября 2020 года в онлайн формате и собрал более 2 тыс. представителей малого и среднего бизнеса, выступило 100 спикеров. Мероприятие призвано поддержать участников отрасли, показать потенциал туриндустрии для действующих и начинающих предпринимателей, помочь выбрать рыночные ниши для самозанятых и безработных граждан. Организатор — НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» — региональный оператор Центра «Мой бизнес». Форум прошел при поддержке Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.
 

Трансляцию туристического форума «Северная Пальмира» можно посмотреть по ссылке.