В отличие от Москвы, где стройплощадки были заморожены на месяц, в Петербурге работы не останавливали. Это помогло пройти сложный период без больших потерь. По данным Комитета по строительству Санкт-Петербурга, за первое полугодие 2020 года в городе введено в эксплуатацию 29 многоквартирных домов на 13 948 квартир общей площадью 635,5 тысяч кв. м. Это выше показателей за тот же период прошлого года, когда было сдано 24 многоквартирных дома на 9 113 квартир общей площадью 429,5 тысяч кв. м. «Строительный рынок Петербурга весьма стойко перенес кризис, вызванный пандемией. Во-первых, строительство у нас не останавливалось. Во-вторых, были предприняты меры по поддержке бизнеса. На сегодняшний день объектов жилого назначения, строительство которых бы остановилось в условиях пандемии, нет. Нет и серьезных сдвигов по срокам ввода социальных объектов», — заявил заместитель председателя комитета по строительству Евгений Барановский.
В первом полугодии холдинг Setl Group стал лидером по объему ввода жилья в Санкт-Петербурге (по данным Единого ресурса застройщиков). Компания сдала свыше 122 тыс. кв. м жилья. «В конце марта Setl Group был включен в новый перечень системообразующих компаний. Как системообразующая организация мы продолжали строительство всех объектов в прежнем темпе в период коронавирусных ограничений, с соблюдением всех требований безопасности. Поэтому, безусловно, компания выполнит все обязательства перед дольщиками в полном объеме», — пояснила Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (входит в Setl Group).
Не успели вовремя
Оптимистичный настрой не разделяют в Colliers International: в первом полугодия 2020 года петербургскими девелоперами было заявлено к вводу 1,13 млн кв. м жилой недвижимости. По подсчетам экспертов, фактический ввод на треть меньше запланированных объемов. В Госстройнадзоре сообщили, что за первое полугодие 2020 года было выдано 56 разрешений на продление сроков строительства для застройщиков. Но это меньше, чем за 6 месяцев 2019 года, когда было продлено 62 разрешения.
«Продление сроков разрешений — рутинная процедура, связанная с корректировкой планов по освоению территорий. Строительство капитальных объектов — долгосрочный процесс, зачастую невозможно абсолютно точно предсказать все обстоятельства, которые будут сопутствовать их возведению», — комментирует коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад» Денис Бабаков.
Другие застройщики объясняют задержку сроков строительства трудностями с поставками стройматериалов в нужных объемах, сокращением рабочего персонала (часть трудовых мигрантов, занятых на стройке, предпочла вернуться на родину), особенностями взаимодействия с чиновниками во время карантина и сложностями с подключением к сетям монополистов. «Водоканал затягивал сроки выполнения работ по подведению сетей к одному из наших объектов. Для решения вопроса пришлось прибегнуть к помощи Стройкомитета. Только после ряда трехсторонних встреч ситуация сдвинулась с мертвой точки и сети водопровода и канализации для нашего объекта начали строить», — рассказала директор по развитию строительной компании Л1 Надежда Калашникова.
По данным строительной компания «РК Строй», которая завершает достройку проблемных домов обанкротившейся «СУ-155», сроки поэтапного ввода ЖК «На Королева» в Новой Каменке были скорректированы исходя из загрузки производственных мощностей ДСК «Восковицы» и привлечения двух ДСК, расположенных в Клине и Туле для изготовления ЖБИ в необходимых для завершения строительства объемах. Во время действия режима самоизоляции работы на объекте не останавливали, но количество рабочих сократилось. Служба Госстройнадзора приостанавливала свою работу в апреле-мае 2020 года, что не позволило подать заявление на итоговую проверку в ранее запланированные сроки, настаивают в компании «РК Строй».
Впрочем, в Госстройнадзоре это опровергают. «Итоговые проверки построенных жилых комплексов проводились по поступившим извещениям застройщиков об окончании строительства без задержек. Инспекторы оперативно выезжали на строительные площадки, проверяли документацию и выдавали свои замечания и заключения», — заявили в пресс-службе ведомства.
Не было задержек ввода объектов и с точки зрения оперативности их подключения к электросетям, рассказывает генеральный директор ПАО «Ленэнерго» Андрей Рюмин. «Режим «нерабочих дней», объявленный на федеральном уровне во 2 квартале 2020 года, не оказал существенного влияния на деятельность компании в части сроков осуществления технологического присоединения», — отмечает Андрей Рюмин. В условиях пандемии компания выполняла в срок все обязательства по подключению, показатели сохранены на уровне аналогичного периода 2019 года. По итогам 1 полугодия 2020 года компания «Россети Ленэнерго» (юридическое наименование ПАО «Ленэнерго») исполнила 9,28 тыс. договоров технологического присоединения суммарной мощностью 329 МВт, в том числе присоединено 97 объектов жилищного строительства суммарной мощностью 33 МВт, электроэнергией обеспечено порядка 1,4 млн. кв.м. жилья.
Перешли на удаленный режим
Если стройплощадки работали, то офисы продаж на время самоизоляции пришлось закрыть. «Коммерческие бизнес-процессы потребовали быстрой адаптации и корректировки. Настройка удаленной работы, ускорение внедрения цифровых сервисов, бесконтактных сделок — лишь часть элементов, которые нужно было настраивать за считанные дни», — комментирует руководитель аналитического центра ГК ФСК в Санкт-Петербурге Юлия Голубева.
«Мы одними из первых открыли дистанционные продажи в Санкт-Петербурге и Москве, запустили онлайн-туры, которые позволяют покупателям в режиме реального времени с помощью видеоконференции посмотреть квартиры, виды из окон, благоустройство двора, активно используем VR-технологии. Также Группа «Эталон» интегрировала на сайт эквайринг, который позволяет совершать онлайн-платежи без комиссии по договорам бронирования квартиры, коммерческих помещений и паркингов, а также платежи по ранее заключенным договорам», — перечисляет президент Группы «Эталон» Геннадий Щербина.
«Офисные сотрудники, в том числе и отделы продаж, были переведены на удаленный режим работы и, как следствие, все сделки оформлялись онлайн. Отмечу, что это не новый для ЛСР формат: до пандемии он эффективно использовался в региональных продажах. Поэтому мы просто масштабировали свой опыт на весь объем продаж и, кстати, стали первым застройщиком в Петербурге, кто дистанционно оформил договор с клиентом, находящимся в самоизоляции», — подчеркивает Денис Бабаков.
По словам Ольги Трошевой, покупатели оценили возможность из дома, в комфортной обстановке выбирать жилье, бронировать его через личный кабинет на сайте, а в случае дополнительных вопросов общаться с менеджерами в чате. «Все эти функции позволяют значительно экономить время клиента. В итоге, активные продажи в мае и июне позволили рынку преодолеть апрельское снижение и выйти на среднерыночные показатели по итогам квартала и полугодия (1,87 млн кв. м — объем спроса за полугодие)», — приводит статистику руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость».
Без личного присутствия
МФЦ во время карантина приостановили прием посетителей и документов на регистрацию. Это повлияло как на новоселов, которые не могли оформить право собственности на новое жилье, так и на офисы продаж застройщиков, которые стали активно осваивать электронные сервисы.
«Пауза в регистрационных действиях составляла буквально 1,5 недели, в самом начале карантина. Затем документы на регистрацию сдавали через Росреестр. Кроме того, мы без перерыва проводили сделки с использованием сервиса электронной регистрации. После открытия МФЦ был ажиотаж, однако сейчас ситуация выровнялась», — отмечает президент Группы «Эталон» Геннадий Щербина.
«Сложности были и остаются до сих пор. Перевести на 100% регистрацию в электронный формат пока не получается», — сетует Владимир Шабанов, вице-президент ЮИТ, Жилищное строительство, Россия, Санкт-Петербург. В ЛСР рассказали, что взяли на себя расходы по созданию электронной подписи для тех клиентов, у которой ее не было, для дистанционной подачи документов.
Пандемия серьезно повлияла на процесс приемки готовых квартир. Некоторые застройщики начали предлагать услугу бесконтактной дистанционной выдачи ключей с подписанием акт приема-передачи без стандартного осмотра и личного присутствия. Многие компании старались убедить дольщиков переносить передачу квартир на более поздние даты. Большинство дольщиков предпочли дождаться снятия ограничительных мер.
Надежда Калашникова, директор по развитию строительной компании Л1:
«В первом полугодии Компания Л1 реализовала около 200 тысяч квадратных метров жилья. Этот показатель сопоставим с аналогичным периодом в 2019 году. Спад продаж был отмечен в конце марта — начале апреля, когда был введен режим самоизоляции, а механизм онлайн-продаж еще не был отработан. Позже нам удалось выйти на плановые показатели. Этому поспособствовало введение ипотечной программы с господдержкой. Ставка 6,5% — это весомый аргумент в пользу покупки квартиры именно сейчас.
Самым востребованным в будущем станет опыт по организации дистанционных продаж. В первую очередь такой вариант интересен иногородним покупателям, которые могут сэкономить средства и время, необходимые для поездки в Петербург. Также удаленно купить квартиру будет удобно маломобильным группам лиц. Даже сейчас, когда все подразделения нашей компании работают в штатном режиме, есть покупатели, которые готовы приобретать жилье удаленно».
Андрей Рюмин, генеральный директор ПАО «Ленэнерго»:
«Мы наблюдаем рост количества заявок на технологическое присоединение: в 1 полугодии 2020 года объем заявок составил 15,79 тыс. шт. суммарной мощностью 886 МВт, это превышает показатель аналогичного периода 2019 года на 20%. Все полученные заявки обработаны, заявителям направлены договоры оферты. Объем заключенных «Россети Ленэнерго» договоров техприсоединения в 1 полугодии 2020 года, несмотря на внешние ограничения в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, также увеличился: 10,76 тыс. шт. суммарной мощностью 285 МВт, что превышает показатель аналогичного периода 2019 года на 10%.
С 30 марта, после полного перехода на дистанционное обслуживание, общий процент заявок на технологическое присоединение онлайн вырос до 98% от общего числа. Несмотря на полный переход всех центров обслуживания клиентов в дистанционный режим работы в период пандемии, мы находимся на связи с нашими клиентами, в том числе работаем в формате видео-консультаций. «Россети Ленэнерго» развивают свои цифровые клиентские сервисы — «Личный кабинет клиента» и мобильное приложение. Возможности обновленного «Личного кабинета» позволяют подключиться к электросетям компании без единого визита в клиентский центр».