Платон дороже
Материалы выпуска
Образцовая дорога Инструменты Платон дороже Рынок Шанс на прибавку Рынок Раскатать дорогу: как работают новые участки М-11 Экспертиза
Рынок Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Платон дороже

Как рост тарифа «Платона» скажется на потребительских ценах.
Фото: Ольга Зарубина/РБК Петербург

С февраля плата за проезд грузовиков по федеральным трассам (система «Платон») повысилась на 16 копеек до 2,2 руб. за км. Теперь повышение будет регулярным: с февраля 2021 года планируется рост до 2,35 руб. за км. Дальше он будет ежегодно в феврале индексироваться на текущую инфляцию. Как повышение скажется на стоимости перевозок и конечных ценах товаров для потребителей — в материале РБК+.

Заниженный тариф

Напомним, что система «Платон», по задумке властей, должна компенсировать вред, который наносят тяжелые грузовики дорожному покрытию. Собранные деньги должны тратиться на ремонт и строительство новых дорог. Первоначально тариф должен был быть 3,73 руб. за км, но перед самым запуском системы его снизили — введение «Платона» сопровождалось активными протестами дальнобойщиков. С тех пор плата отстала от уровня цен — отложенной индексации на инфляцию с 2015 года набралось уже 14 копеек, объяснял Минтранс.

При этом повышение тарифа само по себе сказывается на потребительских ценах. Об этом говорили отраслевые союзы производителей продуктов питания. Летом они даже обращались в правительство с просьбой отменить повышение тарифа, чтобы не допустить роста цен на молоко, мясную и хлебобулочную продукцию.

За новое повышение придется расплачиваться всем, ведь для торгующих организаций это просто повод в очередной раз поднять цены, считает координатор движения «Дальнобойщик» Валерий Войтко. В Евросоюзе, где также есть плата за проезд грузовиков, экономисты традиционно ожидают от роста тарифа дополнительных 0,5% к инфляции.

Рост не для всех

Впрочем, многое зависит от подхода самих перевозчиков и от их умения контролировать рост издержек. Так, в ЕС из-за высокой конкуренции, далеко не все транспортные компании повышают цену, говорится в докладе «Экономические последствия введения платы за проезд грузовиков по трассам» Общества содействия прикладным исследованиям имени Фраунгофера.

Таким образом, полагают эксперты, рост тарифов «Платона» может стать еще одним фактором усиления конкуренции в сфере грузоперевозок. В более выгодной позиции окажутся крупные игроки, поскольку у них больше возможностей избежать повышения расценок на перевозки, считает независимый эксперт в области грузоперевозок Александр Дацюк. «Чем более технологична компания, тем более она конкурентоспособна, поскольку цифровизация позволяет ей снижать логистические издержки и накладные расходы», — говорит эксперт.

Этот тезис подтверждают некоторые российские компании. Так, в ГК «Деловые Линии» не планируют повышать стоимость на индивидуальные перевозки фурами (FTL) после индексации платы за «Платон», сообщил РБК+ директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Он пояснил, что тариф состоит из множества взаимосвязанных элементов и у крупной компании достаточно возможностей для оптимизации логистических процессов и автоматизации операций. «В этом поможет система управления автопарком, а возможность интеграции в бизнес-процессы клиентов сократит лишние звенья во взаимодействии», — уточняет Александр Лашкевич.

Напомним, на данный момент в системе «Платон» уже зарегистрировано более 1,2 млн транспортных средств и 550 298 перевозчиков. По оценкам президента национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимира Матягина, это порядка 30% российского рынка грузоперевозчиков.