Доля покупателей с детьми на рынке нового жилья растет — инвесторы уходят в апартаменты, зато семьи могут рассчитывать на финансовую поддержку государства. Петербургские девелоперы рассказали, какие решения позволяют им конкурировать за семейного покупателя.
Помощь государства
Количество семейных покупателей на рынке нового жилья растет. С одной стороны, апартаменты перетягивают на себя инвестиционный спрос. С другой — государство стимулирует рынок программами, позволяющими улучшить жилищные условия при рождении детей. Это и выплата материнского капитала при рождении второго ребенка, и семейная ипотека по льготной ставке 6%. Причем с апреля текущего года срок действия льготной ставки распространили на весь период выплаты кредита.
«На протяжении последних лет мы наблюдаем увеличение доли покупателей с детьми. В нашей компании с использованием маткапитала совершается не меньше 25% ипотечных сделок», — говорит директор по продажам «Главстрой Санкт-Петербург» Юлия Ружицкая.
Дополнительные площади
По словам Юлии Ружицкой, для семьи с детьми важна возможность сразу переехать в новую квартиру, поэтому такие покупатели часто выбирают квартиры с готовой отделкой. В планировке важны места для хранения — вместительные кладовые — и пространство для общения. «Востребовано жилье евроформата с объединенной кухней-гостиной, в которой можно проводить время всей семьей», — отмечает представитель «Главстрой Санкт-Петербург».
Количество комнат зависит от размера семьи и достатка. «Молодая пара в качестве первого жилья может купить студию или однокомнатную квартиру, которую в будущем можно реализовать для расширения жилплощади. Традиционно высоким спросом на рынке пользуются компактные двухкомнатные квартиры рациональных планировок», — добавляет Юлия Ружицкая.
Директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов указывает также на популярность квартир с «хозяйскими спальнями» — комнатами с собственной ванной, гардеробной и просторной застекленной лоджией или балконом.
Руководитель архитектурного бюро «А-Лен» Сергей Орешкин приводит примеры оригинальных решений, которые были бы интересны в разных сегментах. «До революции стометровая квартира имела два выхода — на парадную и на черную лестницу, что в наше время для бизнес и комфорт-класса никто не делал. Обслуживающий персонал, ремонтники, подсобные рабочие поднимаются по парадной лестнице», — отмечает он.
В Южной Америке, по словам архитектора, есть интересное решение, когда для прислуги выделяется отдельный «пенал» — узкое помещение с выходом на кухню, которое идет вдоль всей квартиры и напоминает студию — с собственным кухонным уголком и душем. В наших реалиях, по мнению Сергея Орешкина, в такой «пенал» можно было бы отселить подростка, готового к частичной самостоятельности.
Места хранения
В масштабе дома, как и в квартире, наиболее популярные «семейные» решения касаются хранения. «Одна из составляющих грамотной организации общедомового пространства — колясочные в подъездах, где жильцы могут хранить крупногабаритный спортивный инвентарь, велосипеды, санки и прочий скарб. Дополнительный плюс такого решения — минимизация износа и ущерба общедомового имущества. Колясочные также помогают жителям не превращать свои балкон или лоджию в кладовку, а, наоборот, использовать их для организации релакс-пространства в своей квартире», — говорит Сергей Степанов.
Для того, чтобы коляски можно было спокойно довезти до места хранения, застройщики занимаются созданием безбарьерной среды. «В наших кварталах входные группы расположены на уровне земли, что очень удобно для мам с колясками, пожилых жильцов, инвалидов. В новых корпусах предусмотрены просторные грузовые лифты», — отмечает директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.
Надежность и экономия
С точки зрения инженерии у покупателей с детьми стандартные требования: надежность и экономичность. Сергей Степанов привел пример технологических решений, позволяющих эти требования удовлетворить. Так, горизонтальная разводка отопления обеспечивает независимость каждой квартиры. В случае аварии коммунальщикам не придется перекрывать подачу воды во все квартиры в секции, как при вертикальной разводке. Коллекторный тип системы отопления и водоснабжения позволяет жильцам регулировать потребление энергоресурсов — например, снижать температуру перед отъездом в зимний отпуск и экономить на отоплении.
К числу современных технологий, которые могут повысить качество жизни семейных клиентов, Юлия Ружицкая отнесла систему «умный дом». «Например, система позволяет через компьютер или смартфон с помощью видеокамеры наблюдать за тем, как играет ребенок во дворе. Такие решения запланированы в новом 21 квартале ЖК «Северная долина», — уточнила представитель «Главстрой Санкт-Петербург».
Каждому по площадке
Ориентация на семейного покупателя предполагает особое внимание к обустройству внутренней территории дома. Основной тренд сегодня — дворы без машин. По словам Сергея Степанова, такая организация пространства сочетает сразу несколько функций: «Во-первых, безопасность. Дети, играющие на площадке, внезапно не выбегут на проезжую часть из-за припаркованной у тротуара машины. Во-вторых, экология. Выхлопные газы не попадают квартиры на первых этажах, окна которых выходят во двор. В-третьих, возможность использовать освободившуюся площадь для размещения игровых площадок, скамеек и велопарковок».
Свободной площади хватает, чтобы сделать отдельные зоны отдыха для детей и взрослых. «Важно грамотное зонирование — разделение придомовой территории на участки для детей, подростков и взрослых с учетом разных интересов и предпочтений. К примеру, в нашем квартале «Янила» есть не только детские площадки, но и велосипедные дорожки, уличные тренажеры, столы для пинг-понга, баскетбольная площадка, футбольное поле, которое зимой превращается в каток, скейт-парк, прогулочные зоны, мангальная беседка, которую можно арендовать для дружеских посиделок», — отмечает Ян Фельдман.
«Необходимо стремиться к снижению уровня шума во дворах, а для этого необходимо разделять детские игровые площадки по возрастам», — добавляет Сергей Степанов. По его словам, в проектируемых компанией дворах игровые зоны разделены на три категории. Первая — для детей дошкольного возраста. Вторая, с качелями, горками и лестницами — для ребят от 7 до 12 лет. Третья — спортивные площадки для подростков. А для взрослых будут предусмотрены зоны отдыха с навесами, барбекю и придомовым садом.
При этом застройщики пытаются минимизировать неудобства для автовладельцев. «Парковки в наших проектах расположены по периметру кварталов, поэтому в каждом подъезде есть специальные тележки, чтобы довезти тяжелые вещи от машины до квартиры», — отметил Ян Фельдман.
На учебу без помех
В масштабных проектах грамотно зонировать нужно не только дворы. «Необходимо грамотно распланировать расположение домов и их этажность, а также логистику движения пешеходов и машин», — подчеркивает Ян Фельдман. Удобство для пешеходов, особенно маленьких, станет конкурентным преимуществом: «Детские сады и школы в наших кварталах спроектированы рядом с домами, то есть путь ребенка к ним будет безопасным — без пересечения дорог с оживленным автомобильным движением, без темных закоулков».
Сергей Степанов, в свою очередь, отметил важность создания центров притяжения для жителей — пешеходных зон, променадов, спортивных площадок, где жители смогут встречаться и заниматься чем-то вместе. Безопасность для пешеходов он тоже включает в число приоритетов. «Пешеходный бульвар Белых Ночей в проекте NEWПИТЕР объединит две школы и шесть детских садов с жилыми домами. Такое решение увеличивает уровень безопасности для жителей, так как детям не нужно будет переходить ни одной дороги по пути на учебу», — говорит представитель «Строительного треста».
Инфраструктурный вопрос
Школы, детские сады и другие объекты социальной инфраструктуры — еще одна важная тема для семейных покупателей. С одной стороны, обязанность застройщика строить соцобъекты повышает себестоимость проектов. С другой, как утверждают девелоперы, растет и конкурентоспособность.
«Сегодня клиенты обращают внимание на все аспекты жизни в квартале: транспортная доступность, наличие парковок, необычное благоустройство, расстояние до школ и детских садов, близость фитнес-клубов. Поэтому наличие объектов социальной инфраструктуры позволяет сделать любой проект привлекательнее с точки зрения покупателей», — отмечает Сергей Степанов. «Наличие социальных объектов и благоустроенной придомовой территории помогает стимулировать продажи», — подтверждает Ян Фельдман.
Если говорить о локации с точки зрения географии, то, по словам Яна Фельдмана, многие семейные клиенты хотят купить недвижимость в том районе, где они родились или долго жили. «К примеру, в нашем проекте «IQ Гатчина» приобретают квартиры преимущественно жители Гатчинского района», — отмечает представитель ГК «Ленстройтрест».
В будущем, как полагает Сергей Орешкин, конкуренция между девелоперами приведет к максимальной дифференциации предложения. «Каждая локация должна иметь свой тип жилья», — убежден архитектор. Однако, по его словам, это произойдет не сразу — сначала девелоперам нужно распродать запас имеющихся квартир.