![Фото: pixabay.com](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/68/805677612995682.jpg)
Доля покупателей с детьми на рынке нового жилья растет — инвесторы уходят в апартаменты, зато семьи могут рассчитывать на финансовую поддержку государства. Петербургские девелоперы рассказали, какие решения позволяют им конкурировать за семейного покупателя.
Помощь государства
Количество семейных покупателей на рынке нового жилья растет. С одной стороны, апартаменты перетягивают на себя инвестиционный спрос. С другой — государство стимулирует рынок программами, позволяющими улучшить жилищные условия при рождении детей. Это и выплата материнского капитала при рождении второго ребенка, и семейная ипотека по льготной ставке 6%. Причем с апреля текущего года срок действия льготной ставки распространили на весь период выплаты кредита.
«На протяжении последних лет мы наблюдаем увеличение доли покупателей с детьми. В нашей компании с использованием маткапитала совершается не меньше 25% ипотечных сделок», — говорит директор по продажам «Главстрой Санкт-Петербург» Юлия Ружицкая.
![Юлия Ружицкая («Главстрой Санкт-Петербург»)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/5/04/805677613592045.jpg)
Дополнительные площади
По словам Юлии Ружицкой, для семьи с детьми важна возможность сразу переехать в новую квартиру, поэтому такие покупатели часто выбирают квартиры с готовой отделкой. В планировке важны места для хранения — вместительные кладовые — и пространство для общения. «Востребовано жилье евроформата с объединенной кухней-гостиной, в которой можно проводить время всей семьей», — отмечает представитель «Главстрой Санкт-Петербург».
Количество комнат зависит от размера семьи и достатка. «Молодая пара в качестве первого жилья может купить студию или однокомнатную квартиру, которую в будущем можно реализовать для расширения жилплощади. Традиционно высоким спросом на рынке пользуются компактные двухкомнатные квартиры рациональных планировок», — добавляет Юлия Ружицкая.
Директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов указывает также на популярность квартир с «хозяйскими спальнями» — комнатами с собственной ванной, гардеробной и просторной застекленной лоджией или балконом.
Руководитель архитектурного бюро «А-Лен» Сергей Орешкин приводит примеры оригинальных решений, которые были бы интересны в разных сегментах. «До революции стометровая квартира имела два выхода — на парадную и на черную лестницу, что в наше время для бизнес и комфорт-класса никто не делал. Обслуживающий персонал, ремонтники, подсобные рабочие поднимаются по парадной лестнице», — отмечает он.
В Южной Америке, по словам архитектора, есть интересное решение, когда для прислуги выделяется отдельный «пенал» — узкое помещение с выходом на кухню, которое идет вдоль всей квартиры и напоминает студию — с собственным кухонным уголком и душем. В наших реалиях, по мнению Сергея Орешкина, в такой «пенал» можно было бы отселить подростка, готового к частичной самостоятельности.
Места хранения
В масштабе дома, как и в квартире, наиболее популярные «семейные» решения касаются хранения. «Одна из составляющих грамотной организации общедомового пространства — колясочные в подъездах, где жильцы могут хранить крупногабаритный спортивный инвентарь, велосипеды, санки и прочий скарб. Дополнительный плюс такого решения — минимизация износа и ущерба общедомового имущества. Колясочные также помогают жителям не превращать свои балкон или лоджию в кладовку, а, наоборот, использовать их для организации релакс-пространства в своей квартире», — говорит Сергей Степанов.
![Сергей Степанов («Строительный трест»)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/78/805677613902784.jpg)
Для того, чтобы коляски можно было спокойно довезти до места хранения, застройщики занимаются созданием безбарьерной среды. «В наших кварталах входные группы расположены на уровне земли, что очень удобно для мам с колясками, пожилых жильцов, инвалидов. В новых корпусах предусмотрены просторные грузовые лифты», — отмечает директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.
Надежность и экономия
С точки зрения инженерии у покупателей с детьми стандартные требования: надежность и экономичность. Сергей Степанов привел пример технологических решений, позволяющих эти требования удовлетворить. Так, горизонтальная разводка отопления обеспечивает независимость каждой квартиры. В случае аварии коммунальщикам не придется перекрывать подачу воды во все квартиры в секции, как при вертикальной разводке. Коллекторный тип системы отопления и водоснабжения позволяет жильцам регулировать потребление энергоресурсов — например, снижать температуру перед отъездом в зимний отпуск и экономить на отоплении.
К числу современных технологий, которые могут повысить качество жизни семейных клиентов, Юлия Ружицкая отнесла систему «умный дом». «Например, система позволяет через компьютер или смартфон с помощью видеокамеры наблюдать за тем, как играет ребенок во дворе. Такие решения запланированы в новом 21 квартале ЖК «Северная долина», — уточнила представитель «Главстрой Санкт-Петербург».
Каждому по площадке
Ориентация на семейного покупателя предполагает особое внимание к обустройству внутренней территории дома. Основной тренд сегодня — дворы без машин. По словам Сергея Степанова, такая организация пространства сочетает сразу несколько функций: «Во-первых, безопасность. Дети, играющие на площадке, внезапно не выбегут на проезжую часть из-за припаркованной у тротуара машины. Во-вторых, экология. Выхлопные газы не попадают квартиры на первых этажах, окна которых выходят во двор. В-третьих, возможность использовать освободившуюся площадь для размещения игровых площадок, скамеек и велопарковок».
Свободной площади хватает, чтобы сделать отдельные зоны отдыха для детей и взрослых. «Важно грамотное зонирование — разделение придомовой территории на участки для детей, подростков и взрослых с учетом разных интересов и предпочтений. К примеру, в нашем квартале «Янила» есть не только детские площадки, но и велосипедные дорожки, уличные тренажеры, столы для пинг-понга, баскетбольная площадка, футбольное поле, которое зимой превращается в каток, скейт-парк, прогулочные зоны, мангальная беседка, которую можно арендовать для дружеских посиделок», — отмечает Ян Фельдман.
![Ян Фельдман (ГК «Ленстройтрест»)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/5/45/805677614198455.jpg)
«Необходимо стремиться к снижению уровня шума во дворах, а для этого необходимо разделять детские игровые площадки по возрастам», — добавляет Сергей Степанов. По его словам, в проектируемых компанией дворах игровые зоны разделены на три категории. Первая — для детей дошкольного возраста. Вторая, с качелями, горками и лестницами — для ребят от 7 до 12 лет. Третья — спортивные площадки для подростков. А для взрослых будут предусмотрены зоны отдыха с навесами, барбекю и придомовым садом.
При этом застройщики пытаются минимизировать неудобства для автовладельцев. «Парковки в наших проектах расположены по периметру кварталов, поэтому в каждом подъезде есть специальные тележки, чтобы довезти тяжелые вещи от машины до квартиры», — отметил Ян Фельдман.
На учебу без помех
В масштабных проектах грамотно зонировать нужно не только дворы. «Необходимо грамотно распланировать расположение домов и их этажность, а также логистику движения пешеходов и машин», — подчеркивает Ян Фельдман. Удобство для пешеходов, особенно маленьких, станет конкурентным преимуществом: «Детские сады и школы в наших кварталах спроектированы рядом с домами, то есть путь ребенка к ним будет безопасным — без пересечения дорог с оживленным автомобильным движением, без темных закоулков».
Сергей Степанов, в свою очередь, отметил важность создания центров притяжения для жителей — пешеходных зон, променадов, спортивных площадок, где жители смогут встречаться и заниматься чем-то вместе. Безопасность для пешеходов он тоже включает в число приоритетов. «Пешеходный бульвар Белых Ночей в проекте NEWПИТЕР объединит две школы и шесть детских садов с жилыми домами. Такое решение увеличивает уровень безопасности для жителей, так как детям не нужно будет переходить ни одной дороги по пути на учебу», — говорит представитель «Строительного треста».
Инфраструктурный вопрос
Школы, детские сады и другие объекты социальной инфраструктуры — еще одна важная тема для семейных покупателей. С одной стороны, обязанность застройщика строить соцобъекты повышает себестоимость проектов. С другой, как утверждают девелоперы, растет и конкурентоспособность.
«Сегодня клиенты обращают внимание на все аспекты жизни в квартале: транспортная доступность, наличие парковок, необычное благоустройство, расстояние до школ и детских садов, близость фитнес-клубов. Поэтому наличие объектов социальной инфраструктуры позволяет сделать любой проект привлекательнее с точки зрения покупателей», — отмечает Сергей Степанов. «Наличие социальных объектов и благоустроенной придомовой территории помогает стимулировать продажи», — подтверждает Ян Фельдман.
Если говорить о локации с точки зрения географии, то, по словам Яна Фельдмана, многие семейные клиенты хотят купить недвижимость в том районе, где они родились или долго жили. «К примеру, в нашем проекте «IQ Гатчина» приобретают квартиры преимущественно жители Гатчинского района», — отмечает представитель ГК «Ленстройтрест».
В будущем, как полагает Сергей Орешкин, конкуренция между девелоперами приведет к максимальной дифференциации предложения. «Каждая локация должна иметь свой тип жилья», — убежден архитектор. Однако, по его словам, это произойдет не сразу — сначала девелоперам нужно распродать запас имеющихся квартир.