Лизинг считается одним из самых быстрорастущих сегментов в сфере финансовых услуг в России. По данным «Эксперт РА», объем его рынка по итогам прошлого года составил 4 трлн рублей, в том числе объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей. В 2019 году новый бизнес может вырасти еще на 15%, прогнозируют аналитики. В интервью РБК + генеральный директор ВТБ Лизинг Дмитрий Ивантер рассказал, каким, по его мнению, должен быть главный вектор изменений, и какие перспективы есть у рынка лизинга в России и в Петербурге.
— Кто основные клиенты лизинговых компаний сегодня?
— Чаще всего услугами лизинга пользуются представители транспортной отрасли. Основными предметами лизинга являются автотранспорт, железнодорожный подвижной состав, воздушные и морские суда, а также специальная техника (дорожная и коммунальная).
Так, в прошлом году на долю железнодорожной техники пришлось 38% от объема нового бизнеса ВТБ Лизинг, на авиатехнику — 36%, на легковые и грузовые автомобили — 24,5%.
Также значительную часть нашего бизнеса занимают нефтесервисные компании, которые закупают оборудование как для разведки нефти и газа, так и для промышленного бурения скважин. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», ВТБ Лизинг занимает 40% рынка лизингового финансирования компаний нефтяной и газовой отраслей.
— Кто основные игроки на рынке лизинговых услуг в России на сегодняшний день?
— На рынке лизинга есть несколько крупных универсальных компаний, которые чаще всего входят в финансовые группы, и ВТБ Лизинг — одна из них. Некоторые из них, как и мы, являются компаниями с государственным участием, но не стоит воспринимать их как бюджетные структуры, одна из ключевых задач этих компаний — прибыльность бизнеса и возвратность на капитал для акционеров, также, как у частных компаний.
Существует и другой сегмент, лизинговые компании с ролью государственной поддержки определенной отрасли или региона. Они фактически не являются нашими конкурентами, хотя и бывают ситуации, когда мы сталкиваемся с ними по отдельным сделкам. И в отличии от нас, деятельность этих компаний не направлена на получение прибыли, а лизинг является инструментом государственного финансирования.
— Какой сегмент в лизинге самый капиталоемкий?
— Безусловно, авиация. Из-за высоких цен на самолеты и вертолеты доля этого сегмента в мире превышает 50% от всего рынка лизинговых услуг. Например, новый пассажирский самолет Boeing 737 стоит от $40 млн. Похожая ситуация и в России, лидирующие в этом сегменте компании в основном пользуются операционным лизингом. В сегменте авиатранспорта работают только крупнейшие игроки рынка, у которых есть возможность финансировать такие значимые проекты. В нашем портфеле авиационная техника занимает порядка 40%.
— Какие сегменты транспортного лизинга растут наиболее динамично?
— Самым динамично развивающимся сектором, безусловно, является автолизинг, который вырос в прошлом году на 19%. Во многом на это повлияло обновление устаревших автопарков, а также развитие услуг каршеринга и такси.
Развитию рынка сейчас серьезно способствуют субсидии Минпромторга на приобретение техники в лизинг. В частности, правительство продлило на 2019 год программу льготного лизинга автомобилей, автобусов и спецтехники, что, несомненно, позволит нарастить показатели лизингового рынка.
— Есть ли предпосылки для роста лизинговых услуг в России и у ВТБ Лизинг?
— Лизинг — один из наиболее активно развивающихся финансовых рынков страны. За прошлый год он вырос на 20%, и мы считаем, что в 2019 году темпы роста нового бизнеса сохранятся примерно на этом же уровне. В его основе лежит увеличение спроса на средства производства. И раз растет спрос на эти инструменты, то есть все основания говорить обустойчивом экономическом росте в стране.
По нашему мнению, дальнейший прирост может показать лизинг автомобилей, где уже наблюдается увеличение числа продаж и усиление конкуренции, а также сегмент железнодорожной техники. Одним из стимулов роста рынка железнодорожного подвижного состава являются объемы грузооборота.
— За счет чего еще происходит рост спроса на железнодорожный парк?
— Сейчас в России активно растет производство угля, нефти, минеральных удобрений и зерна.Соответственно, растет спрос и на вагоны для их перевозки. ВТБ Лизинг поставляет технику для всех этих секторов экономики. Также нужно признать, что железнодорожный подвижной состав в России достаточно возрастной. Государство приняло ряд нормативных актов, ограничивающих использование вагонов за пределами нормативного срока службы. Старую технику пришлось утилизировать, перевозчики были вынуждены заказывать новую. Сейчас они активно обновляют свои парки. У заводов есть заказы на производство вагонов на год-два вперед. И хотя аналитики уже несколько лет предсказывают падение спроса на вагоны, я думаю, что в этом году лизинг железнодорожной техники еще покажет не менее 20% роста.
— Как на рынке лизинга отразился рост НДС с 18% до 20%?
— Рост НДС никак не отразился на числе обращений клиентов в ВТБ Лизинг. Они по-прежнему могут пользоваться одним из ключевых преимуществ лизинга — возможностью зачета НДС. Кроме того, компании, работающие с госконтрактами, получили выгоду от повышения НДС, так как лизинг в ряде случаев позволяет получить преференции в рамках бухгалтерского учета и налогообложения.
За прошлый год мы передали B2B-клиентам, в основном представителям малого и среднего бизнеса, около 30 тысяч машин. Компании, конечно, обращают внимание на цену автомобиля, но если они ищут транспорт для дальнейшего развития бизнеса, то могут взять его и в лизинг. В этом случае клиенты сначала платят только 10-15% от стоимости и получают средство производства, чтобы зарабатывать и развиваться дальше. Более того, мы покупаем для клиента автомобиль с большой скидкой, предоставленной нам автопроизводителем. Поэтому, когда компания приходит к нам за машиной, 18% или 20% НДС уже не играет роли.
— Каковы итоги работы ВТБ Лизинг за прошлый год и за I квартал 2019 года?
— В прошлом году сумма инвестиций в новый бизнес ВТБ Лизинг составила около 116 млрд рублей. Мы существенно нарастили портфель и входим в тройку крупнейших игроков на рынке по данному показателю. Основным драйвером роста стала успешная реализация ряда сложных сделок, которые мы провели в сегментах авиализинга и железнодорожного транспорта.
В этом году мы планируем вырасти по объему бизнеса еще на 15%. Так, по итогам I квартала 2019 года этот показатель превысил 16,5 млрд рублей. Наибольший прирост за этот период показал сегмент автолизинга, увеличившись на 28%.
— Какова доля Петербурга в этих финансовых результатах?
— По итогам 2018 года сумма инвестиций ВТБ Лизинг в новый бизнес в Санкт-Петербурге составила 7,3 млрд рублей и заняла долю в 6,4% от общего объема.
— Какие компании к вам в основном обращаются в Петербурге?
— Чаще всего это представители малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели. В Санкт-Петербурге у нас довольно большой сегмент лизинга автомобилей, а также наработки с целым рядом операторов железнодорожного транспорта.
Мы рассчитываем выйти на рынок лизинга городского транспорта. Сейчас это направление развивается очень активно, мы тесно сотрудничаем с администрацией города. В настоящее время идет обсуждение вопроса о модернизации наземного подвижного состава, а в дальнейшем планируется дискуссия о модернизации вагонов метрополитена.
ВТБ Лизинг готов участвовать во всех программах, но для начала городской администрации и перевозчикам необходимо совместно обсудить требования, предъявляемые к новым автобусам, троллейбусам и трамваям, и принять соответствующие нормативы. Возможно, городские компании получат средства на закупку транспорта из бюджета, а коммерческие перевозчики обратятся к лизингу. Но пока строить конкретные планы преждевременно.
— Почему, на ваш взгляд, возникла необходимость нового регулирования лизинговой деятельности на федеральном уровне?
— Это давно назревший вопрос. Рынок стал настолько масштабным, что возникла потребность в его регулировании. ЦБ и правительство РФ стремятся сделать лизинговую отрасль понятной для государства. Рынок приобрел неожиданно большой масштаб. Конечно, он не сравним с банковским рынком, но обходит другие, регулируемые сферы финансового рынка, например, управляющие компании или микрофинансовые организации. Кроме того, государство через инструмент лизинга реализует очень много программ для поддержки экономики, фактически инвестируя в отрасль. И разумеется, государство хочет понимать, что там происходит, отрасль должна быть прозрачной.
При Минфине сейчас создана рабочая группа, в которой участвуют представители правительства, депутаты Госдумы, ключевые игроки рынка. Законопроект, регулирующий субъекты лизинговой деятельности, уже принят в первом чтении. Он будет контролировать не все компании, а лишь некоторые из них.
По нашему мнению, в новом законе крайне важно прописать, чем занимаются лизинговые компании икак можно регулировать их деятельность без потери динамики рынка лизинга, ведь для отечественных производителей он играет огромную роль. Если не учитывать это, то под действие закона могут попасть не только лизинговые компании, но и компании-арендодатели.
— Что будет на выходе?
— Одна из задач регулирования–это создание реестра лизинговых компаний. Сейчас в нашем гражданском законодательстве лизинг приравнивается к аренде, но это разные инструменты. Например, среди клиентов ВТБ Лизинг есть железнодорожный оператор, которому мы передаем подвижной состав в долгосрочный лизинг. Он, в свою очередь, сдает эту технику в аренду другим компаниям, отправляющим свой груз, но на более короткий срок. Если в финальной версии закона будет разделение, что является лизингом, а что — арендой, то от этого выиграют все — и лизинговые компании, и их клиенты. Для этого нужны четкие формулировки, и как раз их поиском мы сейчас и занимаемся.
— Сейчас много разговоров о все большей интеграции высоких технологий в отечественный бизнес. Расскажите, какие IT-решения внедряются в лизинговой сфере?
— Действительно, сейчас происходит общая цифровизация рынка финансовых услуг. Однако если для получения банковских сервисов клиенту достаточно зайти на сайт банка или в мобильное приложение, то лизинг пока только идет к этому.
Общий тренд отрасли — создание для клиента условий, которые позволят ему максимально быстро и просто пользоваться услугами лизинга. При этом стоит отметить, что российский рынок является пионером в этом направлении — в США и Европе подобные решения если и разрабатываются, то выйдут на рынок еще не скоро.
ВТБ Лизинг также развивает цифровые сервисы. Сейчас мы разрабатываем новые технологичные решения для рынка автолизинга, которые позволят свести общение с нашими сотрудниками к минимуму. Клиенту достаточно будет оставить заявку в личном кабинете, загрузить необходимые документы и после одобрения подписать лизинговый договор. Наша главная задача — сэкономить время клиента и подобрать такое решение, которое будет полностью отвечать его ожиданиям.