Прыжок через пропасть
Материалы выпуска
Прыжок через пропасть Инновации Пилотная территория Решения Системный интегратор Решения
Инновации Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Прыжок через пропасть

В августе в Петербурге заработает первый городской цифровой акселератор принципиально нового формата для стартапов, планирующих интегрировать свои продукты в городскую инфраструктуру.
Фото: Клуб лидеров

Тема стартапов стала одной из самых обсуждаемых на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме. Вспышками на радарах возникают отдельные истории успеха, как, например, «Яндекс.Шеф», получившийся из петербургского стартапа «Партия еды», но работа с новыми идеями должна стать системной. Для этого нужно преодолеть несколько барьеров, говорят эксперты.

Время перемен

Согласно последним исследованиям, 70% всех закупок в России все еще формирует государство, в связи с чем нельзя не считать его основным «клиентом». Оборот так называемой сферы GovTech (от Government Technologies), когда государство формирует запрос на новые технологии и сервисы, чтобы потом имплементировать их в систему «умного города», в мире оценивается в 400 млн долларов.

«Это означает, что государство и конкретный город — это большой рынок для предпринимателей. Если посмотреть, как формировался мировой рынок GovTech или отдельные практики, все реально начиналось с распространения правильной культуры взаимодействия города и бизнеса. Это не история про то, когда маленькие дети пришли к отцу просить деньги. Это история равных партнеров, взаимовыгодных отношений и понятных моделей сотрудничества», — убежден управляющий директор Deworkacy Андрей Кулагин.

Смысловая пропасть

И именно здесь у России начинаются проблемы, полагают эксперты. Оказывается, что разработчики, молодые предприниматели говорят и с городом, и с крупным бизнесом на разных языках. Даже если корпорации вкладываются в стартапы, что в России происходит довольно редко, это не дает нужных результатов. В свою очередь, стартапы сами не могут выйти на рынок, так как им сложно с нуля построить нужные деловые и социальные связи, понять, как найти своего клиента и как себя подать.

Корни возникновения таких блоков уходят в гуманитарную сферу, полагает исполнительный директор АНО «Платформа НТИ» Андрей Силинг: до сих пор не сформировалась ни культура, ни культ предпринимателя.

«Мне вообще очень не нравится словосочетание «поддержка инноваций», «поддержка стартапов», потому что очень часто за словесными построениями содержатся некие большие игры больших людей. И это нормально, они должны быть, но между вот этим уровнем и тем, что реально происходит в жизни технологических предпринимателей, есть не просто дистанция, а пропасть», — говорит Андрей Силинг.

Так, среди участников ПМЭФ-2019, посвященному технологическому прорыву, не нашлось даже десятой части представителей того самого технологического бизнеса, стартапов с потенциалом многомиллиардного роста. «А они есть! И, на мой взгляд, все основные засады и основной потенциал для продвижения находится в области культуры. Почему? Культуру следует понимать широко. Это не театры и музеи, это скорее те мифы и те образы, которыми живет общество, которыми живут отдельные стартапы и на которых они между собой общаются. На мой взгляд, критически важно, чтобы в стране появился культ предпринимателя. Все, что происходит сейчас в общественном дискурсе — это ровно обратная история», — убежден Андрей Силинг.

Непроявленные стартапы

Схожую точку зрения высказал президент Группы компаний «Геоскан» Алексей Семенов. Большинство инновационных стартапов в Петербурге существуют вне поля зрения людей, города, государства. Они не пользуются мерами господдержки, а развиваются на деньги, привлеченные из различных фондов или на собственные средства. «А если ты не пользуешься механизмами поддержки, то о тебе просто не знают, в том числе и вузы. Например, такая острая ситуация сложилась в Петербурге. Сейчас на площадке в районе метро «Политехническая», на базе родины российского физтеха расположены инновационные компании, оборот которых сопоставим с оборотом Сколково и составляет порядка 4 млрд рублей. И это не единственная площадка. В городе существует огромное число компаний, о которых мало кто знает, но которые создают уникальные инновационные продукты, конкурентоспособные на международных рынках», — отмечает Алексей Семенов.

«Санкт-Петербургу необходимо вновь выстроить успешно зарекомендовавшую себя еще в советские времена инфраструктурную смычку между вузами и площадками для инновационных компаний, — добавляет Алексей Семенов. — Выходя из вуза, выпускник не будет задумываться о поиске места применения своих знаний, если будет знать, что рядом с учебным заведением расположены компании, где он сможет реализовать свой потенциал».

Бизнес-культура

Управляющий директор Deworkacy Андрей Кулагин согласен, что отсутствие примера успеха предпринимателей является одним из ключевых препятствий для запуска стартапов в России. «Отсутствует в принципе и практический инструмент предпринимательского мышления, и предпринимательской культуры», — сказал он.

У участников процесса нет понимания целей и потребностей друг друга. Согласно исследованию Deworkacy для «Форсайт-кэмпа», который прошел в Петербурге в июне этого года под руководством регионального координатора «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, инвестора Вячеслава Трактовенко, деньги оказались лишь в середине списка. «Деньги стоят на пятом или шестом месте, — говорит Андрей Кулагин. — Они [молодые разработчики - ред.] сказали: «Мы искренне не понимаем, какие запросы у города и бизнеса в принципе существуют. Нам бы хотелось решать прикладные задачи».

Большие надежды эксперты связывают с поколением «юных суперинженеров» — талантов, которым сейчас от 8 до 15 лет, потому что в горизонте 10-15 лет они запустят свои стартапы. «Большой вопрос, где они их сделают, в какой юрисдикции, в каких экосистемам они их будут выращивать. Это поколение очень чувствительно к фальши», — замечает Андрей Силинг. Он убежден, что декларацией всей философии поддержки стартапов в России должно стать укрепление доверия со стороны предпринимателей к экосистеме, в которой они существуют. Знаковый проект Агентства стратегических инициатив «Форсайт-флот», отправившийся в первый «заплыв» в 2012 году, был как раз призван изменить это положение вещей и помочь молодым разработчикам в поисках фарватера.

Пилотная площадка

В конце 2016 года Агентство стратегических инициатив начало передавать свою практику проведения форсайтов региональным командам. Этим заинтересовались и представители петербургского делового сообщества, городской администрации, ведущие университеты, включая Политехнический университет, СПбГУ, ИТМО и крупные компании, играющие значительную роль в Национальной технологической инициативе. Вячеслав Трактовенко вспоминает, что именно тогда это широкое сообщество, не ограничивающееся «Клубом лидеров», решило проводить в Петербурге форсайты.

«Не только с целью создания коллективной договоренности об общем образе будущего, единого понимания решения прикладных задач, но и формирования такого нового формата взаимодействия бизнеса и власти, который бы позволял эти договоренности переводить в практический результат», — сказал он.

На петербургский «Форсайт-кемп» в этом году заявились порядка 200 стартапов, в пятидневную предакселерационную программу эксперты отобрали 30 проектов, среди которых членами жюри были выбраны 10 первых резидентов в новый городской цифровой акселератор.

По мнению замглавы петербургской администрации, начальника проектного офиса Юлии Лудиновой, особенность этого проекта заключается в тесной кооперации чиновников с бизнесом. «Когда есть двусторонняя заинтересованность — а государству нужны проекты, нужны интересные решения, бизнесу нужно развитие, он готов работать в Петербурге — то тогда совместные проекты, разработка акселератора должны давать свой результат», — заметила Лудинова. Кроме того, подобный подход, на ее взгляд, поможет существенно повысить вероятность того, что вложенные средства удастся вернуть, о чем не всегда успевают задуматься молодые стартаперы.

Городской цифровой акселератор

По словам Вячеслава Трактовенко, ввиду «понятных геополитических причин» за последние пять лет очень сильно сместился инвестиционный фокус от венчурных фондов в сторону корпораций, но не всегда диалог между стартапами и корпорациями удается выстроить эффективно, причем с обеих сторон. Он полагает, что наладить такой диалог мог бы помочь большой цифровой акселератор интеграционного типа, который запускается в Северной столице с 1 августа 2019 года и идеологом которого он является.

Петербург уже объявил, что создание «умного города», который мог бы сравниться с Сингапуром — это ключевой приоритет стратегии развития города до 2035 года. «Все смотрят стартапы. Только надо понять качество этих стартапов. Мы знаем процент выхода на рынок и понимаем, что мы хотим получить в результате», — замечает Юлия Лудинова.

По ее словам, внутри корпораций есть закрытые площадки, которые помогают в Петербурге молодым разработчикам выпускать свои продукты на рынок за небольшие сроки — буквально в течение полугода. Тем не менее, о подобных инициативах за пределами самой корпорации почти неизвестно, к тому же они часто заточены на нужды одной компании. Поддержка стартапов на общегородском уровне пока отсутствует.

Петербург — это потенциально широкий рынок и серьезная пилотная площадка для решения инфраструктурных задач «умного города» за счет новых сервисов и проектов, замечает Вячеслав Трактовенко. «И она на данный момент еще далеко не реализована. И поэтому взаимодействие между корпорациями и городом для создания рынка инвестиционного спроса на стартап — и есть наша задача», — говорит инвестор.

Начало пути

Вячеслав Трактовенко подтверждает, что зачастую стартапам технологических компаний, которые формируют новые рынки, еще толком не оформившиеся, нужна в первую очередь не финансовая и инвестиционная поддержка, а скорее предоставление территорий, снятие административных барьеров, создание нового нормативного регулирования, правовой базы, формирование консорциумов с другими предприятиями. Здесь его команда увидела нишу для создания в Петербурге цифровой акселерационной площадки — очень гибкой структуры, которая бы интегрировала между собой технологические компании, спин-оффы, стартапы и городскую инфраструктуру.

«Мы были всегда сильны в этой интеграционной части, то есть во взаимодействии власти, бизнеса. И вот сейчас добавили туда компании и корпорации, которые в Петербурге играют значительную роль», — объяснил Вячеслав Трактовенко. В первую очередь, акселератор будет заточен на проекты с глобальным потенциалом выхода на международные рынки.

Пользу от таких площадок прочувствовал на себе исполнительный директора ЛИИС Андрей Чекан. Он рассказал о недавнем акселераторе по строительным компаниям, который прошел в Сколково. «Замечательное мероприятие. Выбирается что-то, что можно сделать за ограниченный срок — за три месяца. И потом смотрят результаты. И мы сейчас начали работу по акселератору. Это хорошая практика, потому что стартапы сталкиваются ровно с теми, кто платит деньги. Это то, что нужно. И таких акселераторов должно быть огромное количество», — заключает предприниматель.