На рынке петербургских новостроек предложение уже многие годы стабильно превышает спрос. По мнению гендиректора компании «Арсенал-Недвижимость» Арсения Лаптева, в таких условиях у застройщика есть два пути борьбы за покупателя: строить максимально дешевое жилье или создавать проекты принципиально нового уровня качества. «Второй путь в долгосрочной перспективе мы считаем наиболее правильным, — говорит Арсений Лаптев. — Поэтому наш принцип — создавать не жилье, а образ жизни». О том, как этот принцип можно реализовать в существующих рыночных условиях, девелопер рассказал в интервью РБК+.
— Не совсем понятно, как именно застройщик может «создавать образ жизни».
— Сегодня главная тенденция мирового урбанизма заключается в обращении к человеку, к его потребностям. То есть городские кварталы должны быть такими, чтобы абсолютно каждый человек чувствовал себя в них комфортно и получал максимум возможностей для самореализации. Российским урбанистам эти принципы тоже хорошо известны. Они отражены в национальном проекте «Живые города». Мы изучили мировую практику, проанализировали собственный опыт, а затем разработали для своих проектов концепцию Proformat. Она соответствует всем принципам нового урбанизма.
Первое — это окружение. Досуг, спорт, магазины и рестораны — все находится рядом, не более чем в 5 минутах ходьбы. При этом среда абсолютно дружественна к пешеходам. Второе — забота о природе. Строительство ведется с использованием экологичных материалов, создаются зеленые зоны, проектируется сеть беговых и велодорожек, которая мотивирует к ежедневному использованию эко-транспорта. Третье — эстетика, как в архитектуре домов, так и в самих квартирах. Мы предлагаем несколько вариантов готовых решений от профессионального дизайнера. Наконец, четвертое — добрососедство. Мы формируем общие зоны для совместного отдыха, занятий спортом.
— Как все это выглядит в реальности?
— Основа концепции Proformat — это эргономика среды обитания и интересные архитектурные решения. В каждом нашем проекте зоны для транспорта и для жизни человека четко разграничены. Дворы закрыты от машин. Вся инфраструктура находится в пешей доступности. То есть любой из наших проектов — это не просто место, куда человек приходит переночевать. Это место, где он живет и где есть все, что ему может понадобиться для жизни. Можно позаниматься спортом, посидеть на террасе кафе, пойти к стоматологу, если нужно. При этом в каждом комплексе есть свои «фишки». В квартале «YouПитер» в Мурино, например, мы создали очень интересный бульвар, фитнес-клуб с бассейном, кафе, крытые террасы. В квартале «Энфилд» — общественные пространства на крышах, зоны для барбекю, личные палисадники. В комплексе Ariosto! — открытый кинотеатр и собственный парк.
— Откуда такое внимание к зонам для совместного досуга жителей?
— Один из принципов концепции Proformat — создание условий для добрососедских отношений жителей кварталов. Мы организуем общие праздники для жителей, проводим спортивные соревнования, вечеринки и другие совместные события. Мы хотим, чтобы соседи знали друг друга, сообща решали какие-то организационные вопросы, если таковые возникнут. Это повышает качество жизни людей, делает ее наполненной. Я и сам живу в одном из кварталов, построенном нашей компанией, и у меня с соседями очень хорошие отношения. Мы не только здороваемся, знаем друг друга по именам, но и обсуждаем различные идеи, предложения, касающиеся ЖК.
— Вы сказали, что зоны для транспорта и жизни людей в ваших проектах четко разграничены. Как именно решается вопрос с парковкой?
— Дворы без машин сейчас уже не являются уникальным явлением. Это сформированный запрос покупателей, и практически все застройщики стараются на него в своих проектах отвечать. Мы не исключение. Парковочные места выносятся за пределы двора и располагаются в зоне дорожного движения, уводятся на минус 1 этаж — под территорию двора. Кварталы дополняются многоэтажными паркингами, расположенными на краю застройки. В каждом нашем жилом проекте предусмотрены просторные подземные паркинги.
— В последние годы одним из заметных трендов стало распространение новых технологий, которые, как отмечают наблюдатели, все больше влияют на формирование жилой среды. Вы для себя видите какие-то возможности среагировать на этот тренд?
— Разумеется. Из новинок — в наших комплексах предусмотрены зарядки для электромобилей. Пока еще в России этот вид личного транспорта не очень развит. И не потому, что он очень дорогой, а из-за отсутствия инфраструктуры. Мы решили создавать ее уже сейчас, так как уверены, что будущее — за экологичными видами транспорта. Весь мир уже отказывается от двигателей внутреннего сгорания. В Японии, в Германии этот процесс идет полным ходом. И для России, по прогнозам аналитиков, это вопрос десятка лет — в скором времени такая функция станет неотъемлемой частью инженерной инфраструктуры жилых кварталов.
Мы вообще уделяем очень большое внимание современным технологиям. Так, у нас в каждом комплексе обеспечено покрытие всей территории единой сетью Wi-Fi.
— Технологии будущего — это замечательно. А как насчет насущных вопросов? Беда многих новых ЖК — недостаток социальной инфраструктуры. Не хватает детских садов, школ…
— Этот вопрос мы решаем в каждом нашем проекте в обязательном порядке. Строим и садики, и школы, открываем детские секции. В квартале «Солнечный» открыта футбольная школа для детей, в «Девяткино» — секция борьбы. Про детские площадки я уже не говорю. Они есть во всех кварталах: и игровые, и спортивные. Мы вообще очень много внимания уделяем потребностям детей. Если детям сегодня хорошо в наших комплексах, значит, они через 10-20 лет, когда вырастут, придут покупать себе квартиры именно к нам. Кстати, в одном из проектов мы даже хотели построить частную гимназию, но, к сожалению, не получилось — власти не поддержали проект.
— Часто подобное происходит?
— Очень редко, в целом же никаких особых проблем во взаимодействии с властями у нас не возникает. Сейчас, например, мы находимся в процессе согласования проекта парка, который хотим создать возле квартала Ariosto! Согласитесь, это здорово — когда у людей есть возможность выйти на пробежку в лес, покататься на велосипедах, на роликах. Надеемся, что и в государственных инстанциях разделяют эту точку зрения и пойдут нам и жителям квартала навстречу.
— Как повлияли на работу вашей компании изменения в законе о долевом строительстве?
— Для нас главный вопрос сегодня в том, что теперь закон не позволяет застройщику финансировать строительные и социально-инженерные объекты за границами земельного участка. Дороги, например. При этом прописано, что если бы был заключен договор с городом о развитии застроенных территорий, тогда можно было бы. А вот если с частником — то нельзя. Это создает большие трудности, и мы очень надеемся, что этот пункт будет изменен. Иначе работать, создавать инфраструктуру будет просто невозможно.
— Это единственная проблема?
— Отнюдь. Минстрой выпустил много писем, разъясняющих свой закон. Но банки говорят, что Минстрой для них — не регулятор, и его письма для них не имеют значения. Чтобы решить проблему, Минстрой должен выполнить совместную работу с Центробанком. И последнее — вопрос с размещением денежных средств на депозитах. Сейчас деньги дольщиков лежат на счету, и по закону мы их можем размещать на депозитах. Но некоторые банки к этому до сих пор не готовы, что тоже осложняет работу.