Частные операторы, улучшая сервис и развивая инфраструктуру, стали составлять серьезную конкуренцию государственной «Почте России» на этом рынке.
В 2017 году россияне отправили родственникам и знакомым на 20% больше посылок, чем годом ранее. Традиционно количество таких отправлений растет перед Новым годом. Рост C2C сектора посылочного рынка эксперты объясняют двумя причинами: развитием инфраструктуры экспресс-перевозчиков и увеличением объема интернет-торговли между частными лицами, благодаря таким ресурсам как Avito и Юла.
«Привычка отправлять посылки не только сохранилась, но и становится популярной, причем повсеместно», — говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. По оценкам АКИТ, количество посылок в сегменте C2C стремительно растет, в 2017 году увеличится примерно на 20% по отношению к прошлому году.
Альтернатива государству
Логистические компании считают рынок C2C посылок перспективным и уже формируют инфраструктуру для его развития.» С2С — не такое популярное направление как B2B или B2C, — признают в пресс-службе компании «Деловые линии». — Однако, несмотря на то, что исторически почти весь бизнес С2С находился у государственного почтового оператора, потенциал у данного сегмента большой». Сейчас коммерческие операторы разрабатывают удобные сервисы для работы с физическими лицами. Одним из них являются почтовые отправления с наложенным платежом.
Алексей Федоров отметил, что росту рынка способствует удешевление и доступность отправок. «Сегодня курьер может приехать к клиенту домой, забрать и привезти посылку, упаковать ее. Не нужно, как раньше, стоять в длинных очередях на почте, оформляя отправление. Теперь люди могут быть уверены, что посылка будет доставлена быстро, удобно, в целости и сохранности», — отметил глава ассоциации.
В «Деловых линиях» главным трендом года в сегменте C2C считают изменение отношения людей к работе с транспортными компаниями. Если раньше люди передавали посылки с проводниками поездов, попутчиками, договаривались с водителями междугородних автобусов, то сейчас такие каналы передачи отправлений уходят в прошлое.
«Клиентам нужен хороший сервис, оперативность и сохранность своих посылок, — говорят в «Деловых Линиях». — Отправителям также важно, чтобы операторы быстро реагировали на их запросы, чтобы была возможность использовать современные средства коммуникации: мобильное приложение, социальные сети, личный кабинет». Развивая направление С2С, «Деловые линии» увеличили количество подразделений формата «у дома».
Продажи из рук в руки
Расширению рынка C2 °C посылок способствовала и нестабильная ситуация в экономике. Снизилась покупательная способность населения, по этой причине люди стали чаще покупать и продавать через интернет-сервисы товары, уже бывшие в употреблении, — говорит Алексей Федоров. Как следствие, увеличилось количество почтовых отправлений с такими товарами.
Впрочем, исследование, проведенное Data Insight совместно с Avito, пока данную тенденцию не подтверждает. «Практически все участники С2С-рынка взаимодействуют на очень коротких расстояниях, 92% продавцов продают только внутри своего города или региона», — говорится в исследовании. Однако данная гиперлокальность, как это ни парадоксально звучит, предоставляет возможность для роста рынка в ближайшем будущем. Компании-посредники — сервисы объявлений, интернет-магазины подержанных вещей и маркетплейсы для С2С-торговли могут попытаться закрепиться в сегменте продаж «из рук в руки». «Консолидация товаров и создание полезных покупателю сервисов, таких как, доставка, удобные платежи могут стимулировать рынок вторичной продажи товаров и привести на него как новых покупателей, так и новых продавцов», — полагают авторы исследования.
Новая культура поздравлений
Предновогодний период лучшее время для C2C сегмента рынка посылок. «Традиционно в период праздников, особенно перед Новым годом количество посылок значительно увеличивается. В нынешнем году мы прогнозируем, что в декабре по отношению к другим месяцам количество отправлений увеличится на 22%», — сказал Алексей Федоров.
Если в советские годы люди отправляли посылки, чтобы поддержать или побаловать своих близких, то сейчас новогодние отправления — это прежде всего знак внимания, желание доставить родным или близким радость. По сути, формируется новая культура поздравлений. Увеличение конкуренции между логистическими операторами и как следствие, улучшение качества сервиса способствует тому, чтобы появившаяся много лет привычка отправлять посылки перед праздниками стала красивой российской новогодней традицией.