#1 Инвестиции в город , 31 октября 2017
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Трудные миллиарды локализации

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Петербургские промышленники рассказали о достижениях в локализации и попросили поправить госрегулирование

Представители промышленных компаний на круглом столе «Стимулы к локализации и развитию промышленного производства в регионе», проходившего в рамках II Инвестиционного форума в Санкт-Петербурге, рассказали о проблемах своих отраслей и желаемых мерах дополнительной государственной поддержки.

От государства, судя по выступлениям петербургских промышленников, они ожидают более тонкого регулирования рыночных условий.

Смольный предлагает стимулы

Рост промышленного производства в Петербурге, продолжающийся на протяжении последних 22 месяцев, обязан своими темпами, в том числе, усилиям правительства города, которое, по словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана, старается изыскивать дополнительные ресурсы для привлечения инвесторов. Он рассказал о новейших инициативах Смольного.

«Одним из наших последних достижений является принятие постановления по региональному СПИКу (специнвестконтракту)», — заявил вице-губернатор и сообщил о намерении внести соответствующее изменение в закон о налоговых льготах Санкт-Петербурга. При этом важным новшеством он назвал «возможность заключения трехстороннего договора — между Российской Федерацией, субъектом Федерации и тем лицом, которое будет пользоваться преференциями».

Кроме того, Смольный, как сообщил Сергей Мовчан, намерен с помощью «определенного набора льгот» стимулировать предприятия, располагающие неиспользуемыми производственными площадями, сдавать их в аренду малым и средним компаниям под новые промышленные проекты. В качестве проблемы, нуждающейся в разрешении, он назвал необходимость «осваивать около 60 имеющихся в городе промышленных зон». Для стимулирования средних по размеру инвестпроектов правительство Петербурга инициировало поправки в городское законодательство, предусматривающие снижение порога инвестирования для получения статуса стратегического проекта для промышленности и транспорта с 3 до 2 млрд рублей (с 43 млн до 28 млн евро). Особо отметил Сергей Мовчан эффективность взаимодействия администрации Петербурга с Российским экспортным центром (РЭС): «РЭС компенсирует до 80% затрат компаний на участие в международных выставках, что очень важно для малых и средних высокотехнологичных предприятий Петербурга».

Обоюдоострый протекционизм

В ответ на просьбу Сергея Мовчана изложить свое видение главных препятствий приходу инвестиций в Петербург и пожеланий дополнительных мер государственной поддержки коммерческий директор ООО «Ригли» Алексей Жуков выразил желание получить помощь (видимо, политическую) в допуске продукции предприятия на зарубежные рынки. «Многие страны стараются ограничивать проникновение российских товаров на свои рынки. Это ощутимо сдерживает наше производство, поскольку существенно увеличивать продажи в России мы не можем. Преодоление импортных барьеров, в первую очередь, в странах Ближнего Востока, Африки и Азии — одна из наших приоритетных задач», — заявил Алексей Жуков.

Петербургский инвестиционный форум

С другой стороны, как заметила директор по логистике и внешним связям TPV CIS Ltd. Мария Савельева, подобная «заградительная» политика, когда ее применяет российская власть, приносит положительные результаты: «Есть ряд узких ниш, где есть заградительные импортные пошлины, которые, несмотря на высокие локальные издержки и отсутствие российских производителей комплектующих, позволяет мировым компаниям успешно собирать в России высококачественные изделия».

Есть чему завидовать?

Представитель одной из таких мировых компаний, директор по внешним связям ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Виктор Васильев, отметив эффективность государственной поддержки автопроизводителей в нынешних условиях кризиса спроса, считает необходимым откорректировать законодательство в части условий локализации автосборки.

По его словам, углублению локализации мешают три основные проблемы. Первая — хронические нарушения сроков поставки российскими партнерами. Вторая проблема — слишком высокая цена их продукции. Третья проблема связана с неудовлетворительным зачастую качеством поставляемых компонентов. «При всем нашем искреннем желании получать компоненты от российских производителей, и даже с учетом курсовой разницы, все равно в большинстве случаев нам пока выгоднее комплектующие импортировать», — с явным сожалением констатировал Виктор Васильев.

Он сообщил, что с 2007 года объем инвестиций компании ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» превысил 1 млрд долларов (с корейскими поставщиками первого уровня — более 1,7 млрд долларов), а уровень локализации, несмотря на все проблемы, достиг 47%. «За 7 лет мы увеличили процент локализации всего на 2%, но это лучший показатель среди всех наших конкурентов», — утверждает Виктор Васильев.

При этом Андрей Безруков, директор по стратегическим проектам и коммуникациям холдинга GS Group, занимающегося в Калининградской области массовым производством гражданской электроники (в том числе, телевизионных приставок и медиацентров для компании «Триколор ТВ»), хотел бы получить для своей отрасли господдержку, аналогичную той, которую сейчас имеют автопроизводители. «Наш рынок в России — около 36 млрд. долларов в год. Это очень прилично, но мы с завистью смотрим на автопроизводителей, которые пользуются очень грамотно выстроенной системой государственной поддержки. У нас, к сожалению, такой системы нет. А хотелось бы. Это было бы очень полезно для Петербурга с его крупным электронным кластером», — уверен Андрей Безруков.

Цифровые фабрики в ОЭЗ

Леонид Чернигов, генеральный директор петербургской ГК «Ракурс» (один из лидеров российского рынка промышленной автоматизации), считает, что «локализовать надо, в первую очередь, центры разработки и создания новой конкурентной продукции, с которой можно выходить на мировые рынки, поскольку именно в таких центрах создается основная добавленная стоимость». По его мнению, наиболее эффективно это делать в формате «цифровых фабрик» на территории петербургской Особой экономической зоны, которая имеет технико-внедренческую специализацию. Локализовывать же отсталые, неконкурентоспособные, производства он считает бессмысленным.

Справка

Сергей Мовчан отметил опережающее развитие промышленности Петербурга — по итогам 9 месяцев 2017 года индекс промпроизводства составил 103,6%. При этом средний показатель по стране не превышает 101,9%. По объему инвестиций в основной капитал в первой половине 2017 года Петербург находится на третьем месте в РФ (250 млрд руб.) после Тюменской области (957 млрд руб.) и Москвы (658 млрд руб.).

Рыночный расклад Петербург развивает транспорт, гостеприимство и творческие проекты
Содержание
Закрыть