Новый масштаб
Креативную сферу экономики Петербурга ждет масштабное преобразование. Такое мнение высказал основатель креативного пространства «Люмьер-Холл» Евгений Гудов. «Сейчас в городе создаются крупные площадки для креативных индустрий — офисные помещения в «Новой Голландии», «Арт-Плэй», завод «Севкабель». Когда эти объекты введут в эксплуатацию, преобразится лицо питерских креативных пространств. Это будут уже не стихийно сформированные «офисы во двориках», а крупные кластеры с крутыми имиджевыми мероприятиями. Масштаб креативной отрасли вырастет в 2-3 раза», — пояснил он.
Прямой вклад креативных индустрий в экономику Петербурга пока невелик. «Арендаторы креативных пространств, исходя из мировой практики, могут давать по 3% экономики. В Петербурге эта доля меньше, но она быстро растет», — оценил Е.Гудов. Но уже есть примеры создания действительно дорогого продукта силами небольшой российской команды в креативном кластере. Московская IT-компания разработала код для оптимизации видеотрансляций, за которую Google предложил порядка 100 млн рублей.
В то же время эксперт указал на мощный косвенный эффект от развития креативных индустрий: «Предположим, небольшая дизайнерская команда разработала стул. Нашла дешевые фабричные площади, пусть даже не в Петербурге, рабочую силу, запустила производство. В результате мы получаем развитие российской промышленности и импортозамещение, поскольку производить у нас оказалось, с учетом курса, выгоднее, чем ввозить из Китая».
Вторые по креативу
Потенциал творческих отраслей Санкт-Петербурга отражен, в частности, в совместном исследовании PriceWaterhouseCoopers и фонда Calvert22 «Индекс креативного капитала». Из девяти российских городов, участвовавших в исследовании 2016 года, Петербург занял второе место после Москвы по сводному показателю индекса (68,2 балла из 100 возможных).
Авторы индекса отмечают сильные университеты и крупные IT-компании Петербурга, всемирно известные культурные институции и огромные неосвоенные площади, современную инфраструктуру и историческое наследие, которые создают новые перспективы, так и вызовы для города.
В то же время, указывают эксперты, некоторый консерватизм властей и нехватка крупных инвестиций заставляют амбициозных людей по-прежнему переезжать в столицу. «Многие базовые преобразования, такие как доступное неформальное образование, развитие локальных медиа, обустройство общественных пространств, в Петербурге только начинают набирать обороты, но креативные индустрии пока не воспринимаются городом как сфера экономики, которая могла бы укрепить его имидж», — полагают составители индекса.
Следует, однако, сказать, что власти города делают определенные шаги навстречу развитию креативных индустрий. Так, разработаны изменения в законодательство Санкт-Петербурга, предусматривающие снижение арендной ставки на объекты недвижимости для представителей творческого кластера. Официально введено понятие «креативная деятельность». В настоящее время Закон нашел поддержку у членов Правительства Санкт-Петербурга и после доработки в части регулирования механизмов контроля будет внесен на рассмотрение Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Изменения позволят предоставлять инвесторам под организацию креативной деятельности объекты недвижимости, находящиеся в удовлетворительном состоянии и не требующие капитальных затрат, путем проведения аукциона, где начальная цена в отношении объекта недвижимости устанавливается путем применения к рыночной стоимости объекта понижающего коэффициента — 0,01.
Недооцененный дизайн
Инвестиции в технологии, таланты и креатив станут основной темой II ежегодного Инвестиционного форума, который пройдет в Петербурге 26-27 октября 2017 года. Второй день форума целиком посвящен развитию креативных индустрий. Участники обсудят, как креативные и культурные проекты меняют городскую среду, а также оценят потенциал легкой промышленности в развитии креативной экономики.
Тема легкой промышленности не случайно выделена в отдельную дискуссию. Различный дизайн: одежды, обуви, аксессуаров, предметов интерьера — одна из самых распространенных специализаций среди обитателей креативных пространств, наряду с IT. При этом стартапы в легкой промышленности пользуются меньшей поддержкой, чем их коллеги в IT-индустрии.
Как рассказала советник, руководитель практики «Разрешение споров» компании Borenius Анна Заброцкая, пониженные ставки страховых взносов на работников, например, до сих применяются исключительно к IT-компаниям. «Хотя необходимость создания благоприятных условий налогообложения для креативных индустрий активно обсуждается в публичном пространстве далеко не первый год (в частности, такая идея была задекларирована еще в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2013 года), однако дальше общих слов дело пока не идет», — посетовала юрист.
Есть отдельные таможенные преференции, которыми может воспользоваться дизайнерский стартап: нулевые ставки на ввоз отдельных видов оборудования (ткацкие станки, швейные машины), нулевой ввозной НДС на ряд позиций, аналоги которых в России не производится. Однако, как подчеркнула А.Заброцкая, ставки ввозных пошлин на сырье до сих пор сопоставимы со ставками на готовую продукцию, что затрудняет конкуренцию с иностранными производителями.
Отдельная проблема, которая может негативно сказаться на всех представителях креативных индустрий, производящих реальную продукцию — законопроект об «агрегаторах товаров». Этот документ, который сейчас находится на рассмотрении ГосДумы, предполагает внести регулирование деятельности интернет-площадок, на которых размещаются предложения продавцов (Яндекс.Маркет и проч.) Законопроект предполагает введение самостоятельной ответственности агрегатора перед потребителем за предоставление недостоверной информации, убытки и возврат оплаты в случае непоставки товара. «Принятие этого проекта может повлечь существенный рост издержек крупных площадок для размещения товаров, которые в конечном счете будут переложены на производителей», — прогнозирует А.Заброцкая.