Успехи Петербурга в деле внедрения технологий «умного города» пока выглядят не столь значительными на фоне европейских или азиатских городских центров. В то же время есть определенный прогресс: появились госуслуги, предоставляемые в электронном формате, элементы цифровых систем управления транспортом, элементы «умных зданий» и так далее. РБК+ обратился к представителям бизнеса как к осведомленным потребителям с просьбой оценить прогресс города в технологической сфере.
«Наше отставание не является катастрофическим ни в одной из сфер»
«Конечно, российские города пока отстают от западных в темпах внедрения инноваций. Хотя это отставание я бы не назвал катастрофическим ни в одной из сфер: портал госуслуг работает отлично, в городе реализовано несколько знаковых проектов по развитию транспортной инфраструктуры, уровень медицины также довольно высок. Кстати, красноречивый пример: в повседневной жизни петербуржцы уже не мыслят себя без такой части новой экономики, как приложения по вызову такси. А во многих европейских городах, тех же Мадриде и Барселоне, эти сервисы до сих пор не запущены.
В вопросе внедрения инноваций Петербург точно не отстает ни от одного российского города. В некоторых сферах, например по темпам внедрения технологий «умный город», есть отставание от западных мегаполисов, но и его я бы не назвал критичным. Конечно, чтобы внедрить системы по управлению городским хозяйством и синхронизировать их работу, нужно будет приложить серьезные усилия, но этот процесс уже начался. На уровне администрации Петербурга запущен ряд инициатив по внедрению технологий «умного города».
Мы со своей стороны также тестируем возможности запуска этих технологий в проекте города-спутника «Южный», который станет идеальным полигоном для внедрения в Петербурге «умного города»: огромная территория будет осваиваться практически с нуля и все инновации можно будет реализовать уже на этапе строительства. В Университете ИТМО, кампус которого должен появиться в «Южном», уже занимаются созданием математической модели развития города и управления городским хозяйством. Она будет моделировать и визуализировать все ключевые параметры города-спутника: его застройку и благоустройство территорий, развитие дорожной и инженерных сетей, городское освещение, экологию и социальную стратификацию. Кроме того, программа будет воспроизводить суточную миграцию населения, дорожный трафик внутри города и на подъездах к нему, работу общественного транспорта, пешеходную мобильность населения, потребление ключевых ресурсов и освещенность.
Реализация этих проектов сразу скажется на жизни горожан: постепенно сократится трафик, станет меньше пробок, люди будут чаще пользоваться общественным транспортом и велосипедами и меньше личными автомобилями, снизится уровень потребления воды и электроэнергии. Реакция всех служб на поломки и чрезвычайные ситуации будет быстрее. Экономия бюджетных средств также вырастет, что даст возможность для еще более быстрого развития».
«Умный город – дорогая и, возможно, не настолько уж полезная система»
«Умный город, как и умный дом, подразумевает под собой некий набор систем — электронных, информационных и прочих — по управлению и контролю за разными аспектами городской жизни. В это понятие, как правило, не вкладывают внедрение IT-технологий в образование, медицину, документооборот и другие отрасли.
В пригороде Сеула Нью-Сонгдо реализована система умного города: на улицах размещены камеры и многочисленные датчики, огромный диспетчерский центр с большим количеством мониторов занимает пару этажей в небоскребе; именно из этого центра и происходит управление городом. Однако в последнее время многие прогрессивные урбанисты склоняются к мнению, что это очень дорогая система и в монтаже, и в эксплуатации, сильно перегруженная и, возможно, не настолько уж и полезная. Как, в принципе, и умный дом – недешевая игрушка, практическая польза которой неочевидна по сравнению с ценой.
Что касается Петербурга, если не вдаваться в вопросы электронного документооборота, технологические инновации у нас не особо заметны. Основная, на мой взгляд, область применений всех этих информационных технологий — это управление транспортными потоками, поскольку в любом мегаполисе мира это, как правило, наиболее острый вопрос. Второе — введение системы видеонаблюдения с точки зрения безопасности и предотвращения уличной преступности и т.д. Видеокамеры у нас есть, но насколько они эффективны — сложно сказать. Что касается транспорта, у нас не могут даже отрегулировать светофоры на перекрестках, чтобы они нормально пропускали потоки. Внедрить электронные табло на остановках, которые бы показывали время до прибытия следующего автобуса, — это вообще высший пилотаж. В этом направлении Петербургу еще работать и работать».
«Мы наблюдаем повышение эффективности практически во всех сферах»
«С точки зрения ведения бизнеса, новые технологии позволяют снижать транзакционные издержки, повышать управляемость и контроль над процессами и ресурсами, применяя высвободившиеся возможности в других сферах. Мы наблюдаем повышение эффективности функционирования и улучшения качества жизни горожан практически во всем.
Свой вклад в развитие комфортной среды вносят в той или иной степени все субъекты экономики, и банки — не исключение. К примеру, активное развитие платежной инфраструктуры буквально за несколько лет преобразило характер и структуру взаимодействия горожан с поставщиками товаров и услуг. Сегодня, используя возможности мобильного или интернет-банка, можно оперативно оплатить все обязательные платежи, не выходя из дома, а функционал перевода средств с карты на карту позволяет без проблем передать нужную сумму другому физическому лицу. Активное развитие эквайрингового направления банковского бизнеса привело к тому, что практически любые (за исключением нелегальных) товары или услуги могут быть приобретены или заказаны в режиме онлайн. Автоматическое пополнение лицевых счетов с карт позволяет быть уверенным, что шлагбаум на ЗСД поднимется или что вы не останетесь в другом городе без мобильной связи. А привязка карт в мобильных приложениях позволит вам уехать домой на такси, даже если не успеете на метро.
Важным аспектом является и формирование комфортных условий для пребывания гостей города, например, посредством обеспечения возможности использования привычных пластиковых карт (или мобильного телефона, поддерживающего новейшие технологии, такие как ApplePay или SamsungPay) для расчетов в отелях, ресторанах, театрах и концертных залах, сувенирных магазинах».
«Интернет-технологии могут сделать диалог власти и общественности более эффективным»
«В этом году город запустил электронную «Единую систему строительного комплекса» с личным кабинетом застройщика. Представителям бизнеса еще предстоит оценить ее по достоинству, но уже сегодня ясно, что движение идет в верном направлении. Для застройщиков это означает экономию времени, возможность отслеживать все стадии прохождения заявки онлайн, повышение прозрачности работы госорганов и снижение коррупционных рисков и т.д.
Безусловно, в обычной жизни интернет-технологии тоже полезны, будь это возможность записаться к врачу, вызвать такси или, например, оплатить онлайн коммунальные услуги. Жители наших домов могут, используя личный кабинет на интернет-портале «Сообщество жильцов», не только оплачивать квитанции, но и следить за начислениями по каждой услуге за любой месяц, вносить данные счетчиков, смотреть историю своих платежей и т.д.
Автоматическое управление транспортными потоками и сетью общественного транспорта очень актуально, так как город активно растет. Пример Запада показывает, что для решения проблемы пробок это — перспективное направление, но мы здесь делаем лишь первые шаги.
Другой вопрос — каким образом могли бы использоваться (но пока не используются) уже существующие, готовые интернет-технологии для решения проблем городского развития. Я имею в виду общественное обсуждение перспектив исторического центра Петербурга, который нуждается в масштабной реконструкции. Большинство петербуржцев сейчас не участвует в этой дискуссии, их надо в нее вовлекать. Сегодня при наличии интернета, различных социологических инструментов диалог власти и общественности можно было бы выстроить гораздо быстрее и эффективнее».
«Разве не нонсенс, что мы вручную вписываем цифры в квитанции?»
Безусловно, в Петербурге есть такие сферы городской жизни, на которые уже влияют проекты «умного города». Например, «умное образование» проникает в петербургские школы, реальностью стали электронные журналы и дневники, специальные системы допуска в школу. Положено начало развитию Smart City в области ЖКХ. «МегаФон», замечу, первым в России представил комплексное решение для строительства и ЖКХ на основе сети стандарта NB-IoT – умные счетчики электроэнергии и водопотребления.
В нескольких регионах идут пилотные проекты по внедрению умных счетчиков, до 2020 года планируется оснастить ими все регионы. Потребители ждут таких решений.
Кстати, в нашем офисе мы давно создали «умную сеть». Везде стоят системы автоматизированного учета, мы собираем данные. Причем речь идет не только о показаниях счетчиков – мы изучаем профили нагрузки, чтобы эффективнее работать над оптимизацией затрат на энергопотребление. В масштабах города формирование умных сетей даст значительные эффекты. Например, в Барселоне и в Мадриде была проблема постоянного воровства канализационных люков. Администрации решили бороться с этим, установив датчики открытия на люки. Telefónica, чьим партнером мы является, разработала решение с привязкой датчиков к карте, где в режиме онлайн можно видеть, срабатывают ли они. Я уверен, что реализацию подобных решений в Петербурге мы увидим в недалеком будущем.