Несмотря на то, что «охранник» чаще всего ассоциируется с крепким мужчиной в форменной одежде с оружием и радиостанцией в руках, технологии начали серьезно менять этот вид деятельности. Прежде всего, это касается спектра предоставляемых услуг и их эффективности. Сами же охранные структуры смогли не только оптимизировать расходы, но и значительно повысить качество предоставляемых услуг.
«Один из сегментов рынка охранных услуг – пультовая централизованная охрана (далее ПЦО) – у ряда компаний является высокотехнологичным сервисом. Контроль объекта осуществляется с помощью IT технологий. А при необходимости реагирования на событие – например, в случае проникновения на объект посторонних лиц – туда направляются сотрудники групп быстрого реагирований, – рассказывает Юрий Брюквин, генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком». – Сейчас объектовая сигнализация является IT-системой, которая интегрируется с различными видами оборудования. Соответственно функционал такой системы может выполнять глобальные задачи комплексного обеспечения безопасности».
Подтверждают это и игроки рынка охранных услуг. Так, в «Охранной Фирме «Титан» говорят о том, что использование высокотехнологичных решений сегодня – залог успешного развития охранной организации, так как данные технологии позволяют как предоставлять качественные услуги, так и контролировать все процессы.
«Злоумышленники пытаются использовать как старые, проверенные временем способы, так и современные технологии. Очень важно изучать те инструменты, которые могут применить злоумышленники, чтобы предпринять эффективные меры противодействия», – уверен генеральный директор «Охранной Фирмы «Титан» Сергей Алексеев.
Правда, последняя причина не является определяющей: слишком мала пока доля правонарушителей, которые хорошо разбираются в технологиях. Все-таки речь идет не о компьютерном мошенничестве и не о вирусописателях – это отдельная каста мошенников, для которых технологии – привычный и безусловно необходимый инструмент. В случаях с проникновением в помещение такое встречается, но реже. Юрий Брюквин утверждает, что такое бывает в кино, а на практике о таких случаях, как «взлом» объектовой сигнализации или IT -системы охранной структуры, в нашей стране редко кто слышал. Причина, скорее всего в том, что для преступников необходимое оборудование и IT-обеспечение являются слишком дорогостоящими.
Конечно, охранным организациям приходится инвестировать немалые средства в создание собственной IT-инфраструктуры. Однако значимость технологий для оптимизации расходов и повышения эффективности деятельности нельзя недооценивать.
«В первую очередь IT в сфере безопасности снижают вероятность ошибок в результате влияния «человеческого фактора». Современные программно-аппаратные комплексы способны идентифицировать угрозы, принять, обработать и проанализировать информацию и предложить для исполнения наиболее эффективные решения по предотвращению или пресечению угрозы, – поясняет Сергей Алексеев. – Внедрение IT приводит к сокращению затрат на содержание избыточного или неэффективного персонала, но взамен появляется необходимость привлечения более квалифицированных и высокооплачиваемых сотрудников».
И все же использование IT-инструментов для охранных компаний – это прямой путь к увеличению рентабельности. Конечно, речь не идет о том, чтобы повышать стоимость услуг для клиентов. В ОФ «Титан» говорят, что внедрение IT-решений требует как значительных единовременных затрат на приобретение оборудования и технологий, так и регулярных вложений в обслуживание всех систем, находящихся в эксплуатации, но на ценах для клиентов это не отразилось.
«Для охранных организаций услуги ПЦО являются более эффективными. Причем уровень эффективности напрямую зависит от уровня развития IT-систем, к тому же наблюдается переход клиентов с других видов охраны на ПЦО, так как они отличаются более высокой точностью и надежностью, – Юрий Брюквин объясняет, откуда берутся дополнительные прибыли у охранных компаний, становящихся более технологичными. – Можно говорить, что с развитием технологий ПЦО у охранных структур расширяются возможности по наращиванию ARPU. Помимо базового пакета, традиционно включающего охрану объекта и контроль окон и дверей, клиент может за дополнительную плату (установочную и абонентскую) подключить, например, датчики дыма и газа для предотвращения пожара и утечки газа, датчики протечки воды, различные климатические датчики и т.п.».
Эксперты и игроки рынка уверены, что будущее охранных организаций – именно в применении IT. Причина в том, что, как говорит Сергей Алексеев, в идеале развитие охранных услуг – и в целом безопасности – должно развиваться по линии предупреждения и эффективного пресечения преступлений. А для этого необходимы более действенные технологические инструменты.
К этому подталкивает и развитие самих технологий, которые стали более доступны конечным пользователям – как частным, так и корпоративным клиентам. Уже можно осуществлять поиск по фото с использованием различных специальных средств, получают распространение биометрические технологии.
«С развитием IT охранные системы «обрастают» функциями умного дома, – рассказывает Юрий Брюквин. – Кроме того, развиваются мобильные приложения охранных структур. Уже сейчас можно с помощью смартфонов контролировать состояние объекта. В ближайшей перспективе с помощью мобильных приложений можно будет управлять объектовой охранной системой. Например, удаленно отключить сигнализацию и открыть дверь. Или закрыть окно после проветривания и активировать датчики движения».
Так что те, кто работает по старинке, станут менее конкурентоспособны.