Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Как российскому Давиду победить китайского Голиафа?

Фото: GS Group
Фото: GS Group
Эффективные меры государственной поддержки способны помочь российским производителям электроники занять весомую долю на отечественном и мировом рынке. Но для этого участники рынка должны консолидировать усилия.

Конкуренция с иностранными производителями – вопрос не только развития, но и самого существования российской электронной промышленности. «Российские производители гражданской продукции критически отстают от своих зарубежных конкурентов в масштабе деятельности», – отмечается в проекте «Стратегии развития электронной промышленности России», подготовленном инициативной группой игроков рынка. Отставание в масштабе влечет за собой неконкурентоспособные цены и технологии – чтобы инвестировать в НИОКР на уровне мировых гигантов, нужно и зарабатывать на их уровне.

Технологическая революция и так называемая «цифровизация» превратили электронную промышленность в одну из самых перспективных отраслей мировой экономики. Электронные компоненты востребованы буквально во всех сферах народного хозяйства – автомобилестроении, авиастроении, средствах связи, станкостроении, производстве медицинской аппаратуры, ЖКХ и многих других. Любое современное устройство, начиная от «умных» часов и кончая телевизором, имеет электронную начинку разной степени сложности.

По оценкам экспертов, объем российского рынка электронных изделий достигает 1 трлн рублей в год, однако, его значительную долю отечественные компании отдают зарубежным конкурентам. «В секторе производства радиоэлектронной аппаратуры для оборонно-промышленного комплекса российские предприятия успешно конкурируют с зарубежными, а в некоторых направлениях и опережают их. Иная ситуация сложилась на потребительском рынке – здесь доминируют иностранные производители», - подчеркнул председатель совета директоров предприятия «Позитрон» Захар Кондрашов.

Проблемы отрасли усугубились в связи со вступлением России в ВТО и снижением таможенных тарифов на ввоз в страну электронных устройств. Варианты эффективных мер государственного регулирования электронной промышленности, а также возможные совместные действия компаний для улучшения ситуации, обсудили участники круглого стола, организованного РБК Петербург.

Зачем догонять конкурентов?

По мнению директора по стратегическому маркетингу GS Group Андрея Безрукова, конкурировать с зарубежными компаниями возможно и целесообразно на отдельных направлениях, там, где создан необходимый технологический задел. «В разработанной с нашим участием «Стратегии развития электронной промышленности России» эти направления отмечены – СВЧ-компоненты, силовая электроника, фотоника и еще ряд направлений, в которых отечественные компании обладают высокими компетенциями, и в которых мы несущественно отстаем от зарубежных конкурентов», - отметил руководитель «Информационно-аналитического центра современной электроники» («Совэл») Иван Покровский.

С ним согласен генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс: «Если речь идет о производстве компонентов, ТВ-панелей, процессоров, то России, в век глобализации, нет ни экономического смысла, ни возможностей «догонять» конкурентов». «Зачем, к примеру, нужно иметь собственное российское производство ТВ-панелей, если всего четыре завода в Юго-Восточной Азии полностью покрывают все мировые потребности?», - аргументирует он свой тезис, - мы находимся в неконкурентных условиях в сравнении с другими странами Европы, не говоря уже про Китай».

Генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс: «Зачем, к примеру, нужно иметь собственное российское производство ТВ-панелей, если всего четыре завода в Юго-Восточной Азии полностью покрывают все мировые потребности?»
Генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс: «Зачем, к примеру, нужно иметь собственное российское производство ТВ-панелей, если всего четыре завода в Юго-Восточной Азии полностью покрывают все мировые потребности?»

Заместитель генерального директора ПАО «Светлана» по научно-техническому развитию Валерий Клевцов отметил направления, в которых его предприятие успешно конкурирует на внутреннем рынке и за рубежом: «Это рентгеновские трубки, радиационно-стойкие микросхемы, а также микроволновые приборы различных классов».

Необходимость отказаться от конкуренции широким фронтом и сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях поддержал и генеральный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон: «Массовый продукт, технологически более простой, следует приобретать у иностранных поставщиков, при этом стимулируя их открывать производства на территории России и занимаясь, таким образом, импортозамещением. А основные усилия следует направить на производство уникальных приборов и технологий – тех изделий, которые имеют высокую интеллектуальную ценность, способны обеспечить конкурентоспособность и безопасность страны».

Государство в роли садовника

Сегодня отечественные компании не участвуют в глобальном процессе мирового распределения труда в производстве электронных компонентов, уверен председатель совета директоров инжиниринговой компании «Диполь» Николай Ковалев. По его мнению, спрос на продукцию гражданского назначения в России велик, но ограничивается текущим экономическим положением страны и платежеспособностью населения: «Все хотят иметь Iphone, но не все могут себе его позволить. Если снижается общее потребление, то падает и спрос на продукцию электронной отрасли».

В этих условиях регулирование отрасли необходимо начать с предоставления преференций продуктам собственного производства, полагает Н. Ковалев: «Это кропотливая работа государственных специалистов. Нужно четкое понимание собственного продукта, его состоятельности и ценности на глобальном рынке, потенциала к развитию и многие другие факторы. Это, по сути, работа хорошего садовника. И я вижу, что потихоньку она уже ведется государством. Ну а дальше, уже защитив позиции на своем рынке и достигнув определенного уровня, можно договариваться о вхождении в глобальный мир».

«Правильная логика такая: нужно сначала упрочить позиции на российском рынке и потом, благодаря очень грамотным и выверенным точечным действиям всего сообщества и отраслевых регуляторов, выходить на международный рынок», - соглашается А. Безруков.

Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков: «Правильная логика такая: нужно сначала упрочить позиции на российском рынке и потом, благодаря очень грамотным и выверенным точечным действиям всего сообщества и отраслевых регуляторов, выходить на международный рынок»
Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков: «Правильная логика такая: нужно сначала упрочить позиции на российском рынке и потом, благодаря очень грамотным и выверенным точечным действиям всего сообщества и отраслевых регуляторов, выходить на международный рынок»

Участники круглого стола сошлись во мнении, что в сегменте производства бытовой техники государство должно постепенно ужесточать требования к локализации производства электронных устройств, что позволит стимулировать внутренний спрос на отечественную продукцию и будущие инвестиции в ее развитие.

«В среднем, уровень локализации на российских заводах по производству бытовой электроники колеблется в диапазоне от 1% до 7%, в зависимости от модели, - развивает этот тезис Блажей Бернард Райсс. - Можно увеличить локализацию на 10-15%, только за счет увеличения ввозных таможенных пошлин на готовые электронные блоки. Так действовал Китай, и действует, например, Бразилия. Не лишним было бы поднять пошлины и на готовые телевизоры, тогда в Россию вернулась бы сборка самых дорогих брендов».

Воля к защите рынка

Вопрос импортных пошлин – один из ключевых для электронной промышленности России, отметили участники круглого стола.

«Локализацию производства можно увеличить с помощью введения пошлин на ввозимое готовое изделие, - предлагает Захар Кондрашов, - в настоящее время пошлины на каждый отдельный ввозимый элемент - гораздо выше, чем на целое изделие. В результате, собирать изделие на территории РФ становится экономически невыгодно, даже с учетом текущего валютного курса и стоимости рабочей силы в РФ».

Вступление России в ВТО, ведущее к снижению тарифов на ввоз импортной продукции, существенно повредило отрасли, уверен Б.Райсс. «ВТО работает на Китай, - объясняет он. - Китай снижает импортные пошлины только тогда, когда увеличивает собственное производство и заваливает мировые рынки своей продукцией. По тем продуктам, которые нигде, кроме Китая, производить не выгодно, китайская импортная пошлина близка к нулю – пожалуйста, ввозите! Но только вы ничего не продадите, потому что китайские цены будут заведомо ниже, в силу масштабов производства и спекуляции курсом юаня».

«По тем же продуктам, где ещё хоть кто-то составляет конкуренцию Китаю, ставка на ввоз в эту страну высока, по некоторым кодам она достигает 50%», - утверждает промышленник. Если Россия не может отказаться от членства ВТО, то ей следует стимулировать внутреннее производство за счет введения заградительных пошлин на некоторые виды бытовой техники, - резюмирует Б.Райсс.

ВТО – существенная проблема, с точки зрения развития электронной отрасли, но опыт других стран, торгующих по международным правилам, показывает, что эта проблема разрешима, - отметили участники разговора. «Существует много примеров разумного протекционизма, например, защита Европой своего телевизионного рынка. Важно, чтобы появилась воля защитить собственный рынок, которая стала бы одной из задач государственной политики в отрасли», - добавляет Н.Ковалев.

Единым голосом

Чтобы голос представителей отрасли, особенно частных компаний, был услышан регуляторами, игрокам необходимо объединяться, полагает Андрей Безруков: «У нас существуют схожие пожелания и проблемы, и нам необходима площадка, подобная тем, которые существуют у представителей мясной и молочной промышленности».

«Объединение уже дает результаты, - утверждает он, - после того, как мы стали периодически собираться в Москве, многие компании отрасли нашли себе деловых партнеров, как среди частных, так и среди государственных организаций. Ведь до сих пор так и не появилось замены Министерства электронной промышленности СССР с институтом главных конструкторов, благодаря которому все знали, на каком предприятии осваивается та или иная технология».

Валерий Клевцов, со своей стороны, полагает, что кластеризация и создание крупных холдингов, подобных «Росэлектронике», позволит объединить ограниченные финансовые ресурсы отдельных отечественных предприятий и, тем самым, достичь синергии.

«Я принимал участие в создании нескольких таких ассоциаций, как на региональном, так и на федеральном уровне. Создание некоторых из них оказалось нецелесообразным, но есть и те, что активно функционируют. Например, деятельным и заметным участником формирования «повестки дня» в регионе является «Ассоциация предприятий радиоэлектроники Санкт-Петербурга»». «Важно, чтобы игроков отрасли слушали чиновники. А слышать профессионалов-технократов начали совсем недавно, года два тому назад, - делает акцент Николай Ковалев. - До этого нас выслушивали, хлопали по плечу и переходили к обсуждению более важных государственных вопросов».

Компетенция Чтобы развить собственные технологии, надо сначала купить чужие
Содержание
Закрыть