Большинство участников российской электронной промышленности фокусируются на «неправильных» ввозных пошлинах и низком уровне внутреннего спроса, как на главных факторах спада в индустрии. Главный эксперт Московского Научно-Исследовательского Телевизионного Института (МНИТИ), ученый и конструктор, доктор технических наук Калью Кукк расставляет акценты иначе: спрос достаточен, но предложение - крайне слабое. Чтобы его развить, потребуется инъекция иностранных технологий, - говорит К. Кукк в комментарии РБК+.
Потребительский рынок не принадлежит России
Отставание российской радиоэлектроники от зарубежных конкурентов наметилось еще за пару лет до развала СССР, резко усугубилось в 1990-е годы и продолжает нарастать сейчас. Одна из причин – в том, что наша страна не делает акцент на развитие потребительской электроники, которая является самым массовым, выгодным и богатым на технологические инновации направлением в мировой электронной индустрии. В государственных программах развития отрасли о потребительском сегменте просто ничего не говорится, как будто его не существует.
В то же время, тенденция последних лет на мировом рынке – это рост доли потребительской электроники, чему в немалой степени способствует развитие телевидения в широком понимании этого слова. В телевидении соотношение между потребительской и профессиональной электроникой составляет 84:16. Перечень современной бытовой телевизионной техники на российских прилавках насчитывает более 25 наименований законченных изделий, включая наиболее популярные – телевизоры, планшеты, смартфоны, цифровые приставки. Благодаря быстрому росту телевизионных технологий, происходит ускоренная смена абонентского оборудования и, следовательно, рост рынка потребительской радиоэлектронной аппаратуры. В не самом экономически благополучном 2015 году в России было приобретено телевизоров, планшетов и смартфонов на сумму 550 млрд руб.
Происходящую в мире так называемую цифровую трансформацию сопровождает ускоренный рост числа единиц индивидуального радиоэлектронного вооружения, передаваемого в управление одному человеку. Началось все с проводного телефонного аппарата, к которому затем добавились радиоприемник и телевизор, а теперь в персональный набор оборудования может входить и начиненный электроникой автомобиль, и смартфон, и планшет, и персональный компьютер, плюс навигатор, спутниковая станция, игровые приставки, устройства теленаблюдения, элементы Интернета вещей и т.д. Отсюда следует важный вывод: соотношение между профессиональным и потребительским оборудованием на рынке радиоэлектроники будет и дальше меняться в пользу потребительского сегмента.
А высокотехнологичный потребительский рынок, к сожалению, российским производителям не принадлежит.
У российских производителей – проблемы именно с той электронной продукцией, которая является наиболее массовой, а, следовательно, и наиболее выгодной
Строим свою промышленность, покупая зарубежные активы
Часто говорится об узком спросе внутри России на гражданскую радиоэлектронную продукцию. На деле, спрос имеется, и достаточно большой, однако нет адекватных предложений со стороны отечественной промышленности. Российские приоритеты в области радиоэлектроники до сих пор не предусматривают какого-либо расширения производства потребительской техники. Мы проигрываем и в экономике, и в развитии продукции для потребительского рынка. Полагаемся на природную ренту. Российский потребительский рынок в области абонентской аппаратуры отдан на откуп крупным транснациональным корпорациям (Samsung, LG, Philips, Sony, Ericsson, Apple и др.). Корейские телевизионные заводы в России работают с уровнем локализации не более 10%.
В такой ситуации наиболее правильным решением является привлечение зарубежных инвестиций и технологий для начала развития этого направления электронной промышленности. Сложность новых технологий и высокая стоимость их разработки диктует необходимость научно-технического сотрудничества с ведущими мировыми компаниями и финансового партнерства с отечественными и зарубежными инвесторами.
Постепенное углубление локализации технологических основ производства – одно из главных условий успеха. По мере накопления технологического и производственного опыта, возникнет необходимость и возможность приобретения зарубежных высокотехнологичных радиоэлектронных активов. Одновременно при этом реализуется импортонезависимость, вплоть до полной, или до того уровня, который нас устраивает по условиям международного разделения труда.
Этот алгоритм освоения новых технологических областей не является новым. По аналогичному пути прошла послевоенная Япония, а сейчас его успешно завершает Китай.
Сложность новых технологий и высокая стоимость их разработки диктует необходимость научно-технического сотрудничества с ведущими мировыми компаниями.
Лучшая форма конверсии
На реализацию описанного сценария понадобится 8-10 лет последовательного труда. Российская радиоэлектронная промышленность, форвардом которой сейчас выступает оборонный комплекс, способна решить эту задачу, при активном участии государства. Для предприятий оборонного комплекса производство высокотехнологичной потребительской техники станет лучшей формой «конверсии устойчивости». В свою очередь, неиссякаемый рынок потребительской радиоэлектроники, встав на ноги, поднимет смежные рынки, в том числе, российскую микроэлектронику.
Напомню, что массовое производство является высшей формой производства, обеспечивая рост производительности труда, высокое качество продукции, высокую степень автоматизации и роботизации процессов и повышение рентабельности.
Что касается активно дискутируемой проблемы ввозных пошлин, то ее решение ни в коем случае нельзя воспринимать как единственную спасительную меру. Вместе с тем, регулирование таможенных тарифов в зависимости от складывающейся конъюнктуры является перманентной важной задачей.