Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Сельское хозяйство как зона рискованных инвестиций

Интерес бизнеса к аграрному сектору велик, но реализовать его пока сумели немногие.
Интерес бизнеса к аграрному сектору велик, но реализовать его пока сумели немногие. (Фото: ГК «Лосево»)
Введенное в 2014 году российскими властями продовольственное эмбарго («антисанкции») объективно усилило инвестиционную привлекательность сельского хозяйства Петербурга и Ленобласти как в сегменте производства сырья (молочного и мясного животноводства, овощеводства и т.п.), так и в сегменте его переработки.

Однако бизнесу оказывается не просто воспользоваться этой возможностью, даже при том, что АПК Ленобласти находится в четверке самых инвестиционно-привлекательных отраслей региона.

Яичные реки

«Во что точно нет никакого смысла инвестировать, так это в производство мяса птицы и, особенно, яиц», - уверен генеральный директор ГК «Лосево» Эльдар Беглов, ставший в этом году победителем премии «Эксперт года» в номинации «Эксперт в сфере агропрома и пищевой промышленности». Свое мнение он обосновывает тем, что в области есть несколько производителей-гигантов, которые полностью удовлетворяют спрос региона (Петербурга и Ленобласти). Ежегодно в области производится порядка 3 млрд яиц (по этому показателю Ленобласть находится на первом месте в России, занимая 7% рынка страны), что в 1,5-2 раза больше потребления региона. Что касается мяса птицы (главным образом, курицы), то оно тоже производится с избытком. Хотя производителей птицы кризис, конечно, коснулся, но как считает Эльдар Беглов, «их позиции остаются прочными, так что если и пытаться конкурировать с крупными птицефабриками, то только в нише премиальных фермерских продуктов».

Не в свои сани

В молочном животноводстве ситуация менее однозначна. Хотя производство сырого молока в Ленобласти постоянно растет (см. справку), его ежегодный объем, по оценкам ГК «Лосево», до сих пор в 3,5 раза меньше реального объема потребления в регионе. При этом все эксперты утверждают, что климатические условия Ленобласти, с ее влажным и умеренно теплым летом, способствуют животноводству, так как создают благоприятные условия для выращивания кормов. «Другим фактором, благоприятствующим инвестированию в молочное животноводство, является наличие в регионе большого числа предприятий, имеющих статус племенных заводов», -- отмечает Эльдар Беглов (читайте также интервью с ним).

По данным правительства Ленобласти, 75% коров в области -- племенные. Их средняя продуктивность (см. справку) вдвое превышает среднероссийский показатель и сопоставима с европейским уровнем, а целый ряд предприятий уже превысили не только европейские, но даже показатели США (хотя не достигли высот производительности Израиля).

Несмотря на все эти достоинства, масштабы производства сырого молока в регионе явно недостаточные, и его дефицит огромен. Казалось бы, все это открывает хорошие возможности для инвестирования, тем более, что, судя по всему, одной из главных причин дефицита является высокая себестоимость производства сырого молока из-за отсталости технологий, применяемых сегодня на большинстве молочных ферм. Как отмечают в ГК «Лосево», «около половины из более, чем 120, молочных ферм, расположенных в Ленобласти, не модернизированы, то есть представляют собой готовые объекты для инвестиций».

В то же время, заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Сергей Яхнюк в интервью РБК Петербург не рекомендуют обычным, не специализированным, инвесторам вкладываться в эту сферу: «Выращивание животных требует высокой квалификации животноводов, знания большого количества тонкостей и большого опыта. Чтобы заниматься сельским хозяйством, надо быть профессионалом». В итоге он считает, что лучше инвестировать в переработку -- потому что она основана на устоявшихся технологиях, «от которых сложно уклониться».

В этой связи, наиболее перспективным направлением инвестирования Сергей Яхнюк считает производство сыра, предложение которого серьезно сократилось из-за эмбарго. Производство сыра за один только минувший год выросло в области на 50%, но в реальных объемах это все равно очень мало, уверены эксперты. «Эта ниша до конца не закрыта. Если применять современные технологии и производить качественные сыры, то это направление - беспроигрышное для инвестирования», -- заявил РБК Петербург Сергей Яхнюк.

В то же время, по данным ГК «Лосево», мощности существующих перерабатывающих молочных заводов загружены менее чем наполовину. То есть дефицита переработки, в отличие от производства сырья, в регионе нет. «В переработку инвестировать легче и понятнее. В данном направление меньше рисков и выше рентабельность. Но не стоит рассчитывать, что дефицит сырого молока сам исчезнет. На мой взгляд, лучше подходить к этому вопросу комплексно, но это сразу увеличивает единовременные затраты», - рассказал Эльдар Беглов в интервью РБК+. «В Ленинградской области функционирует 3 крупных переработчика, которые задают условия для рынка. Я уверен, что нужны средние игроки – их наличие позволит стабилизировать цены на сельхозпродукцию, в частности, на сырое молоко, а это, в свою очередь, повысит рентабельность бизнеса фермеров», - уточнил он.

С другой стороны, закупать сырое молоко по высоким ценам переработчики не могут, потому что потом им будет не продать свою продукцию – из-за недостаточной и продолжающей падать платежеспособности населения. Как показывает опыт кризиса 1990-х годов, часть населения, обеднев, может вовсе отказаться от молочной продукции, либо потреблять суррогаты (молоко из порошка и пальмового масла).

Где кадры, которые решают все?

В то же время, развивать молочное животноводство в Ленобласти крайне сложно из-за хронического дефицита квалифицированных кадров. Это признают все.

По словам Сергея Яхнюка, инвесторов привлекает в Ленобласть помощь государства – как федеральных, так и региональных программ поддержки сельхозпроизводителей. В частности, он называет действенными мерами поддержки субсидирование из областного бюджета 5% ставки по кредитам, единовременное пособие молодым специалистам в размере 91 тыс. рублей, начинающим фермерам – 1,5 млн руб., программу развития сельских территорий (газификация, поддержка ИЖС для молодых специалистов, и др.), повышение эффективности использования земель путем изъятия простаивающих участков и т.п. Однако сельхозпроизводители жалуются на отсутствие прогресса в самом важном для них направлении – подготовке кадров.

«Самые большие проблемы сейчас – с грамотными растениеводами, от работы которых напрямую зависит урожай, а значит, и выполнение инвестпрограммы», -- утверждает генеральный директор ЗАО «Агрофима «Роса»» Николай Лобанов. «Надо уметь выращивать, -- говорит финансовый директор АФ «Выборжец» Павел Петров. – Если неверно выполнять уход за растениями, то можно не достигнуть плановой урожайности и уйти в минус. Так что ключевая компетенция в нашем бизнесе – агрономия. Плюс, конечно, управление бизнес-процессами компании».

В итоге, наименее рискованное инвестирование в сельхозпроизводство могут себе позволить лишь компании, уже имеющие коллектив квалифицированных кадров. То есть инвестировать имеет смысл не в новое производство, с нуля, а в расширение имеющегося. Именно такое инвестирование и происходит в реальности. По данным правительства Ленобласти, в регионе сейчас реализуются 33 инвестпроекта с общим объемом вложений более 24 млрд рублей. В качестве примера Сергей Яхнюк называет проект племенного завода "Красногвардейский" по расширению своей молочной фермы с объемом инвестиций в 250 млн рублей, ради которого предприятие дополнительно арендовало около 2 тыс. га земли. Впрочем, руководители действующих сельхозпредприятий признают, что внешних инвесторов отпугивает высокая закредитованность их компаний.

Главные риски

Помимо проблем с кадрами и закредитованности сельхозпредприятий, инвесторов ожидают риски, связанные с другими факторами. Главный – снижающаяся платежеспособность потребителей, не позволяющая, даже при дефиците качественных продуктов, закладывать в цены инвестиционные издержки. Это обстоятельство значительно увеличивает сроки окупаемости проектов и их риски.

Себестоимость производства у аграрных предприятий Ленобласти заметно выше, чем у российских южан и даже иностранцев (поставщиков продуктов из Турции, Марокко, Израиля, Ирана и др.). Основной фактор дополнительных затрат – недостаток солнца в наших северных широтах. «У нас первая световая зона, то есть солнечных дней очень мало. Зимой солнца вообще практически нет, так что выращивать овощи мы можем только при искусственном свете, который очень дорог», - объяснили РБК Петербург в Агрофирме «Выборжец». По этой причине областные овощеводы не могут низкой ценой «задавить» южных и иностранных конкурентов – несмотря даже на их транспортные издержки и курсовую разницу. В результате, летом, за счет импорта и продукции с юга России, цена на рынке падает так сильно, что делает производство местных овощей нерентабельным. Впрочем, по мнению Эльдара Беглова, выход есть – строить современные технологичные хранилища, позволяющие придерживать выращенные летом овощи до сезона более высоких цен, при сохранении качества и товарного вида продукции.

Павел Петров считает важным фактором риска «отсутствие синхронизации на уровне региона производственных программ крупных агрохолдингов», в результате чего в 2015-2016 годах из-за дефицита и, соответственно, высоких цен на длинноплодные огурцы, «все бросились их производить». В результате осенью 2016 года рынок оказался перенасыщенным, цены на них рухнули и рентабельность провалилась – производить их стало менее выгодно, чем короткие огурцы, цены на которые, наоборот, взлетели из-за возникшего дефицита (многие предприятия сократили их производство из-за низких прошлогодних цен). «В Европе существует ассоциация производителей овощей, которая координирует производственные программы крупных агрохолдингов, -- говорит Павел Петров. – Все инвестпрограммы регистрируются в ассоциации, она их анализирует и выдает прогнозы. Это помогает держать цены и избегать ситуаций, подобных нашей нынешней».

Также серьезные риски создает неустойчивый климат Ленобласти - в регионе периодически случаются серьезные неурожаи. Как раз такой неурожай случился в этом году, когда с мая по сентябрь в регионе выпало осадков в 2 раза больше климатической нормы. «Такой плохой, дождливой, погоды у нас не было 30 лет», -- утверждает Сергей Яхнюк. По его данным, общий недобор урожая составил 30%, из-за этого выручка сократилась примерно на 1 млрд руб., а чистый убыток (из-за погибших под дождем посадок) составил, по предварительным расчетам, 468 млн руб. Качество кормов для скота ухудшилось, что привело к заметному росту затрат на производство мяса и молока.

Правительство Ленобласти прогнозирует сокращение прибыли в сельском хозяйстве по итогам 2016 года в два раза, по сравнению с планами, и снижение рентабельности сельхозпроизводителей до 7%.

Деньги – в полный цикл

Самым эффективным способом инвестирования в нашем регионе в нынешних условиях и.о. директора СПб регионального филиала «Россельхозбанка» Дмитрий Новожилкин считает вложения в полный цикл – от производства до продаж. «Самое эффективное – собрать всю маржу от всех элементов цепочки, -- утверждает он. -- В мясном и молочном бизнесе это означает, что надо заниматься всем – от выращивания растений для производства кормов до переработки молока и мяса и продажи продуктов переработки, то есть до создания своей фирменной торговли. Хотя крупным компаниям продавать самим - не выгодно, и они вынуждены сотрудничать с сетями, что создает проблемы. А вот многие мелкие хозяйства реализуют полный цикл, продают продукцию через свои магазинчики в деревнях. И они наиболее эффективны, потому что полный цикл позволяет нивелировать внезапные убытки в одном сегменте прибылью другого сегмента».

«Именно такой путь прошла московская компания «Мираторг», - продолжает финансист, - которая, благодаря стратегии полного цикла, выросла из маленькой семейной фирмы братьев Линник в крупный федеральный холдинг. Например, для увеличения рентабельности овощных агрофирм им надо заняться еще и переработкой овощей – консервированием, изготовлением салатов и т.п. Это повысит их устойчивость в меняющихся условиях». Дмитрий Новожилкин уверен, что комплексный формат инвестирования вскоре станет мэйнстримом в аграрном бизнесе.

Профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко считает, что перспективы инвестирования в сельхозпроизводство определяются главным обстоятельством - ожиданиями инвесторов относительно политики санкций и контрсанкций. «Вероятно, в начале 2017 года всплеска инвестиций ждать не стоит, -- полагает она. -- Пока не прояснится ситуация с ожидаемым расширением доступа на рынок санкционных товаров, не следует рассчитывать на масштабные проекты в этой области. Очевидно, что уже запланированные и получившие одобрение инвесторов проекты будут постепенно реализованы в нормальном темпе».

«Для всплеска инвестиций требуются какие-то экстраординарные условия, - продолжает Елена Ткаченко, - например, резкое сокращение производства птицы в Европе из-за птичьего гриппа, вследствие чего откроются перспективы для экспорта и, соответственно, для инвестиций». «При длительной окупаемости проектов в сфере производства овощей, для их старта должно сойтись сразу несколько факторов - длинные и дешевые деньги, высокий неудовлетворенный спрос и высокие цены», - считает она.

СПРАВКА

По данным правительства Ленинградской области, в 2016 году объем поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств областного и федерального бюджетов составит 4,6 млрд. рублей. По состоянию на 21 ноября 2016 года, на счета предприятий перечислено порядка 4 млрд рублей (88%). На реализацию подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» выделено 2,110 млрд руб., из которых более 80% составили средства областного бюджета (1,693 млрд руб.). АПК Ленинградской области находится в четверке самых инвестиционно привлекательных отраслей региона. В настоящее время в области реализуется 33 инвестиционных проекта на сумму более 24 млрд рублей.

Прогноз валового сбора по итогам 2016 года: зерна – 110 тыс. тонн, картофеля – 220 тыс. тонн, овощей – 180 тыс. тонн. Заготовлено 31,1 ц кормовых единиц на условную голову. «Это чуть меньше, чем в прошлом году, но достаточно для обеспечения кормами поголовья в зимнестойловый период», — считает заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Сергей Яхнюк. Прогноз производства сырого молока: 606,5 тыс. тонн (+17 тыс. тонн к 2015 году). При этом молочная продуктивность составит 8160 кг на фуражную корову (+195 кг к 2015 году). Прогноз производства мяса (птица, говядина, свинина): 373 тыс. тонн (+1,5 тыс. тонн к 2015 году). Производство яиц: 3 млрд штук яиц в год (1-е место по стране). Вылов рыбы по итогам 2016 года составит 21 тыс. тонн - 108 % к 2015 году.

Пищевой и перерабатывающей промышленностью будет произведено молока и молокопродуктов - 176 тыс. тонн, 40 тыс. тонн хлеба, 27 тыс. тонн кондитерских изделий, 92 тыс. тонн мясопродуктов, 405 тонн сыра.

Компетенция Инвестиции в аграрный сектор: все свое, от поля до прилавка
Содержание
Закрыть