Сектор без примесей
В то время как многие крупные предприятия, торгующие предметами роскоши (например, производители люксовых сумок или премиум-алкоголя), столкнулись с оттоком так называемых «случайных покупателей» или мнимых богачей, в luxury-туризме количество клиентов сохранилось на прежнем уровне, утверждает директор по работе с клиентами туристической фирмы ITS Вероника Королева.
По ее словам, в VIP-туризме демонстративное потребление — скорее исключение из правил, поэтому оттока клиентов в связи с уходом случайных покупателей в этой сфере не произошло. «В нашем бизнесе речь идет скорее об индивидуальных предпочтениях клиента, нежели о «показе принадлежности» к определенному классу. Периодически мы сталкиваемся со сменой предпочтений — например, вместо традиционных горнолыжных направлений, таких как Куршевель или Санкт-Мориц, клиент может отправиться кататься в США, — рассказывает В. Королева, — Однако это скорее исключение. Ведь хотя спрос на Америку стабилен, Европа все же нам ближе — ментально и географически».
В туризме нельзя провести четкую границу между сегментом «выше среднего» и luxury, утверждает генеральный директор JSP Travel Виктория Печенкина. «Например, вилла на Мальдивах от 3 тыс. долларов в сутки будет, конечно, высоким уровнем. Но в том же Дубае номер за 1000 долларов в сутки — тоже luxury. Кроме того, есть московский рынок, где могут быть и другие критерии», — объясняет В. Печенкина.
Поправка на кризис
И все же кризис привнес сделал привычки петербургских богачей несколько скромнее. Это, как отмечает В. Печенкина, проявляется, например, в том, что некоторые клиенты стали менее требовательны к выбору гостиниц: бренды уже не играют здесь решающей роли. «Некоторые клиенты до кризиса всегда ездили, например, в отель One & Only на Мальдивах. Теперь же они согласны на размещение с сопоставимым уровнем качества, но в гостинице с брендом попроще. Имя и гламур, за которые клиент платил раньше, стали не так важны, однако заданная планка по качеству сохранилась», — рассказывает В. Печенкина. По словам эксперта, некоторые клиенты все же поменяли свое отношение к бюджету. «Особенно с учетом того, что классический портрет наших клиентов — это директора и собственники бизнеса, считающие свои деньги. Чиновники традиционно у нас не обслуживаются», — добавляет В. Печенкина.
При этом состоятельные клиенты, как рассказывают участники туристического рынка, учитывают падение курса рубля. «Некоторые гости, привыкшие к отдыху высокого уровня, иногда немного сокращают количество дней поездки, но не качество сервиса. Уровень отеля всегда был и останется в приоритете», — рассказывает В. Королева.
Смена шаблона
У ряда клиентов наметилась тенденция к изменению запросов — как с точки зрения географии поездок, так и относительно специфики отдыха. «Случается, что с традиционными азиатскими направлениями, такими как Гонконг, клиенты сочетают что-то более неизведанное — Бруней, например. Это маленькое государство с фантастически красивой природой и удивительными храмами, где, однако, неосмотрительно гулять без сопровождения гида. Кроме того, клиенты стали добавлять к посещению, например, Южной Америки элемент настоящей экспедиции — посещение Антарктиды, где туристы живут в более аскетичных условиях», — рассказывает В. Королева.
По ее наблюдениям, условному Парижу клиент все чаще предпочитает места на родной земле. «За годы кризиса очень выросла популярность путешествий по России и странам СНГ», — отмечает В. Королева. Однако смена предпочтений принесла и определенные сложности. «На данный момент «дорого» в России по-прежнему не всегда равняется «качественно», — объясняет В. Королева.
Эластичность спроса
В любом случае, многих состоятельных людей в Петербурге не смущает рост цен на туруслуги. По словам В. Королевой, с докризисного периода цена на некоторые туры выросла в 1,5-2 раза. «При этом мы не заметили особого снижения эквивалента стоимости поездок в у.е. — наши клиенты привыкли к определенному уровню отдыха и обслуживания, и не готовы его понижать только из-за колебаний курса рубля».
Более того, уровень притязаний многих клиентов только вырос. «Например, раньше некоторые клиенты летали бизнес-классом, а теперь в определенные точки предпочитают путешествовать на частных бортах, чтобы ни от кого не зависеть», — рассказывает В. Печенкина.
Бездушный интернет
Таким образом, позиции премиум-туризма, с одной стороны, не кажутся хрупкими. С другой стороны, это не говорит о том, что турбизнес находится в тепличных условиях. «Кризис мобилизовал сегмент туризма. Четко прослеживается довольно сильная конкуренция как на онлайн-сервисах, так и в туристических компаниях за каждого отдельно взятого клиента», — говорит В. Королева.
Сейчас цены на многие люксовые отели на ресурсах интернет-бронирования и у реальных фирм выравниваются. «Мы долго боролись на всевозможных туристических выставках за адекватные расценки на онлайн-ресурсах и сейчас мы на 99% уверены, что наше предложение будет выгоднее аналогичного из интернета. Так что конкуренция со стороны «доткомов» снижается, и это радует», — резюмирует В. Королева.