В этих условиях ритейл перестает быть статичным и вынужден меняться – причем настолько быстро, что времени на серьезный анализ каждого шага почти не остается. Прежде всего, речь идет о цифровой трансформации – это настолько значимый тренд, что о нем говорили и президент страны, и премьер-министр. Изменения, связанные с применением цифровых технологий во всех аспектах человеческой деятельности, естественным образом затрагивают и бизнес.
Увеличившаяся скорость принятия решений резко меняет нашу жизнь. Семь-восемь лет назад, чтобы сесть в такси, надо было позвонить, рассказать диспетчеру о предполагаемом маршруте, получить смс с номером машины, дождаться ее прихода, а также побеспокоиться о достаточном количестве наличных в бумажнике, и желательно без сдачи. Сейчас такси можно вызвать за несколько секунд, используя мобильные приложения и геопозицию. Причем, если время ожидания превысит десяток минут, клиент недоволен – а ведь еще несколько лет назад такое время прибытия машины казалось очень быстрым.
Поскольку мир ускоряется, скорость является главным конкурентным преимуществом в бизнесе. Быстрыми должны быть не только бизнес-процессы, но и ИТ-системы, которые эти бизнес-процессы поддерживают. Так что нужны решения, которые позволяют получать данные из множества источников в наиболее короткие сроки. По этому пути идут крупнейшие российские компании.
Будущее розничной торговли – это омниканальность, благодаря которой можно в кратчайшие сроки получать информацию о своих клиентах из разных источников. Именно для построения омниканальных продаж крупным ритейлерам нужны системы, которые позволяют сократить время реакции.
Такую возможность предлагает SAP S4/HANA — программный продукт, позволяющий увеличить главное конкурентное преимущество, — скорость. Это следующий шаг эволюции в области получения данных: более высокая интегрированность бизнес-процессов с интернетом и более быстрая база данных (HANA).
Не менее важной становится задача поиска и успешного внедрения новой бизнес-модели, которая позволит не только выжить в условиях постоянно меняющегося рынка, но и заложить фундамент для будущего. При этом ИТ отводится ключевая роль как способу реализации бизнес-стратегии. На сегодняшний день ИТ перестали быть поддерживающей бизнес функцией – они трансформировались в фундамент для бизнеса, инструмент монетизации сервисов. Без ИТ ни один бизнес сегодня – и в особенности ритейл – не сможет развивать те преимущества, которые у него есть.
Даже если у ритейлера есть товар, который пользуется спросом, чтобы его продать, необходимо стать ближе к покупателю. Именно поэтому диджитализация в ритейле – уже состоявшийся тренд. В том числе благодаря ему грани между каналами продаж стираются, если уже не стерты. Сегодня ритейлеру необходимо создать такую систему продаж, чтобы покупку можно было совершить в любом месте, в любое время и с любого устройства. И добиться этого без современных ИТ-инструментов практически невозможно.
ИТ-компании работают в этом направлении. Платформа SAP S/4HANA – первый real-time инструмент, в котором реализован этот принцип. Причем он работает на всех уровнях – от управления бизнесом до пользовательского опыта: руководитель из любой точки мира с любого устройства может получить доступ к данным по бизнесу, контролировать его и в случае необходимости скорректировать стратегию, а покупатель в любом месте, в любое время и с любого устройства может оформить заказ и оплатить его, в любое время в любое место этот заказ будет доставлен.
Управление торговой сетью – очень сложная задача. Фактически сейчас это развивающаяся платформа с частично зафиксированным ядром, в которое постоянно «вплетаются» новые ключевые элементы, расширяющие опыт в будущем. Сейчас работает принцип «новое лучше, чем идеальное»: пробовать новые форматы продаж или новые категории товаров надо как можно быстрее, без долгих тестовых периодов. SAP S/4HANA – это как раз та инновационная платформа нового поколения для управления ресурсами предприятия, которая сможет помочь решить эту задачу, упрощая и ускоряя управление бизнесом. С ее помощью можно создать единое информационное пространство, в котором будут работать все сотрудники, а запуск новых форматов продаж станет гораздо более простым и быстрым.
Еще один тренд в ритейле – оптимизация запасов. Управление запасами – процесс сложный, но необходимый: закупка и хранение ТМЦ, пожалуй, одна из самых затратных составляющих бюджетов ритейлера. Важнее то, что сокращение запасов экономически выгодно: по статистике компании SAP, потенциал снижения запасов достигает 30-60%. В связи с этим возможности планирования и прогнозирования, которые дает комплекс решений SAP в сочетании с SAP S/4HANA, оказываются как нельзя кстати.
Приведем простой пример. Продажи мороженого не будут высокими даже в летний сезон, если третью неделю льют дожди. Зато чемпионат по футболу увеличит продажи пива и таких сопутствующих товаров, как чипсы и прочее. Объявляя большую скидку на одну из марок лимонада, опытный ритейлер ожидает не только увеличение продаж, но и снижение спроса на продукты других марок. Это должно быть учтено в закупках. Самые искушенные в планировании знают, что еще произойдет рост продаж сопутствующих товаров вроде чипсов, а также тех, что просто размещены рядом с лимонадом. Просчитать подобные колебания спроса в ручном режиме, наверное, можно, но очень сложно. Так что работа с огромными потоками данных – это залог успеха всех ритейлеров. Необходимо не только агрегировать информацию от торговых точек и конечных клиентов, нужно еще уметь ее обрабатывать и анализировать, а лучше уметь это делать в режиме реального времени, не покидая систему. Только в этом случае можно предложить действительно персонализированные предложения. SAP S/4HANA, к примеру, позволяет сделать предиктивный прогноз пользовательского поведения с учетом информации из социальных сетей, отзывов потребителей о товарах, прогнозных отчетов конкурентов, микро- и макроэкономических параметров, колебаний курсов валют и так далее. Путем различных методов моделирования «что-если» SAP S/4HANA сможет подсказать решение – какие товары в каком количестве закупать, когда запускать маркетинговые акции, чтобы достичь максимальной лояльности клиентов при минимальных затратах на хранение.
Для ритейлеров с широким географическим присутствием, с выстроенной логистикой и интернет-магазином сейчас характерен запуск маркетплейса. Он позволяет увеличивать продажи не только за счет своих товаров, но и за счет реализации товаров сторонних поставщиков. При этом важно на основании опыта предыдущих покупок формировать персонализированные предложения, учитывающие индивидуальные потребности клиента. А это значит, что на рынке нужно вводить новое понятие – omnilization, как сочетание omni-channel и personalization.
Лучший пример реализации нового подхода – агрегаторы, берущие на себя функции приема заказов на различные услуги специализированных компаний – ресторанов, таксопарков и т.д.. Это тоже разновидность маркетплейса. Разумеется, запуск бизнеса агрегаторов не был бы возможен без серьезной ИТ-инфраструктуры. Как показывает наш опыт, у российских ритейлеров ИТ-инфраструктура достаточно хорошо развита и во многих случаях она лучше, чем у игроков этого рынка на Западе. Именно эта инфраструктура может стать основой для развития даже в тех сложных условиях, в которых работают сейчас отечественные ритейлеры. И SAP S/4HANA предоставляет все необходимые для этого инструменты.