Четверка лидеров рынка интернет-эквайринга с долей, превышающей 10% - банки Группы ВТБ (СЗРЦ ВТБ, ВТБ 24, ВТБ Банк Москвы), ПСКБ, Альфа-банк и Северо-Западный банк Сбербанка контролируют почти три четверти рынка интернет-эквайринга. Максимальная доля — у Группы ВТБ (около 30%).
В последние годы рынок интернет-эквайринга ежегодно прирастал примерно на 40% и далее будет расти не менее быстро, прогнозирует территориальный менеджер управления торгового эквайринга Северо–Западного банка Сбербанка Елена Портняжкина. По ее оценке, несколько лет назад основная доля платежей приходилась на молодых людей 18–25 лет, сегодня увеличивается доля пользователей в возрасте 30–40 лет и все большую активность проявляют люди более старшего возраста.
По данным Регионального общественного центра интернет–технологий (РОЦИТ), примерно треть интернет–пользователей Северо-Запада регулярно совершают покупки в Сети. Чаще всего оплачивают оплачивают услуги ЖКХ, покупки одежды и обуви, электронику, услуги, связанные с туризмом (авиа– и железно- дорожные билеты, отели), заказывают еду. Особенность Петербурга — высокая доля онлайн-книготорговли. Впрочем, как подчеркивает генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов, несмотря на рост объема продаж через интернет, большинство товаров выкупается непосредственно в торговой точке. «Если доля карточных платежей непосредственно в наших магазинах составляет сегодня около 40% от общей выручки «Буквоеда», то по интернет-эквайрингу — менее 5%», - говорит Денис Котов.
Не только банки
На рынке интернет-эквайринга представлены несколько групп участников. Помимо самих банков, это также компании-агрегаторы, которые выступают посредником между банками и платежными системами с одной стороны и интернет-магазинами с другой. Их бизнес — удобные интерфейсы и упрощение процедуры подключения торговых точек. Считается, что агрегаторы сотрудничают преимущественно с небольшими интернет-магазинами, особенно только начинающими свою работу. Банки часто отказывают таким клиентам в услуге организации интернет-эквайринга по разным причинам, включая соображения безопасности.
«Любой бизнес клиента на начальной стадии развития - это риск для эквайрера: риск того, что вложения в подключение сервисов не окупятся, что компания не сможет выполнить принятые на себя обязательства перед покупателями, оплатившими товар по своей банковской карте, - рассуждает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра – вице-президент банка ВТБ Руслан Ерёменко. - С другой стороны, небольшие стартапы могут рассматриваться крупными банками и как перспективные бизнесы, которые с ростом оборотов позволят банку получить соответствующие доходы. Поэтому эквайреры стремятся сбалансировать риски и доходность - например, могут предложить повышенный тариф на период запуска или фиксированные платежи за сервис на случай отсутствия оборотов по продукту».
«С точки зрения безопасности всегда существует некое балансирование между тем, чтобы максимально снизить порог вхождения или работать только с надежными, проверенными и перспективными клиентами, — объясняет ситуацию заместитель начальника управления эквайринга департамента розничного бизнеса ВТБ24 Сергей Кирпиченко. - Второй аспект: технически многие интернет-магазины не готовы к прямому сотрудничеству с банками. Поэтому сегодня существует много технических и организационных вариантов»
Впрочем, стереотип, в соответствии с которым услугами агрегаторов пользуются в основном небольшие торговые площадки, а лидеры отрасли взаимодействуют напрямую с банками, не совем верен. Так, «Юлмарт» пользуются как раз услугами компаний-агрегаторов.
«Я бы сравнил интернет-эквайринг от банков с услугами магистрального телеком-провайдера: там что-то происходит и без этого ничего не работает, но доносить это до потребителя — не их задача», — рассуждает руководитель программы проектов «Цифровые товары и платежные сервисы» компани «Юлмарт» Михаил Дайхин. По его словам, «Юлмарт» сегодня технологически и отчасти экономически не может себе позволить работать с банками напрямую. «Для бизнеса это тяжело с точки зрения подключений, документации, особенности технической интеграции, нежелания банков адаптироваться под нужды конкретного партнера», - перечисляет Михаил Дайхин и резюмирует: с точки зрения крупной торговой площадки, имеющей многочисленные потребности относительно процесса оплаты и схем интеграции, работать с «базовой» услугой банка гораздо сложнее, чем с агрегатором. Таким образом, банки и компании-агрегаторы не только конкурируют, но и взаимно дополняют друг друга.
«Мы все работаем на одном рынке, который растет. Пока на нем хватает места и банкам, и агрегаторам», — говорит в этой связи руководитель регионального развития электронной коммерции петербургского филиала Альфа–Банка Артем Бережной.
«Агрегаторы помогают освоить рынок и успешно продвигать услугу оплаты через интернет; число партнерских схем только растет», — подтверждает Сергей Кирпиченко.