Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Миссия Петербурга – возродить станкостроение

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress
Интервью с вице-губернатором Санкт-Петербурга Сергеем Мовчаном.

В первые месяцы 2016 года в петербургской промышленности наметился осторожный рост, который на фоне падения индекса промышленного производства, отмеченного по итогам 2015 года, дает поводы к оптимизму. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан рассказал в интервью корреспонденту РБК, что рассчитывает на несколько позитивных процессов, которые затронут петербургскую промышленность в этом году – в частности, должен заработать станкостроительный кластер, придут иностранные инвесторы, возрастут объемы экспорта петербургской продукции. Тем не менее, в целом год для промышленных предприятий будет сложным, - считает вице-губернатор.

Сюрпризы статистики

– Статистика в начале 2016 года радует больше, чем в 2015 году: по итогам первого квартала в индекс промышленного производства в обрабатывающей промышленности Санкт-Петербурга вырос на 0,9%. Этот процент говорит об объективном улучшении в городской промышленности или о каких-либо особенностях статистического учета?

– Поскольку индекс промышленного производства увеличивался, начиная с января, ежемесячно, можно говорить об устойчивой тенденции к росту. При этом в некоторых отраслях получены интересные результаты, которые еще предстоит проанализировать – например, в пищевой промышленности города индекс промышленного производства в январе-марте текущего года вырос на 20,6% к первому кварталу прошлого года, причем рост затронул сегменты алкогольных напитков и табачных изделий. Замечу, что по итогам 2015 года объем производства пищевых продуктов в Петербурге снизился почти на 5%, в основном, за счет падения в сегментах «вредных привычек».

– Люди стали меньше пить и курить?

– Существенно меньше. В Петербурге в 2015 году выпуск дистиллированных алкогольных напитков сократился на 30,5%, табачных изделий – на 0,5%. Но неожиданным в этой связи оказался рост производства пищевых продуктов, включая табак и алкогольные напитки, в январе-марте.

Когда мы анализируем статистику на коротких отрезках времени, бывает трудно уверенно назвать причину того или иного результата. Но, по крайней мере, драматического ухудшения ситуации точно не наблюдается. Петербургу повезло в том, что здесь работает диверсифицированная промышленность: падение в одной отрасли компенсируется ростом в других.

Рост спроса – не за горами

– В каких отраслях продолжается падение?

– В производстве автомобилей был заметный спад в прошлом году, и в первом квартале текущего года также происходило падение. Замечу, что если по всей стране падение производства в автомобильной промышленности в 2015 году достигло 27%, в Петербурге оно ограничилось 14%. Хотя это серьезный спад, но все же меньший, чем среднероссийский.

Недавно, обсуждая перспективы петербургского автопрома на публичной дискуссии, эксперты отмечали, что сейчас, скорее всего, формируется отложенный спрос. По статистике Центробанка, граждане России имеют сбережения в размере нескольких десятков триллионов рублей. Эти деньги в какой-то момент будут направлены в потребление, покупки.

– Но совсем не обязательно – в покупки новых автомобилей?

– Пробег автомобиля в стране составляет, в среднем, порядка 15 лет, то есть обновление частного автопарка - неизбежно. Федеральное правительство, по различным программам поддержки, выделило автомобильной отрасли 43 миллиарда рублей - приличная часть этих средств была направлена в петербургский автопром – с тем, чтобы предприятия могли дождаться восстановления спроса. И я думаю, что рост спроса, хоть и не резкий, скоро последует.

– В этом году?

– Хотелось бы верить. Помимо уровня спроса, есть еще один важный фактор, влияющий на экономическую ситуацию в сборочных производствах, и не только автомобильных. Трудности на петербургском предприятии «Сименс-Бош», возникшие в конце прошлого года, были связаны с подорожанием комплектующих из других стран. Это притом, что мы активно предлагали компании помощь в локализации, чтобы наладить кооперацию и производить комплектующие здесь. Ведь у завода «Хундай» уже почти на 50% локализовано производство! А «Ниссан» предполагает рядом с основным производством развивать полноценный парк поставщиков комплектующих.

Часто говорят, что производить комплектующие для нужд петербургских автозаводов неинтересно, потому что объемы невелики. Но сейчас выясняется: если вы сертифицируете производство той или иной детали, например, на петербургском «Ниссане», то это позволяет вам стать поставщиком «Ниссан» по всему миру. То же и с другими автомобильными брендами.

– Мы знаем, что автомобильные фильтры петербургского производства уже поставляются на ведущие автозаводы Европы, есть и другие единичные примеры, но в целом экспорт автокомпонентов из Петербург а пока не сложился. Что мешает производителям воспользоваться преимуществами девальвации и выйти на мировые рынки?

– Риски для тех, кто вкладывает свой капитал в производство, в текущей экономической ситуации высоки. Предприниматели ищут ниши для расширения бизнеса, мы это видим, но они очень осторожны. Петербургское правительство, со своей стороны, проводит много встреч с бизнесом, чтобы рассказать: город поддержит инвесторов – и организационными усилиями, и, когда это предусмотрено законодательством, субсидиями и льготами. Бизнес обсуждает с городом открытие новых производственных площадок по выпуску автокомпонентов; более подробно пока сказать не могу.

Относительно экспорта хочу заметить, что еще в начале прошлого года, общаясь с представителями автомобильного кластера, я их спрашивал: почему вы не занимаетесь экспортом автомобилей? Они ответили, что я попал в точку – они прорабатывают этот вопрос. И действительно, сейчас произошел выход продукции петербургского автокластера на рынки Египта и Ливана. И хотя выходить на чужие рынки всегда проблематично, никто там новых конкурентов не приветствует, экспорт из Петербурга, я думаю, будет нарастать.

Вообще, у нас происходит процесс индустриализации, подобный тому, который имел место в 1930е годы – Россия учится обеспечивать себя, а заодно и другие страны, промышленной продукцией.

Вступить в кооперацию с иностранцами

– Существует мировое разделение труда. Обеспечивать себя и других всеми видами промышленной продукции – непосильная задача. Как вы видите специализацию Петербурга на рынках промышленной продукции?

– Сейчас создаётся петербургский станкостроительный кластер, вскоре он должен быть зарегистрирован. Я провел ряд встреч с руководителями станкостроительных производств, сохранившихся в Петербурге. Убедился, что у нас остались хорошие головы и остались мощности, на которых можно развернуть производства. Что необходимо – так это вступить в кооперацию с иностранными компаниями; с теми, кто сегодня выпускает промышленное оборудование на высоком технологическом уровне. Оптимальная для нас модель работы - совместное производство, размещенное в Петербурге, с трансфером технологий и локализацией. И это должен быть конкурентоспособный товар, ориентированный и на российский, и на мировой рынок.

Когда мы говорим с корифеями станкостроения, они вспоминают, что советские станки поставлялись в 80 стран мира. Между прочим, эти станки до сих пор работают, то есть их качество было очень приличным. Я считаю, что особая миссия Петербурга в той индустриализации, которая сейчас начинается в стране, - воссоздать российское станкостроение, привнеся в него последние достижения в области IT, новых материалов и других технологических областях.

– Есть на примете заинтересованные иностранные партнеры?

– Есть. Я позволю себе не называть страны, с которыми проходят переговоры. Сейчас почти все заинтересованы в продолжении экономического сотрудничества с Россией, но в силу политических причин не говорят об этом открыто. Тем не менее, сделки между петербургским «Полисаном» и ведущими международными концернами, Bayer и Phizer, свидетельствуют о том, что даже в период санкций бизнес-партнерство возможно.

– Вы дадите льготы тем, кто займется в Петербурге станкостроением?

– У нас в законодательстве есть такое понятие, как стратегический инвестор – в этом случае льготы предусмотрены весьма приличные. Например, такой инвестор может получить земельный участок, не участвуя в конкурсах. Есть указание губернатора - работать с каждым серьезным инвестором отдельно. Поэтому в Петербурге сейчас активно развивается Комитет по инвестициям – его задачи заключаются, образно говоря, в том, чтобы взять за руку бизнесмена, желающего работать в Петербурге, и облегчить ему вхождение в экономику города. Это касается не только иностранных инвесторов, а любого предпринимателя, который приносит в город капитал.

– Как вы видите специализацию Петербурга в области станкостроения?

– Целесообразно производить станки для перерабатывающей и пищевой промышленности. В так называемой тяжелой промышленности российские станки присутствуют – например, Новосибирская область поставляет промышленное оборудование Петербургу. Если же взять сегмент пищевого производства, то там все оборудование – либо иностранное, либо устаревшее. Недавно показывали репортаж из Иркутской области о создании высокотехнологичного предприятия по производству сыров. Они пригласили итальянских специалистов и поставили импортное оборудование. Я считаю, что привозить специалистов – правильный путь, но оборудование надо стремиться сделать свое. Станкостроение – это ключ к промышленной безопасности и промышленному развитию страны.

У нас уже работает и успешно занимается импортозамещением компания «Таурас-Феникс» - сейчас крупнейший в России и странах СНГ производитель упаковочного и пищевого оборудования. Значит, есть практические основания рассчитывать на успешное становление этой отрасли в Петербурге.

– Когда говорят об импортозамещении, то часто предъявляют продукцию, в которой отечественных компонентов – от силы 10%. На ваш взгляд, каковы критерии настоящего импортозамещения?

– Можно разработать наукообразные определения, а можно сказать проще – если продукция произведена в России на отечественном оборудовании, она является отечественной. Я так считаю. Даже если используется много импортных компонентов, ничего не бывает статичным – в случае, который я описал, будет неизбежно происходить локализация производства, и доля компонентов, выпущенных у нас, возрастет. Да и само оборудование станет меняться от серии к серии, приспосабливаясь к потребностям российского рынка.

Главное - экспорт

– Чтобы развивать производство, нужны или доступные заемные средства, или серьезный объем собственной прибыли. Но в Петербурге растет число убыточных предприятий.

– По данным Петростата, за 2015 год доля убыточных предприятий в обрабатывающей промышленности города составила 19,3%. В 2013 и 2014 годах этот показатель составлял 19 и 23 процента соответственно. Таким образом, в сравнении с 2013 годом, который считается докризисным, доля убыточных промышленных компаний не изменилась, а в сравнении с 2014 годом – даже снизилась. Есть еще один важный для оценки ситуации на предприятиях показатель – численность работников. Так вот, в конце 2015 года в петербургской промышленности было занято 341,2 тысячи человек, что составляет 99,2% к численности 2014 года. То есть компаниям, даже испытывающим сложности, пока удается сохранять кадры.

– Удастся ли в 2016 году? Какие отрасли вызывают наибольшую тревогу?

– Те, что показали падение в 2015 году – это, прежде всего, машиностроительные отрасли, включая автомобилестроение. Государственная поддержка петербургских автомобилестроителей продолжается и со стороны города, и со стороны Федерации. Предполагается, что общий объём государственного финансирования автопрома в 2016 году составит около 50 млрд. рублей.

В целом, год будет сложным. Не хочу гадать на тему того, продолжаем ли мы падать, или уже отскочили от дна, но и внутри в России и на мировых рынках экономические трудности сохранятся. Неслучайно город нашел возможность перечислить 1 миллиард в региональный Фонд поддержки промышленности. В том числе, и эта мера должна позволить предприятиям сохранить объем производства и численность персонала. Кстати, мониторинг ожиданий, который мы проводим в среде промышленников, показал, что большинство руководителей петербургских предприятий ждут в этом году роста объема выпуска продукции на своих производствах. При этом и их, и наши надежды связаны в основном с открытием новых рынков для петербургской продукции в российских регионах и за рубежом.

Сейчас на базе петербургского Центра импортозамещения открылся центр по поддержке экспорта. В городе, в результате исследования, выявлено порядка 200 экспортоориентированных предприятий, из них 70 – резиденты центра. И он будет оказывать бесплатную помощь тем, кто хотя бы начинает подготовку к выходу на международный рынок. Многие сегодня считают, что выйти на международный рынок невозможно без колоссальных финансовых вливаний. Наша центральная задача в этом году – доказать, что это не так; создать серию примеров того, как петербургские компании успешны в экспорте.
 

Решения Менеджмент будущего
Содержание
Закрыть