Благодаря высокому уровню компетенции представителей профильных комитетов Петербурга администрация города все чаще ставит задачи, опираясь на конкретное решение или отдельный проект. С одной стороны, это хорошо, так как в Администрация лучше других представляет необходимость развития той или иной городской системы. Но с другой стороны, такой подход может лишить возможности поиска совершенно нового нетривиального решения, которое могло бы стать прорывным.
Это, разумеется, не значит, что у бизнеса нет возможности предлагать инновационные проекты или подходы к решению отдельных задач. Наоборот: наш опыт показывает, что Город всегда быстро реагирует на инициативы – причем, не только проявляя общепредметный интерес, но и детально прорабатывая поднятые вопросы.
В связи с этим улучшить взаимодействие города с бизнесом в области инноваций можно в части создания дополнительного канала общения, например, создать совместную рабочую группу по инновационному развитию города. Ее участники могли бы регулярно устраивать встречи – раз в полгода или год, а в случае необходимости, – проводить экстренные созывы, чтобы реагировать на какую-либо инновацию с очевидными перспективами использования прямо сейчас.
Драйверов, способных оказать положительное влияние на приток инноваций в городские проекты, достаточно много. Это и заинтересованность внешних по отношению к городу инновационных групп – международных экспертов, инвесторов, исследовательских центров. Должны стимулировать развитие инноваций и крупные значимые события на федеральном или региональном уровне, такие как, например, подготовка к Чемпионату Мира по футболу.
Конечно, всегда значимым будет и приток инвестиций – инновации требуют вложений. Государственно-частные партнерства могут стать драйвером, но надо понимать, что для участия в ГЧП бизнес должен обладать «свободными» – и не малыми – средствами для реализации проектов, что в текущем общеэкономическом положении вызывает очевидные сложности. Но при этом концессионные соглашения все равно возможны.
Сдерживающим инновационное развитие города фактором может, на мой взгляд, стать уже достигнутый серьезный уровень автоматизации с применением инновационных технологий почти во всех областях города. Предложить что-то новое и, тем более, апробировать – возможно, но крайне сложно, так как преимущественно развитие идет в рамках ранее заложенных концепций и программ.
И все же городу есть к чему стремиться. Например, нужно всерьез заниматься организацией Единого пространства города через введение объединяющих сервисов с акцентом на связь с федеральными государственными информационными системами. Это можно сделать в рамках таких проектов, как Единый информационный сервис, Карта петербуржца, Карта Гостя Города и т.п. В них на первые позиции выходят процессы интеграции и связывания существующих систем в единый сервис, который может принести пользу как горожанам, так и государственным структурам.
Также принести пользу городу и жителям может повышение престижа государственной службы путем создания понятных для бизнес-людей, а также молодых специалистов показателей эффективности и плюсов такой работы. В таком проекте важно уделить повышенное внимание портальной части – как внешней, так и внутренней. Это позволит в необходимой степени показать привлекательность и обеспечить серьёзным кадровым резервом институт государственной службы Санкт-Петербурга.