Новые облигации
Неразвитость инфраструктуры считается одним из основных препятствий для роста российской экономики. «Ущерб экономике России только из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры ежегодно составляет порядка 3% ВВП», — говорит аналитик по облигациям UFS IC Юлия Гапон. При этом для строительства новых и ремонта старых дорог необходимы серьезные финансовые ресурсы, которых у правительства нет. Решить проблему можно привлечением частных средств, например через выпуск инфраструктурных облигаций — бумаг, направленных исключительно на финансирование строительства объектов инфраструктуры.
В мае этого года инвестиционный банк «ВТБ Капитал» стал организатором размещения первого российского выпуска инфраструктурных облигаций, обеспеченных правами по концессионному соглашению. Банк является акционером консорциума «Магистраль двух столиц» и финансовым консультантом проекта по строительству и эксплуатации участков 7 и 8 скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. «Данная сделка позволяет НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» диверсифицировать портфель и осуществить инвестиции в надежный и в то же время доходный социально значимый инфраструктурный проект», — говорит старший вице-президент, руководитель департамента дочерних компаний банка ВТБ Михаил Якунин. При этом якорным инвестором размещения стал «ВТБ Пенсионный фонд», а гарантированная доходность выпуска облигаций была обеспечена государственными обязательствами по концессионному соглашению.
По словам экспертов, на российском рынке уже есть примеры выпуска инфраструктурных облигаций, однако до сих пор они не были обеспечены именно концессиями. «Выпуск инфраструктурных облигаций не новое явление для российского долгового рынка. За последние четыре-пять лет было выпущено не менее двух-трех десятков подобных бондов, вырученные от них средства пошли на строительство объектов инфраструктуры, преимущественно транспортной», — говорит аналитик Промсвязьбанка Александр Полютов. По его словам, для строительства автомагистралей были размещены выпуски «Западный скоростной диаметр» (городская автомагистраль в Санкт-Петербурге), «Главная дорога» (выход на МКАД с трассы М-1 «Беларусь») и др. Кроме того, в марте текущего года РЖД разместили два облигационных займа общим объемом 30 млрд руб., в мае — еще один выпуск на 15 млрд руб. Помимо этого в обращении находятся восемь выпусков инфраструктурных бондов железнодорожного монополиста суммарным объемом 200 млрд руб. Только в 2015 году с помощью инфраструктурных облигаций РЖД намерены привлечь 100 млрд руб., которые будут направлены на модернизацию БАМа и Транссиба.
Интерес инвесторов
Задача правительства — сформировать устойчивый спрос на данный вид долговых инструментов, считает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. «Объем рынка инфраструктурных облигаций на текущий момент сложно назвать большим, тем более на нем сейчас спрос формируется не рыночным способом, а в основном за счет договоренностей правительства с ВЭБом или госбанками. В ближайшем будущем ожидаем его существенного расширения за счет новой эмиссии и выхода на этот рынок НПФ», — объясняет эксперт. По словам Юлии Гапон, рынок таких облигаций достаточно узок из-за ограниченного количества как самих инвесторов, так и их ресурсов. «Вложения в инфраструктурные облигации могут заинтересовать только институциональных инвесторов, ориентированных на долгосрочные инвестиции. Однако сейчас инвесторы находятся в ситуации, когда сокращаются возможности привлечения капитала», — считает она.
В настоящий момент на рынке в этом сегменте представлены только корпоративные эмитенты, однако их состав постоянно расширяется. Из последних размещений эксперты выделяют ФСК ЕЭС, которое в начале мая завершило размещение инфраструктурных облигаций серий 37 и 38 на общую сумму 40 млрд руб. и сроком обращения 35 лет. На данный момент в обращении находятся девять выпусков инфраструктурных бондов этой компании общим объемом 140 млрд руб.
Надежда на пенсии
В будущем реализовывать инфраструктурные проекты российские власти планируют в первую очередь за счет пенсионных средств. Всего, по данным Банка России, в инфраструктурные проекты вложено более 90 млрд руб. из средств, находящихся в распоряжении НПФ. «Вложение длинных пенсионных денег в инфраструктуру — важный момент для развития российской экономики, поскольку позволяет реализовывать крупномасштабные проекты с продолжительными, 10–20 лет, сроками окупаемости», — говорит Александр Полютов. По его словам, особенно актуальным развитие данного сегмента бондов выглядит в кризисный период, когда кредитные ресурсы становятся недоступными, а темпы строительства снижаются. В свою очередь, через реализацию крупных инф раструктурных проектов бизнес-активность передается и в смежные отрасли: промышленность строительных материалов и металлургию.
Так, часть поступивших в негосударственные пенсионные фонды нынешней весной 550 млрд руб. Минфин предлагает направить на покупку инфраструктурных облигаций. Еще в мае российское правительство решило сохранить накопительную пенсионную систему. Как заявил премьер-министр страны Дмитрий Медведев, пенсионные средства являются «источником длинных денег для поддержки инвестиций в условиях закрытых для России международных финансовых рынков». В свою очередь, по словам министра финансов Антона Силуанова, с начала 2016 года за счет пенсий можно будет финансировать частные проекты, в том числе крупнейший газовый проект «Ямал СПГ», который предусматривает строительство завода мощностью 16,5 млн т сжиженного природного газа в год.
«В отличие от обычных депозитов срок хранения и инвестирования пенсионных денег в среднем составляет не менее 25 лет. Поэтому за счет пенсионных накоплений возможно финансировать инфраструктурные проекты», — объясняет проректор РАНХиГС Александр Сафонов. По его словам, сейчас обсуждаются инвестиции в проект реконструкции железнодорожной магистрали БАМ-2 с Дальнего Востока в европейскую часть России. Он позволит увеличить пропускную способность железнодорожных перевозок в направлении Китая, Южной Кореи и Японии. В свою очередь, «Роснефть» рассматривает пенсионные средства в качестве источника кредитования разработки арктического шельфа. «Закрытие западных рынков финансирования и рефинансирования послужило катализатором для привлечения средств внутренних инвесторов», — говорит Валерий Виноградов, советник президента Национальной ассоциации НПФ, руководитель Центра информационных коммуникаций пенсионного рынка. Он указывает, что в совокупности объемы накоплений и резервов пенсионных фондов превышают 4 трлн руб. ($77,9 млрд), что сопоставимо с объемом национальных суверенных фондов России. «Во всем мире пенсионные деньги — важнейший источник долгосрочных инвестиций в экономику, и при определенных условиях так будет и в России», — говорит заместитель гендиректора НПФ Сбербанка Елена Тетюнина. По ее словам, одна из целей пенсионной реформы — создать источник длинных денег для российской экономики.
Впрочем, по словам Александра Сафронова, сохраняются определенные недостатки в механизме размещения пенсионных средств в долгосрочные проекты. В частности, негосударственным пенсионным фондам запрещено вкладывать их в инновационные проекты. «В то же время в США и других экономически развитых странах накопительное пенсионное страхование является основным источником для развития подобных проектов», — говорит он. Как указывает Александр Полютов, не у всех выпусков облигаций имеются кредитные рейтинги от международных агентств, а сами проекты не всегда достаточно прозрачны для данного класса инвесторов. «В случае восстановления рынка капиталов, а также доработки законодательства, регулирующего вопросы выпуска и обращения инфраструктурных облигаций, они станут действенным механизмом привлечения финансирования проектов», — считает Юлия Гапон.