Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Только ленивый не заработал: как прошел 2023 год для ИТ-рынка

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Рынок ИТ продолжает адаптацию — уход западных вендоров не привел к снижению конкуренции, а требования к качеству за прошлый год только выросли

Прошедший 2023 год для большинства представителей российского рынка ИТ и телекома оказался вполне успешным. Одним удалось продемонстрировать кратный рост, другие открыли новые направления бизнеса, а некоторые сумели пробиться в те сегменты, где отечественными решениями раньше не интересовались в принципе. И все же эксперты дискуссии, организованной РБК Петербург, отмечают, что год оказался отрезвляющим — ожидания по росту сотрудничества и снижению конкуренции не оправдались, а вот требования клиентов к качеству только продолжили расти.

Денег стало много

Год назад одним из определяющих трендов на 2023 год эксперты называли коллаборацию и сотрудничество. После достаточно сложного для всех 2022 года многим казалось, что только за счет объединения усилий удастся решить возникшие перед всеми отраслями проблемы, обусловленные уходом западных ИТ-вендоров.

Именно этим путем, к примеру, пошел «Ростелеком». Как рассказал директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов, 2023 год для компании действительно оказался годом партнерств и совместных предприятий, запущенных в том числе с отечественными производителями высокотехнологичного оборудования.

Александр Логинов, ПАО «Ростелеком»
Александр Логинов, ПАО «Ростелеком» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Заместитель генерального директора «Обит» по стратегическим проектам Михаил Телегин также подтвердил, что прогнозы оправдались, хоть и не полностью. «Я верил в кооперацию, и она действительно состоялась — хоть и не стала столь активной, как ожидалось. Мы, к примеру, в этом году сотрудничали со многими компаниями, помогали друг другу ресурсами, вместе реализовывали проекты — это принесло пользу бизнесу. Но кооперация, конечно, шла в ногу с конкуренцией», — объясняет эксперт.

Михаил Телегин, «Обит»
Михаил Телегин, «Обит» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Большинство же участников дискуссии признали, что тренд на сотрудничество был переоценен. Заместитель генерального директора Группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов отметил, что в 2022 году благодаря нетворкингу появилась возможность обмениваться информацией о кибератаках, причем инициатива шла не от регулятора, а именно от участников рынка. Это было эффективно, поэтому и ожидали, что в 2023 году тренд продолжится. «Мы ожидали сплочения рынка. Однако игроки увидели, что денег на рынке настолько много, что вместо того, чтобы взять зрелые компоненты из того, что наработано на сегодняшний день, объединить и быстро сделать нормальный продукт, можно начать разрабатывать свое с нуля. Из-за этого в некоторых нишах уже больше 20 решений. Для рынка это очень много, поэтому со временем сильные останутся, слабые уйдут», — говорит Хайретдинов.

Рустэм Хайретдинов,  Группа компаний «Гарда»
Рустэм Хайретдинов, Группа компаний «Гарда» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Не время для лени

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ИТ-бизнес воспользовался окном возможностей. «2023 год стал для российских разработчиков ИТ-продуктов очень успешным, — говорит директор департамента технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков. — Вместе с тем, в прошлом году экономика России динамично росла, да и в 2024 году мы ожидаем продолжение ее роста, в том числе потому, что очень много промышленных производств было заложено в конце 2022 года и в 2023 году. Этот тренд обусловил большой спрос на промышленную автоматизацию, инфраструктурные решения и ПО в рамках реализации программы импортозамещения. Группа «Эталон» в прошлом году также анонсировала релиз собственного коммерческого продукта для строительной отрасли — цифровой платформы CONTRUST».

Роман Тарасенков, Группа «Эталон»
Роман Тарасенков, Группа «Эталон» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Коммерческий директор Nexign Сергей Карпов добавляет, что быстрый рост наблюдался в наиболее пострадавших от внешних факторов сегментах — офисные решения, облачные услуги и платформы, контентные и социальные сервисы. «Сейчас этот тренд стал разворачиваться в сторону замены основных бизнес-систем, «вглубь» автоматизации. При этом компании все больше приходят к тому, что от «замещения» пора переходить к развитию, и рынок возвращается от экстренного к регулярному спросу. Например, общий кадровый голод увеличил инвестиции в работу с персоналом, это в свою очередь разогрело рынок ИТ-систем в части HRM/HCM в 2023», — говорит эксперт. Компания Nexign, видя такую потребность рынка, модернизировала свое решение — корпоративный портал Neon до полноценной HR-системы.

Сергей Карпов, Nexign
Сергей Карпов, Nexign (Фото: пресс-служба)

«В 2023 году все психологически, коммерчески и технически адаптировались и поняли, что новые ИТ-связи надо строить, потому что инвестиции в основной капитал в промышленности не остановились, а даже наоборот, увеличились. Спрос превзошел наши базовые возможности, и пришлось быстро масштабировать процессы разработки и производства», — рассказал заместитель генерального директора по техническим вопросам «Арман» Вартан Минасян.

Вартан Минасян, «Арман»
Вартан Минасян, «Арман» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Кроме того, по словам Минасяна, обрыв привычных цепочек поставок, их чрезмерное удлинение вынудили многие ИТ-компании активно развивать собственные разработки. «Арман», к примеру, разработал сразу несколько решений, которые ранее закупались. Спектр их оказался достаточно широк — от громкоговорителя, который продолжит работать в чрезвычайной ситуации до антистатической краски для корпусов и кабельных вводов.

Опережая прогнозы

Темпы роста в прошлом году для некоторых компаний даже оказалась более высокими, чем ожидал их топ-менеджмент. Например, компания Fplus, по данным ее коммерческого директора Сергея Трюхана, выросла более чем вдвое. Такие слова подтверждают тезис о том, что для ИТ в 2023 году сложились уникальные условия. Правда, к новой реальности пришлось быстро адаптироваться.

Сергей Трюхан, Fplus
Сергей Трюхан, Fplus (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Во-первых, с рынка ушли западные компании, в том числе те, которые занимались коробочным ПО, заказной разработкой, а также сбились все цепочки поставок оборудования. Во-вторых, выросли требования к инфобезопасности решений. Третьим фактором стала необходимость импортозамещения — особенно в госсегменте, где это стало требованием регулятора. К этому добавился кадровый голод. Так что для нас было понятно, что все это повлечет за собой взрыв необходимости привлечения ресурсов разработки», — рассказал генеральный директор компании ITentika Иван Кожевников.

Иван Кожевников, ITentika
Иван Кожевников, ITentika (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

В результате в компании сформировали три сценария развития на 2023 год — от пессимистичного до оптимистичного. Время показало, что даже последний был слишком консервативным: по словам Ивана Кожевникова, результаты оказались даже лучше, чем прогнозировалось.

Схожая ситуация была и в Группе компаний «Гарда»: после ухода западных вендоров спрос на решения компании вырос, одно из них оказалось практически безальтернативным. Так что руководство поставило весьма амбициозные цели на 2023 год, но даже такой план был на 30% перевыполнен.

Сектор инфобезопасности эксперты в принципе называют одним из самых явных бенефициаров импортозамещения — отсюда и позитивные результаты его представителей. По словам коммерческого директора компании «Код Безопасности» Федора Дбара, российские ИБ-решения востребованы всеми, но в первую очередь — организациями госсектора и компаниями с госучастием, наибольшую активность проявляют также ИТ и телеком, финансовый сектор, энергетика, научно-производственные предприятия. Спектр востребованных сегментов ИБ самый разный: от антивирусов и средств защиты сред виртуализации до защиты серверов и межсетевых экранов нового поколения (NGFW).

Федор Дбар, «Код Безопасности»
Федор Дбар, «Код Безопасности» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«У нас было множество знаковых и интересных проектов, обусловленных тем, что шла и продолжает идти активная стадия импортозамещения. За 2023 год «Код Безопасности» перевел несколько крупных компаний, в том числе предприятия промышленности в сфере энергетики, на собственные решения. Этот процесс удалось сделать безболезненным за счет того, что специалисты компании разработали ряд автоматизированных инструментов, которые позволяют минимизировать риски возникновения ошибок», — рассказал Федор Дбар.

Главный переход

В телеком-сегменте ситуация несколько иная: темпы роста здесь давно серьезно ниже, чем в ИТ-сфере, поэтому и заботы несколько иные. В центре внимания — необходимость сохранить стабильность работы сети, качество сервиса.

«Наш сегмент рынка в Петербурге отличается очень высоким уровнем конкуренции. Поэтому главная цель для нас — сохранить абонентов, мы боремся за каждого клиента. Для этого необходимо поддерживать качество сервиса, что непросто в условиях бесконечных атак на сеть и необходимости импортозамещения, которое в телекоме пока невозможно», — отмечает генеральный директор «еТелеком» Наталья Лукина. Эксперт рассказала, что компания использует инструменты на базе искусственного интеллекта, речевую аналитику, чат-ботов и так далее – все, что дает возможность собрать информацию об абонентах, проанализировать ее и улучшить сервис. «То, что мы в таких условиях не поднимали цены раз в 3-4 месяца — это большое достижение», — резюмирует Лукина.

Наталья Лукина, «еТелеком»
Наталья Лукина, «еТелеком» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Директор по информационным технологиям Tele2 Алексей Мартынов отметил, что его делает счастливым то, что связанных с ИТ сбоев в оказании услуг связи в прошлом году не было, абоненты продолжали звонить и выходить в интернет. «К позитивным результатам можно отнести тот факт, что мы не останавливали программу развития. При этом надо учесть, что у нас в ИТ-подразделении автаркия: мы сами разрабатываем биллинг, CRM и даже ERP — над всем этим работает более тысячи сотрудников. Кроме того, мы в 2023 году протестировали множество российских решений. И хотя не все готовы внедрять, мы заключаем много форвардных контрактов», — отметил он.

Алексей Мартынов, Tele2
Алексей Мартынов, Tele2 (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

При этом Алексей Мартынов убежден, что перевал, после которого импортозамещение в телекоме (да и в ИТ) можно будет считать состоявшимся, еще не пройден. Однако для этого, считает эксперт, есть объективные причины.

Внимание операторов было направлено на развитие сети. «Мы значительно перевыполнили задачи, которые ставили на 2023 год, — рассказал Александр Логинов. — По некоторым направлениям мы зафиксировали двухзначный рост — это очень серьезное достижение. Мы продолжили развивать инфраструктуру. Например, в рамках проекта устранения цифрового неравенства в прошлом году было установлено почти 170 базовых станций, тогда как в 2022 году — 39. Также мы инвестировали в модернизацию сети в Петербурге — порядка 120 тыс. домохозяйств охватили оптикой, проводили и рефарминг сети в Петербурге».

Директор департамента разработки Deckhouse компании «Флант» Константин Аксенов отметил, что в некоторых отраслях можно говорить если не о переходе уже упомянутого перевала импортозамещения и импортонезависимости, то хотя бы о серьезных достижениях на этом пути. «Мы много работаем с банками — у них есть собственная разработка и продукты, платформенные команды. А платформенный подход — это глобальный тренд не только 2024 года, но и, по оценкам аналитиков, нескольких следующих лет. Так что данной индустрии нужно просто помочь достроить экосистему с помощью российских инструментов — это выполнимая задача», — полагает Аксенов.

Константин Аксенов, «Флант»
Константин Аксенов, «Флант» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

И все же, несмотря на позитивные оценки, эксперты сошлись во мнении: 2023 год со многих сбил спесь. Разработчики поняли, что уход западных вендоров не означает отсутствия конкуренции, качество решений надо повышать, а клиенты не станут менее требовательными — скорее, даже наоборот. Пользователям же прошедший год показал, что в ряде случаев придется идти на какие-то уступки в отношении собственных ожиданий. Не будет низких цен, которые многие ждали от отечественных производителей, не стоит надеяться и на то, что на российском рынке моментально появятся полные аналоги исчезнувших продуктов. Участники дискуссии уверены, что в итоге это станет для рынка стимулом для дальнейшего развития.

Инструменты Время на замещение
Содержание
Закрыть